Программа Русский язык для любознательных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска»


КГУ «Общеобразовательная средняя школа №1 акимата города Шахтинска»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зав. методическим кабинетом Директор КГУ отдела образования, «ОШ №1 физической культуры акимата города и спорта города Шахтинска Шахтинска» ________ Г. Калуетова _______ С.Ю. Суханова «____»___________2013 «___»____________2013





Программа развивающего курса по русскому языку

«Русский язык для любознательных»

для учащихся 3 классов общеобразовательных школ











ОДОБРЕНО Методическим советом ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска» Протокол № ______ «____»____________2013







Рассмотрено на заседании ШМО, кафедры начальных классов КГУ «Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска» Протокол № 10 от 18.05.2013 год

Рекомендовано Методическим советом КГУ ««Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска» Протокол № 6 от 24.05. 2013 года

Одобрено Методическим советом ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска» Протокол № _____ от «_____»________ 2013 год





Составитель: Войтова Инна Валерьевна, учитель начальных классов высшей категории высшего уровня квалификации


Развивающий курс по русскому языку «Русский язык для любознательных»






Рецензенты:

  1. Дябина Г.Н. - руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов КГУ ««Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»
  2. Ахметова Ш.К. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГУ «Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»













Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 1 год ( 36 часов), предлагается для использования в классах общеобразовательной школы. Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес. Календарно - тематическое планирование составлено на основе «Учебных программ общеобразовательной школы /I - IV классы/» разработанных Министерством образования и науки Республики Казахстан Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина, г. Астана, 2010 год и ГОСО РК 2003-2010.
Цель программы: знакомить учеников с правилами русского языка в игровой, занимательной форме, на групповых и индивидуальных занятиях, опираясь на таблицы, схемы, ОСУДы, на основе полученных знаний на уроках русского языка и литературы.
Задачи: 1) воспитание коммуникативной культуры школьников; 2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции; 3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся; 4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку; 5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Особенности программы заключаются в том, что учитывая возрастные особенности учащихся, программа выстроена таким образом, что процесс ознакомления с новым материалом сопровождается закреплением и обобщением полученных представлений. Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности, основанный на опорных таблицах. Один из важных принципов - это принцип системности.
Эффективность усвоения учащимися программного материала достигается с помощью методов, присущих гуманитарному обучению: принципах РО, таблицы Лысенковой и Вассермана (БиС - ОСУДы), а так же различных стратегий критического мышления через чтение и письмо. Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Во внеклассной работе эффективны такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Перечисленные методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, изготовление карточек, составление вопросов, сюжетно- ролевые игры, конференции, олимпиады. Предусмотрены занятия для групповой работы и работы в парах, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, а так же использование интерактивных технологий и интерактивного оборудования. При работе по данной программе будут достигнуты следующие результаты:

  • Формирование исследовательской деятельности, любознательности, стремления самостоятельно находить истину;
  • Раскрытие индивидуальных особенностей каждого ученика;
  • развитие интеллектуального и творческого потенциала детей с основой на нравственное воспитание;
  • устранение пробелов в знаниях детей в игровой, занимательной форме через индивидуальный подход.

Тематика творческих, проектных или исследовательских работ. Творческая проектная деятельность ( звуки и буквы русского языка, история возникновения алфавита и т.д.) Грамматическая эстафета. Творческая проектная деятельность ( почему приставка так называется, что означает основа слова и т.д.) Поединок грамотеев. Творческая проектная деятельность (что важнее в речи, как обойтись без прилагательного и т.д.). Конкурс знатоков русского языка. Творческая проектная деятельность (всегда ли понятно предложение, можно ли обойтись без слов и т.д.). КВН.


Содержание программы: 3 класс- 36 часов
Фонетика - 8 часов Удивительные невидимки звуки. Безударная и ударная гласная. Звонкие и глухие - парные согласные. Твердые и мягкие согласные. Значение «хитрых» букв. Фонетический разбор.
Словообразование - 9 часов В гостях у слова. Корень- основа всего слова. Изменяем слова, находим окончание. Приставка и суффикс. Морфемный разбор слов.
Морфология - 13 часов Нас приветствуют части речи. Имя существительное. Признаки существительного. Имя прилагательное. Признаки прилагательного. Глагол. Признаки глагола. Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола. Числительное. Наречие. Местоимение.
Синтаксис - 6 часов Виды предложений по цели высказывания. Простые и сложные предложения предложения. Синтаксический разбор предложения. Дидактические игры, кроссворды, шарады.
Творческая деятельность - 12 часов (окончание каждого раздела) Творческая проектная деятельность ( звуки и буквы русского языка, история возникновения алфавита и т.д.) Грамматическая эстафета. Творческая проектная деятельность ( почему приставка так называется, что означает основа слова и т.д.) Поединок грамотеев. Творческая проектная деятельность (что важнее в речи, как обойтись без прилагательного и т.д.). Конкурс знатоков русского языка. Творческая проектная деятельность (всегда ли понятно предложение, можно ли обойтись без слов и т.д.). КВН.



































Учебно-тематический план программы:


№ Тема Кол-во часов Фонетика - 8 часов 1. Удивительные невидимки звуки 1 2. Безударная и ударная гласная 1 3. Звонкие и глухие - парные согласные 1 4. Твердые и мягкие согласные 1 5. Значение «хитрых» букв 1 6. Фонетический разбор 1 7. Творческая проектная деятельность. Грамматическая эстафета. 2 Словообразование - 9 часов 1. В гостях у слова 1 2. Корень- основа всего слова 1 3. Изменяем слова, находим окончание 1 4. Приставка. 1 5. Суффикс. 1 6. Морфемный разбор слов 2 7. Творческая проектная деятельность. Поединок грамотеев 2 Морфология - 13 часов 1. Нас приветствуют части речи. 1 2. Имя существительное 1 3. Признаки существительного. 1 4. Имя прилагательное 1 5. Признаки прилагательного. 1 6. Глагол. 1 7. Признаки глагола. 1 8. Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола. 1 9. Числительное. 1 10. Наречие. 1 11. Местоимение. 1 12. Творческая проектная деятельность. Конкурс знатоков русского языка 2 Синтаксис - 6 часов 1. Виды предложений по цели высказывания 1 2. Простые и сложные предложения предложения. 1 3. Синтаксический разбор предложения 1 4. Дидактические игры, кроссворды, шарады 1 5. Творческая проектная деятельность. КВН. 2 Итого: 36 часов








Глоссарий: Фонетика

раздел лингвистики, изучающий звуки и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Словообразо-вание

образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом.


Приставка

значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова. Корень

морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). корень имеется в каждом слове, и слово может состоять из одного или нескольких (в сложных словах) корней. Суффикс морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня и дополняющая или изменяющая смысл слова. Основа

Часть слова без окончания, которая выражает его лексическое значение. Морфология

раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов. Существительное

самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого. Прилагатель-ное

самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Глагол

самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)? в предложении является сказуемым. Числительное

самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Наречие

самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака, отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Местоимение

самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Синтаксис

раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений. Включает в себя: связь слов в словосочетаниях и предложениях; рассмотрение видов синтаксической связи; определение типов словосочетаний и предложений; определение значения словосочетаний и предложений; соединение простых предложений в сложные; члены предложения. Проект

замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

между элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке. Творчество

процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Схема

графический документ; изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо. Таблица способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений - номер строки и номер колонки.

Список литературы для учителя и учащихся.

  1. И. Агапова, М. Давыдова «Ребусы, головоломки и лабиринты для детей», Москва, 2007
  2. Большой справочник «Начальная школа», «Олимп», 2000
  3. Волшебное путешествие в страну знаний « Шикула и К», Шымкент, 2010
  4. Учебное пособие В. Волина «Загадки от А до Я» «Олма-пресс», Москва, 1999


Список использованной литературы.

  1. Брыкина Н.Т. «Нестандартные уроки», М., 2004
  2. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения», М.,1990
  3. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» 1-4 классы, М.: «Вако»,2003
  4. Казыханов В.С. «Уроки нравственности», Н.Ч. «Творчество»,2000
  5. Никитин Ю.З. «Занимательные игры для детей», М,: ООО «Изд-во АСК», 2003
  6. Николаенкова Е.Н. «Я иду на урок в начальную школу» Тесты по природоведению. М.: Изд-во «1 сентября», 2000
  7. Тарабарина Т.И. «Популярное пособие для родителей и педагогов» Ярославль: «Академия развития», 1997
  8. Фопель К. «Чтобы дети были счастливы» Психологические игры и упражнения для детей: Пер. с нем. М.: Генезис, 2005
  9. Я-человек. Пособие по духовно-нравственному развитию личности. /Сост. Даутова А. Алматы, 2000




© 2010-2022