Конспект урока русского языка на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №12»


Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: «Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне»

(УМК «Начальная школа XXI века»)






Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Силакова Светлана Валентиновна






г. Железногорск

2014 г

Цель:

Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • учить определять наличие в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится;

  • Учить умению определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий;
  • Формировать умения оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • развивать умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развивающие:

  • Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.

Принципы:

  • наглядности;

  • воспитывающего обучения;

  • активности;

  • учет возрастных особенностей.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения:

  • системно-деятельностный подход,

  • проблемное обучение,

  • наглядный,

  • словесный,

  • практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Оборудование и основные источники информации

учебник для 3 класса по русскому языку С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, комментарии к уроку С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, сюжетные картинки, карточки.

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.


Тип урока: урок изучения новых знаний (метод проблемного обучения)

Этап урока

Содержание

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Ребята, у каждого будет свой "Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Я предлагаю записать под диктовку несколько слов:

звезда, звёздочка, звёздный?

- Что случилось? Что не получается?

- Ребята, у кого ещё не получается написать это слово?

-Я не знаю, как правильно написать слово «звёздный»

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: участие в диалоге, монологические высказывания.

III. Выявления места причины затруднения

- Как бы ты написала это слово? Произнеси.

- И так, у нас есть одно мнение написания слова.

У кого другое мнение? Кто думает иначе?

- Почему бы ты так написал слово?

- Кто так же думает?

- У нас ещё одно мнение.

Звёздный

Звёзный

- Сколько мнений?

- Какие?

- А почему получились разные мнения?

- «звёзный»

(выставить карточку на доске)

- А я бы написал это слово - «звёздный» (выставляется карточку на доску)

-Я читал рассказ о звёздном небе и встречал это слово.

-Два

-Нужно писать согласную букву или нет.

-Мы ещё не изучали эту орфограмму?

Личностные: ценностная ориентация на решение учебной задачи.

Регулятивные: оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

Принимать участие в «открытии» и формулировании новых знаний и умений.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Сравним записи. Что вас удивило?

- Действительно, получились два мнения и они разные.

- Какое затруднение возникло при написании этих слов?

- А теперь давайте сравним произношение и написание слова «звёздный».

[ зв'озный'] (выставляются карточки на доску)

- Прочитайте звуковую запись слова.

- Что интересного заметили?

-Так нужно ли писать согласную в слове, если мы не слышим? Ваше мнение.

- Что вы можете предложить, чтобы найти правильную запись этого слова?

- Какие слова являются однокоренными?

- Зная это правило, что мы можем сделать?

- Давайте попробуем подобрать однокоренные слова.

(на доске карточки)

Звёздный

Звёзный

Звезда

Звёздочка

- Что мы знаем ещё об однокоренных словах?

- Что бы вы хотели сделать?

- Почему не у всех слов выделил корень?

- Так, какое слово оставим?

- А какое из слов считаете ошибочным?

- Где произошла ошибка?

- Какая?

- Какие слова помогут найти правильное решение?

- А почему вы считаете эти слова проверочными?

- А как можно назвать такие согласные? Теперь дадим название этой орфограмме.

- Правильно, у названных слов есть близкое по значению слово. В русском языке эту орфограмму называют - непроизносимые согласные.

- Что мы должны знать, чтобы написать слово правильно?

-Кто может высказать мысль точнее?

-Над какой темой мы сегодня работали? Вам помогут таблички.
(На доске таблички:)

гласные

безударные

согласные

парные


непроизносимые

На доске предложение:

Непроизносимые согласные в корне слова.

- Давайте прочитаем. Теперь все вместе прочитаем!

- У кого ещё возникли затруднения? Давайте запишем слово «звёздный» в тетрадь.

-Одно и то же слово, но написано по-разному?

- В этих словах неясно написание согласных звуков, которые пропадают.


- Мы не произносим звук [ д]

-Может быть, нам подобрать проверочные однокоренные слова.

- Близкие по значению и имеют одинаковый корень.

-Подобрать однокоренные слова.

- Звезда

Звёздочка

-Что корни пишутся одинаково.

- В родственных словах выделить корень.

(ученик у доски выделяет корень)

-Потому, что в слове «звёзный», нет буквы Д.

-Звёздный.

-«Звёзный»

- В корне слова.

-Не записали согласную.

-Родственные, проверочные слова: звезда, звёздочка)

-Потому, что чётко произносится звук [д]

-«Неслышимый звук», «молчун», «звук-невидимка» и др


-Мы должны подобрать однокоренные проверочные слова, чтобы звуки неслышимые стали слышаться чётко.

приставке

корне

суффиксе

Личностные: достижение планируемых результатов.

Регулятивные: планирование, развивать умение высказывать своё предположение, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, точно выражать свои мысли.

V. Реализация построенного проекта

- А теперь предлагаю выполнить буквенную запись слов: грустный, свистнуть, известный, поздний, солнце.

(Проверка)

-Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?

Физминутка.

-Подобрать проверочные слова, чтобы непроизносимый звук, стал чётко произносится.

Познавательные: сравнение способа действия.

Регулятивные: самоконтроль и самооценка.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику: урп.2

Познавательные: сравнение способа действия.

Регулятивные: самоконтроль и самооценка.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в тетради «Пишем грамотно» упр.1-3

Личностные: ценностная ориентация на достижение поставленной цели.

Регулятивные: контроль в форме сличения способов действий с заданным эталоном с целью сравнения.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

К концу подходит наш урок -

Пора нам подвести итог.

- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?

- Какие согласные в корне требуют проверки?

- Как вы подбирали проверочные слова?

- Какие вопросы возникли по этому уроку?

Домашнее задание.

Личностные: проявление ценностного отношения к полученным знаниям, первичные рефлексивные навыки.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.



© 2010-2022