- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему
Конспект урока русского языка на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Силакова С.В. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №12»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема: «Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Силакова Светлана Валентиновна
г. Железногорск
2014 г
Цель:
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
-
учить определять наличие в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится;
- Учить умению определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий;
- Формировать умения оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивающие:
- Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться.
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.
Принципы:
-
наглядности;
-
воспитывающего обучения;
-
активности;
-
учет возрастных особенностей.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения:
-
системно-деятельностный подход,
-
проблемное обучение,
-
наглядный,
-
словесный,
-
практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Оборудование и основные источники информации
учебник для 3 класса по русскому языку С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, комментарии к уроку С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, сюжетные картинки, карточки.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Тип урока: урок изучения новых знаний (метод проблемного обучения)
Этап урока
Содержание
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивация учебной деятельности
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Ребята, у каждого будет свой "Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
-Я предлагаю записать под диктовку несколько слов:
звезда, звёздочка, звёздный?
- Что случилось? Что не получается?
- Ребята, у кого ещё не получается написать это слово?
-Я не знаю, как правильно написать слово «звёздный»
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: участие в диалоге, монологические высказывания.
III. Выявления места причины затруднения
- Как бы ты написала это слово? Произнеси.
- И так, у нас есть одно мнение написания слова.
У кого другое мнение? Кто думает иначе?
- Почему бы ты так написал слово?
- Кто так же думает?
- У нас ещё одно мнение.
Звёздный
Звёзный
- Сколько мнений?
- Какие?
- А почему получились разные мнения?
- «звёзный»
(выставить карточку на доске)
- А я бы написал это слово - «звёздный» (выставляется карточку на доску)
-Я читал рассказ о звёздном небе и встречал это слово.
-Два
-Нужно писать согласную букву или нет.
-Мы ещё не изучали эту орфограмму?
Личностные: ценностная ориентация на решение учебной задачи.
Регулятивные: оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
Принимать участие в «открытии» и формулировании новых знаний и умений.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Сравним записи. Что вас удивило?
- Действительно, получились два мнения и они разные.
- Какое затруднение возникло при написании этих слов?
- А теперь давайте сравним произношение и написание слова «звёздный».
[ зв'озный'] (выставляются карточки на доску)
- Прочитайте звуковую запись слова.
- Что интересного заметили?
-Так нужно ли писать согласную в слове, если мы не слышим? Ваше мнение.
- Что вы можете предложить, чтобы найти правильную запись этого слова?
- Какие слова являются однокоренными?
- Зная это правило, что мы можем сделать?
- Давайте попробуем подобрать однокоренные слова.
(на доске карточки)
Звёздный
Звёзный
Звезда
Звёздочка
- Что мы знаем ещё об однокоренных словах?
- Что бы вы хотели сделать?
- Почему не у всех слов выделил корень?
- Так, какое слово оставим?
- А какое из слов считаете ошибочным?
- Где произошла ошибка?
- Какая?
- Какие слова помогут найти правильное решение?
- А почему вы считаете эти слова проверочными?
- А как можно назвать такие согласные? Теперь дадим название этой орфограмме.
- Правильно, у названных слов есть близкое по значению слово. В русском языке эту орфограмму называют - непроизносимые согласные.
- Что мы должны знать, чтобы написать слово правильно?
-Кто может высказать мысль точнее?
-Над какой темой мы сегодня работали? Вам помогут таблички.
(На доске таблички:)
гласные
безударные
согласные
парные
непроизносимые
На доске предложение:
Непроизносимые согласные в корне слова.
- Давайте прочитаем. Теперь все вместе прочитаем!
- У кого ещё возникли затруднения? Давайте запишем слово «звёздный» в тетрадь.
-Одно и то же слово, но написано по-разному?
- В этих словах неясно написание согласных звуков, которые пропадают.
- Мы не произносим звук [ д]
-Может быть, нам подобрать проверочные однокоренные слова.
- Близкие по значению и имеют одинаковый корень.
-Подобрать однокоренные слова.
- Звезда
Звёздочка
-Что корни пишутся одинаково.
- В родственных словах выделить корень.
(ученик у доски выделяет корень)
-Потому, что в слове «звёзный», нет буквы Д.
-Звёздный.
-«Звёзный»
- В корне слова.
-Не записали согласную.
-Родственные, проверочные слова: звезда, звёздочка)
-Потому, что чётко произносится звук [д]
-«Неслышимый звук», «молчун», «звук-невидимка» и др
-Мы должны подобрать однокоренные проверочные слова, чтобы звуки неслышимые стали слышаться чётко.
приставке
корне
суффиксе
Личностные: достижение планируемых результатов.
Регулятивные: планирование, развивать умение высказывать своё предположение, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, точно выражать свои мысли.
V. Реализация построенного проекта
- А теперь предлагаю выполнить буквенную запись слов: грустный, свистнуть, известный, поздний, солнце.
(Проверка)
-Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?
Физминутка.
-Подобрать проверочные слова, чтобы непроизносимый звук, стал чётко произносится.
Познавательные: сравнение способа действия.
Регулятивные: самоконтроль и самооценка.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по учебнику: урп.2
Познавательные: сравнение способа действия.
Регулятивные: самоконтроль и самооценка.
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Работа в тетради «Пишем грамотно» упр.1-3
Личностные: ценностная ориентация на достижение поставленной цели.
Регулятивные: контроль в форме сличения способов действий с заданным эталоном с целью сравнения.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
К концу подходит наш урок -
Пора нам подвести итог.
- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?
- Какие согласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Какие вопросы возникли по этому уроку?
Домашнее задание.
Личностные: проявление ценностного отношения к полученным знаниям, первичные рефлексивные навыки.
Регулятивные: самоконтроль, самооценка.