- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема урока - монопроекта: «Моя родина – Гусь-Хрустальный!»
Тема урока - монопроекта: «Моя родина – Гусь-Хрустальный!»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Евлахина А.В. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока - монопроекта: «Моя родина - Гусь-Хрустальный!»
-
Учебный предмет: факультативный курс «Юный исследователь»
-
Класс: 3 класс
-
Форма организации обучения: индивидуальная, в статичных парах, в статичных группах.
-
Тип урока: комбинированный
-
Вид урока: урок-монопроект
-
Технология: коллективного взаимообучения.
-
Оборудование: мультимедийная презентация «Моя родина - Гусь-Хрустальный!», учебные тексты для работы в группах, инструкционные карты для работы в группах, интерактивная игра «Достопримечательности города», видеозапись «Чудесный цветок», раздаточный материал для каждой группы, учебное пособие «Гусь-Хрустальный столица мещёрского края»
Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, учебно-познавательных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Моя родина - Гусь-Хрустальный!»
Учебные задачи:
-
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-
Воспитание чувства гордости за свою Родину, свой город, историю своего города;
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения, культуре других народов;
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
- Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умения взаимодействовать в статичных парах;
- Развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
- Формирование умения использовать учебные тексты, фотографии, видеофрагменты для получения новой информации;
- Ознакомление учащихся с историей, достопримечательностями города;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование потребности в систематическом чтении.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты: формирование УУД
1.Психологический настрой (эмоциональное начало урока) Учитель обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, способствует созданию благоприятной обстановки в классе. Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Вы готовы разгадать? - Пожелайте друг другу удачи. На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, наверное, у каждого из вас они будут свои.
Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечая на вопрос.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, умение применять правила делового сотрудничества. Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные:
формирование умения вступать в диалог (отвечать на вопросы).
2.Мотивационное начало урока
Учитель организуют диалог с учащимися. Почему слово родина записано по-разному? Используя полученные знания соотнесите слова страна, город, Родина, родина, чтобы получились пары слов. Свой ответ обоснуйте. (слово Родина имеет значение Отчизна, Отечество, страна, родина - значение малой родины, место, где ты родился) Дополните каждую цепочку слов. Родина - страна - Россия; родина - город - Гусь-Хрустальный. Мы живём в небольшом городке Гусь-Хрустальный, который является маленькой частичкой огромной страны под названием Россия.
Стихотворение о Гусь - Хрустальном:
Не большой он и не маленький
Сердцу самый дорогой
В золотом кольце хрусталинкой
Ты сверкаешь, город мой.
Что для вас значит слово «город»?
Попробуй, прочитай слово город с другой стороны! Что получилось?
Каждый город кому-нибудь дорог! Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь!
Для каждого человека его город - это его малая родина.
Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывают собственные мнения
Это место где ты родился и вырос, где прошло твое детство.
Слово дорог Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные:
формировать умение понимать заданный вопрос и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для ответа на него, умение высказывать предположения.
3.Постановка проблемы, выдвижение гипотез, выход на тему урока, определение учебных задач
А что вы знаете о родном городе? Что хотели ещё узнать?
Я предлагаю вам сегодня стать участниками проекта под названием «Моя родина - Гусь-Хрустальный» и создать информационный выпуск
Цель: собрать информацию о своём родном городе
Как можно больше узнать о родном городе, его истории, памятных местах, людях города.
Ведь, чем больше мы будем знать о родном городе, в котором живём, тем он нам будет дороже.
Задачи:
1) вспомнить, историю происхождения названия города; когда и кем был основан город;
2) узнать, как выглядит герб нашего города;
3) составить маршрутный лист для гостей нашего города;
4) познакомиться с мастерами стекольного дела; изготовить свою работу
Палитра знаний (измерения уровня знаний)
Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу:
Не знаю ничего - красный цвет
Осведомлен, слышал - желтый цвет
Знаю правильный и точный ответ - зеленый цвет Дети высказывают свои предположения, опираясь на свой опыт.
Учащиеся формулируют тему урока, определяют учебные задачи
Дети заполняют палитру знаний Регулятивные:
формировать умение самостоятельно формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачи.
4. Совместное открытие знаний Работа в группах (подтверждение или опровержение гипотез)
Учитель организует взаимодействие с учащимися
Работу предлагаю организовать в группах Устав групповой работы.
Жетоны должны вам помочь определить, с чем связаны задания для вашей группы
Класс делится на 4 группы:
1. Историки
2. Экскурсоводы
3. Мастера
4. Знатоки
Учащиеся работают с инструкционными картами, читают информационные тексты и выделяют в них необходимую информацию.
- Уважайте своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!
Коммуникативные:
формировать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
умение оформлять свои мысли в устной речи; формировать умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Познавательные:
формировать умение выделять информацию из текста,
Историки Мы родились и живем в замечательном городе с необычным названием - Гусь-Хрустальный. Как только не величают город! И Стеклоград, и столица русского хрусталя, и город мастеров-волшебников!
1. Существуют три версии происхождения названия города. Назовите их.
2. В каком году, кем и как был основан город Гусь-Хрустальный?
Учащиеся работают с инструкционными картами, читают информационные тексты и выделяют в них необходимую информацию.
В 1754 году Аким Мальцов построил завод хрусталя на реке Гусь
Народ связывает происхождение названия речки Гусь с названием птицы. Учёные считают, что Гусь - это не название птицы, а изменившееся финно-угорское «кууси» - «ель», «еловая». Учитывая, что река протекает по лесному мещёрскому краю, где ель произрастает в большом количестве, а сама Мещёра - это название финно-угорского племени, такая версия выглядит вполне убедительно.
Регулятивные: формировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Коммуникативные: формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли; умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться. Познавательные: формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
умение находить дополнительную информацию по фотографиям и тексту.
Знатоки
В конце 18 века, когда при императрице Екатерине 2 была принята большая часть гербов русских городов, Гусь-Хрустальный ещё не был городом, а поэтому и не получил официального герба. Эмблема города сложилась уже в советский период, в первую очередь при развитии туристического маршрута «Золотое кольцо России». В 1968 году был выпущен сувенирный значок: в черном поле золотой взлетающий гусь, пользовавшийся спросом у туристов.
Учащиеся работают с инструкционными картами, читают информационные тексты и выделяют в них необходимую информацию.
Учащиеся изучают гербы Владимирской области, ознакомившись с описанием герба Гусь-Хрустального, находят его среди всех. Собирают пазлы (герб Гусь-Хрустального) Современный герб города имеет следующее официальное описание: «В пересеченном пополам червленом (красном), в верхней части и лазоревом (синем, голубом), в нижней части, щите белый взлетающий гусь» - был утвержден в Геральдическом Комитете России по ходатайству Совета народных депутатов и администрации города в 1997 году. Регулятивные:
формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Экскурсоводы
Я вам предлагаю попутешествовать по городу. Если вы будете следовать заданному маршруту, то придете к одной из главных достопримечательностей нашего города
Учащиеся работают с инструкционными картами, читают информационные тексты и выделяют в них необходимую информацию.
Учащиеся проходят путь по маршрутному полю, открывая ячейки и читая информацию о достопримечательностях города Коммуникативные: формировать умение вступать в диалог
Познавательные:
формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (видеофрагмент), устанавливать межпредметные связи.
Мастера
Самой яркой достопримечательностью города Гусь-Хрустальный является Музей Хрусталя, который находится в величественном памятнике архитектуры конца XIX - начала XX веков - Георгиевском соборе. Собор построен по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Для отделки храма был приглашен уже известный к тому времени художник В.М. Васнецов. Он написал 5 картин для Георгиевского собора. К сожалению, сохранились лишь две работы художника: огромное полотно «Страшный суд» размером 49 квадратным метров и мозаика «О тебе радуется, Благодатная…». - В музее Хрусталя есть один удивительный экспонат, о котором ходят легенды. Если дотронуться до него хотя бы взглядом, то удача будет сопутствовать тебе.
Учащиеся работают с инструкционными картами, читают информационные тексты и выделяют в них необходимую информацию.
Просмотр видео легенда «Стеклянные цветы»
Используя приём торцевания дети по шаблону изготовляют «Чудесный букет» Познавательные: формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
умение находить дополнительную информацию по фотографиям и тексту.
5. Презентация продукта
Информационный выпуск «Моя Родина - Гусь-Хрустальный»
Учитель организует взаимодействие с учащимися
Представители каждой группы представляют отчет о работе (сдают информационные листы)
Палитра знаний (измерения уровня знаний)
Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу:
Не знаю ничего - красный цвет
Осведомлен, слышал - желтый цвет
Заполняют палитру знаний
1. Откуда пошло название Гусь-Хрустальный?
2. Назови достопримечательности нашего города
3. Символика Гусь-Хрустального
4. Мастера стекольного дела
Регулятивные:
формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.
6. Общие выводы
Рефлексия Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: - Что получилось? Закончи предложение:
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Все заслуживаете самой высокой оценки. Но никакой оценкой нельзя измерить любовь к своей большой и малой Родине. Она просто должна быть, и жить в ваших сердцах с первой минуты жизни и до последнего дыхания. И пусть эта любовь подвигает вас на честный труд во имя и на благо своего Отечества
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, формирование умения оценивать свои и чужие поступки, мотивировать свои действия. Регулятивные: формировать умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: формировать умение различать методы познания окружающего мира, находить дополнительную информацию, используя различные источники информации. Коммуникативные:
формировать умение уважительно относиться к позиции другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).