Программа по воспитательной работе в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Сарапульского района

«МБОУ Соколовская основная школа"

Программа по воспитательной работе в начальной школе

Воспитательная работа

в начальной школе


Учитель начальных классов

Рузаева Любовь Юрьевна


















2011 год _- 2014 год



Содержание:

Пояснительная записка …………………………............ 3

Цели и задачи воспитательной работы……………… 4

Принципы построения программы …………………… 5

Содержание программы ……………………………….. 6

Тематическое планирование ………………………………. 10

Контрольные вопросы и задания …………………….20

Заключение………………………………………………. 23

Список литературы …………………………………….. 24




















Пояснительная записка

Сегодня воспитательная работа имеет огромное значение. Каждый ребёнок личность. Главное для учителя - воспитать эту личность, найти в каждом ребёнке хорошее и поддержать в нём это хорошее.

Главной задачей воспитания сегодня является задача привития детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближним, доброты к окружающим людям.

В конечном счёте, позиция учителя - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».

В итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина.

Данная программа предназначена для работы с детьми 7 - 11 лет общеобразовательной школы и направлена на воспитание у учащихся культуры поведения, здоровых привычек, доброго отношения к природе, воспитания любви к родному краю, изучению народных промыслов и праздников.

Задания тематические. Их темы и последовательность определяется комплексной программой. Занятия имеют различное содержание, обусловленное его темой.








Цель воспитательной работы:

воспитание социально-адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества.

Основные задачи:

  1. Развивать творческие способности в урочное и внеурочное время;

  2. Формировать учебную мотивацию и развивать учебные навыки;

  3. Формировать доброжелательные отношения между одноклассниками;

  4. Прививать детям чувство сострадания и любви к ближним;

  5. Воспитывать умения работать над собой, развивать самооценку;

  6. Прививать интерес к окружающему миру и к окружающим людям;

  7. Воспитывать культуры поведения;

  8. Сохранять здоровье ребёнка;

  9. Формировать у учащихся качества личности:

    • Интерес к самому себе;

    • Самопризнание себя как личности;

    • Управление самим собой;

    • Уважение чужого мнения;

    • Любознательность и вовлечённость в деятельность;

    • Эмоциональная устойчивость;

    • Желание действовать и совершать поступки.


Принципы построения программы:

  • Единство воспитания, обучения и развития.

  • Систематичность и последовательность.

  • Сознательность и творческая активность.

  • Доступность.

  • Сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов работы.

  • Преемственность в воспитании.

Программа состоит из 5 разделов:

  1. Я - ЧЕЛОВЕК.

  2. МОЙ МИР ЗНАНИЙ.

  3. Я И ПРИРОДА.

  4. Я И ОТЕЧЕСТВО.

  5. Я И СЕМЬЯ.

Данные разделы включают все направления воспитательной работы.


Программа рассчитана на 4 года.

  • Продолжительность каждого года 32 недели.

  • Программа предусматривает 1 час в неделю.

  • Продолжительность занятия: 1-2 год - 15 - 25 мин., 3-4 год - 40 - 45 мин.


Содержание программы:

«Я - ЧЕЛОВЕК»

Одной из задач воспитания детей является воспитание личности. Их надо воспитывать на примерах нравственности и красоты, выявлять нравственные последствия добра и зла, показывать преимущества добрых и красивых поступков. Перед учителем стоят задачи:

  1. Вызвать у учащихся активное желание культурно себя вести, выполнять Правила для учащихся.

  2. Формировать у детей здоровые привычки.

  3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

  4. Учить соблюдать чистоту и опрятность, личную гигиену каждого ученика.

  5. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

  6. Учить детей вести себя правильно в разных местах и разных ситуациях.

Для того чтобы учащиеся свободно овладели этими навыками, необходимо проводить с ними специальную работу. Выполняя упражнения, игры, конкурсы, отвечая на вопросы взрослого, ребёнок входит в мир воспитанности, начинает задумываться над своим поведением. У него возникает желание поступать правильно, совершать хорошие поступки.


«МОЙ МИР ЗНАНИЙ»

Активное приобщение к знаниям, к познанию образа жизни, обогащает ребёнка как личность. Система знаний выражена в системе знаний о человеке, об обществе, о безопасности в этой жизни. Каждый ученик хочет проверить свои знания. Для этого и проводятся конкурсы, игры, олимпиады, КВН и многие другие формы.

В этом разделе для учащихся ставятся задачи:

  1. Научить правильно вести себя во время пожара.

  2. Знать причины возникновения пожаров.

  3. Учить правильно пользоваться бытовыми приборами.

  4. Познакомить с правилами дорожного движения.

  5. Изучить обязанности пассажиров.

  6. Учиться применять свои знания на практике.


«Я И ПРИРОДА»

Проблемы экологии приобретают в настоящее время всё более глобальный и общечеловеческий характер. В этих условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание, которое должно носить непрерывный характер. Особенно большое значение имеет период обучения в начальной школе, которое позволяет заложить фундамент экологических знаний у детей 6 - 12 лет, обладающих собой природной любознательностью и податливостью к воспитательным воздействиям. Экологическое воспитание проводятся в течение всего начального курса обучения.

Его задачи:

  1. Прививать интерес к окружающему миру.

  2. Формировать представления о природе.

  3. Изучать правила поведения в лесу.

  4. Знать полезные и вредные растения, жизнь животных.

  5. Устанавливать связи и закономерности явления в природе и роль человека в истощении природных ресурсов.


«Я И ОТЕЧЕСТВО»

Любой гражданин должен знать свой край, Родину, в которой он родился и живёт. Без знания истории своего края не проходит становление социально-зрелого человека. Ребёнок должен знать, каким трудом досталась победа нашего народа над фашизмом, народные промыслы России, праздники, русский фольклор и многое другое.

Для достижения этого ставятся следующие задачи:

  1. Рассказать о символах нашей Родины.

  2. Познакомить с историей нашей деревни Соколовка.

  3. Изучить реки района, бассейна реки Кама.

  4. Проводить беседы для учащихся о лучших людях деревни.

  5. Познакомить с книгами о Сарапульском районе.

  6. Изучить историю родной школы.

  7. Рассказать о военных годах, о воинах-земляках.


«Я И СЕМЬЯ»

Все направления в воспитательной работе не имеют ни какого значения, если ребёнок не видит личного примера родителей, если им не занимаются или он видит отрицательные примеры. Поэтому важным является воспитание не только детей, но их родителей.

Задача учителя:


  1. Познакомить родителей с важнейшими вопросами воспитания.

  2. Подключить их к проведению совместных праздников, спортивных соревнований, экскурсий.

  3. Знакомить родителей с достижениями учащихся, овладением ими программы, умении оказать помощь своему ребёнку.

  4. Проводить открытые уроки для родителей.





Тематическое планирование.

Этические беседы:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

«О внешнем виде, чистоте и опрятности».

2 четверть

«Будь добрым к товарищу. Что это значит?»

3 четверть

«Послушание украшает ученика. Как научиться быть послушным?»

4 четверть

«Что такое щедрость и скупость».

2 класс

1 четверть

«Чтобы хорошо учиться, надо быть старательным. Что значит старательно учиться?»

2 четверть

«Почему смеются над Знайкой - зазнайкой?»

3 четверть

«Беречь надо не только вещи, но время. Почему соблюдение режима дня сберегает время?»

4 четверть

«О настоящих и ложных смелых поступках: как их отличать?»

3 класс

1 четверть

«О домашних трудовых обязанностях школьника»

2 четверть

«Когда об ученике говорят, что он правдивый и честный?»

3 четверть

«Моё» и «наше» в школе: о бережном отношении к школьному имуществу и своим вещам»

4 четверть

«О чём шумят деревья, посаженные людьми у дороги, на улице?»

4 класс

1 четверть

«О верности своему слову»

2 четверть

«О мальчишеской силе: когда она хороша и когда приносит огорчения»

3 четверть

«Почему хорошо, что «Я» стоит на последнем месте в алфавите?»

4 четверть

Творческий проект «Город мастеров»


Культура поведения:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

«В гостях у Мойдодыра».

2 четверть

«Поведение в классе»

3 четверть

«Волшебные слова»

4 четверть

«Ты на улице».

2 класс

1 четверть

«Поведение дома»

2 четверть

«Приветствуем друг друга»

3 четверть

«Умеешь ли ты закрывать дверь?»

4 четверть

«Готовимся к культпоходу»

3 класс

1 четверть

«Разговор обиженных вещей»

2 четверть

«У Катюши день рождения»

3 четверть

«Об отзывчивости и деликатности»

4 четверть

«Каждой вещи своё место»

4 класс

1 четверть

«Вежливые слова и поступки»

2 четверть

«Правила, обязательные для всех»

3 четверть

«В гостях»

4 четверть

«Поведение в общественных местах»

Воспитание здоровых привычек:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

«Режим дня детей и подростков»

2 четверть

«Личная гигиена и гигиена жилища»

3 четверть

«Встреча с доктором Айболитом»

4 четверть

«Друзья Вода и Мыло»

2 класс

1 четверть

«Правила ухода за телом»

2 четверть

«Уход за зубами»

3 четверть

«Как сохранить хорошее зрение?»

4 четверть

«Оказание первой помощи при несчастных случаях»

3 класс

1 четверть

«Состав табачного дыма и его воздействие на организм»

2 четверть

«Пассивное курение»

3 четверть

«Мифы о пользе «алкоголя»

4 четверть

«Манеры поведения (об осанке, походке, жестах)»

4 класс

1 четверть

«Как принять правильное решение (нужны ли в твоей жизни наркотики?)»

2 четверть

«Алкоголь и здоровье»

3 четверть

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»

4 четверть

«Борьба за здоровый образ жизни в мире и у нас в стране »








Праздничные дни календаря:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

Праздник «Путешествие в страну Знаний» (1 сентября)

2 четверть

«День матери»

3 четверть

«Настоящие моряки» (23 февраля)

«На балу у золушки» (8 марта)

4 четверть

Рассказ о Дне Победы.

2 класс

1 четверть

Игра «Сказочный калейдоскоп»

(1 сентября)

2 четверть

Беседа «Знаки Зодиака»

3 четверть

Игра «Морской бой» (23 февраля)

КВН «А ну-ка, девочки!» (8 марта)

4 четверть

Игра «Звёздный бой» (12 апреля)

Беседа «Юные герои» (9 мая)

3 класс

1 четверть

«Играем вместе» (1 сентября)

2 четверть

«Умники и умницы» (интеллектуальная игра).

3 четверть

Игра «Танковое сражение» (23 февраля)

Игра «Цветик-семицветик» (8 марта)

4 четверть

Игра «Космическое путешествие»

(12 апреля)

Беседа «Города-герои» (9 мая)

4 класс

1 четверть

Игра «Счастливый случай с родителями»

(1 сентября)

2 четверть

Новогодний КВН «Зимние забавы»

3 четверть

«Рыцарский турнир» (23 февраля)

Конкурс «Супершкольница» (8 марта)

4 четверть

Психологический тренинг «По дороге в 5 класс»




Уроки безопасности:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

«На наших улицах»

2 четверть

«Огонь - друг и враг человека»

3 четверть

«Мы - пассажиры!»

4 четверть

«Отчего происходят пожары?»

2 класс

1 четверть

«Элементы улиц и дорог»

2 четверть

«Берегите жилище от пожаров!»

3 четверть

«Правила перехода улиц и дорог»

4 четверть

«Костёр в лесу - это опасно!»

3 класс

1 четверть

«Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров»

2 четверть

Экскурсия в пожарную часть.

3 четверть

«Тормозной путь транспорта»

4 четверть

«Бытовые приборы»

4 класс

1 четверть

Игра «Безопасность и мы»

2 четверть

«Новогодние праздники и пожар»

3 четверть

«Проверка знаний правил дорожного движения»

4 четверть

Игра «В гостях у тёти Кошки»


Игры и конкурсы:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

Игра «Ребята, давайте жить дружно!»

2 четверть

Игра «Веселые старты»

3 четверть

Игра «Муравейник!»

4 четверть

Праздник «По дорогам сказок»

2 класс

1 четверть

Игра «Зов джунглей»

2 четверть

Игра «Кругом десять»

3 четверть

КВН «Конкурс салатов»

4 четверть

Конкурс «Ромашка»

3 класс

1 четверть

Игра «Крестики-нолики»

2 четверть

Игра «Счастливый случай» (по К.И.Чуковскому)

3 четверть

Игра «Звёздный час» (культура поведения)

4 четверть

Игра «Праздник цветов»

4 класс

1 четверть

Игра «Звёздный час» (о растениях и животных)

2 четверть

Игра «Умники и умницы»

3 четверть

Игра «Заочное путешествие»

4 четверть

Конкурс «Юморина»




Экологическое воспитание:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

Беседа «Добрый великан»

2 четверть

«Правила поведения в лесу»

3 четверть

«Лекарственные растения»

4 четверть

Праздник «Птицы - наши друзья»

2 класс

1 четверть

«Красная книга - сигнал тревоги»

2 четверть

Праздник «Лес - наше богатство»

3 четверть

«Враги и друзья леса»

4 четверть

«Знаешь ли ты, кто в муравейнике живёт?»

3 класс

1 четверть

«Растения, которые надо знать в лицо!»

2 четверть

«Мусор и хлам»

3 четверть

«Опасный мусор»

4 четверть

Игра-путешествие «Царство Фауны»

4 класс

1 четверть

«Вода - наше богатство»

2 четверть

«Знаешь ли ты, кто видит ушами?»

3 четверть

«Приметы верные и неверные»

4 четверть

Игра-путешествие «В гости к Лесовичку»


История родного края:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

«Страна, где я живу»

2 четверть

Утренник «Соколовка- деревня родная»

3 четверть

«Животный и растительный мир Прикамья»

4 четверть

Экскурсия в музей.

2 класс

1 четверть

«Реки нашего края»

2 четверть

«Тайны Соколовских улочек»

3 четверть

Диспут «Соколовский пруд»

4 четверть

«Сарапульский район» (обзор книг)

3 класс

1 четверть

«История родной школы.

2 четверть

«Кем и чем славится наша деревня»

(беседа о лучших людях )

3 четверть

«Древние поселения края»

(экскурсия в музей)

4 четверть

«Соколовские умельцы»

4 класс

1 четверть

Национальные русские праздники.

2 четверть

«Я люблю тебя, Россия!»

(игра «Звёздный час»)

3 четверть

«Соколовка - ты сердца моего частица!» (конкурс на лучший рисунок)

4 четверть

«Они сражались за Родину!»

(о героях-земляках, погибших на войне)



Народные промыслы, народные праздники, фольклор:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

«Художественная керамика» (гжель, дымковская и филимоновская игрушка)

2 четверть

Новый год - к весне поворот.

3 четверть

Виды и жанры искусства (живопись, графика)

4 четверть

Детский фольклор.

2 класс

1 четверть

Основные жанры словесного фольклора.

2 четверть

Резьба и роспись по дереву

(хохлома, городецкая роспись, матрёшки)

3 четверть

Масленица (сырная неделя)

4 четверть

Образы русского фольклора в произведениях изобразительного искусства.

3 класс

1 четверть

Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (Жостов, Палех)

2 четверть

Виды и жанры искусства (скульптура, архитектура)

3 четверть

Пасха.

4 четверть

Русские народные музыкальные инструменты.

4 класс

1 четверть

Кружевное и узорное вязание.

2 четверть

Святки.

3 четверть

Частушки - как один из жанров фольклора.

4 четверть

Красота русского костюма.




Родительские собрания:

класс

четверть

Тема

1 класс

1 четверть

«Об организации учёбы первоклассника»

2 четверть

«Воспитание культуры поведения»

3 четверть

«Как бороться с ленью в учении»

4 четверть

«Воспитание обязательности, точности»

2 класс

1 четверть

«Детский труд и забота ребёнка о близких»

2 четверть

«Воспитание культуры поведения в общественных местах»

3 четверть

«Нравственное воспитание в семье»

4 четверть

«Семейные традиции»

3 класс

1 четверть

«Общение взрослых и детей в семье»

2 четверть

«Воспитание в детях добрых чувств»

3 четверть

«Как научить детей видеть прекрасное в окружающей жизни»

4 четверть

«Ребёнок - друг и защитник природы»

4 класс

1 четверть

«О детской дружбе»

2 четверть

«Телевидение и дети»

3 четверть

«Почему дети говорят неправду»

4 четверть

«Прощание с начальной школой» - праздник с родителями.




Контрольные вопросы и задания для учащихся

4 го класса в рамках диагностики и анализа

воспитательной работы:

  1. Культура поведения:

    1. Расскажи о правилах культурного поведения в школе:

а) на уроке;

б) на перемене;

в) в столовой.


  1. Культура поведения вне школы:

а) правила поведения на улице;

б) правила поведения в кинотеатре;

в) правила поведения в гостях.



  1. Правила, обязательные для всех:

а) волшебные слова;

б) где можно играть?

в) благодарность, поздравленья, подарки.


  1. Воспитание здоровых привычек:

    1. Как нужно ухаживать за своим телом?

    2. Как сохранить хорошее зрение?

    3. Расскажите об уходе за зубами?

    4. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

    5. Расскажите о вреде курения.

    6. Какой вред приносит алкоголь?

    7. Нужны ли в твоей жизни наркотики?


  1. Уроки безопасности:

    1. Какие опасности нас подстерегают на улице?

    2. Назовите виды транспорта.

    3. Какие обязанности пассажиров вы знаете?


  1. Назовите причины пожаров.

  2. Чем опасен костёр в лесу?

  3. Правила пользования бытовыми приборами.

  4. Назовите правила купания.


  1. Экологическое воспитание:

    1. Расскажите о правилах поведения в лесу.

    2. Назовите лекарственные растения.

    3. Растения, занесённые в красную книгу.

    4. Кто они враги и друзья леса?

    5. Чем опасен мусор?

    6. Расскажите о значении воды в природе.


Раздел I.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1. Иванов В.










+ + - правильный ответ (полный)

+ - частичный правильный ответ (неполный)

- - неправильный ответ (нет ответа)


Раздел II.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

1. Иванов В.









+ + - (полный)

+ - (неполный)

- - (нет ответа)


Раздел III.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

1. Иванов В.








+ + - (полный)

+ - (неполный)

- - (нет ответа)

Раздел IV.

№ вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

1. Иванов В.







+ + - (полный)

+ - (неполный)

- - (нет ответа)



Заключение.


Работая по такой системе (стаж 25 лет), я периодически изменяю направления в работе и дополняю современными темами. Считаю, что система воспитания приносит свои плоды. К концу обучения в начальной школе учащиеся становятся дружнее, добрее, спокойнее, терпимее к ошибкам других. В начальной школе учу детей самих готовить классные часы, проявлять свою инициативу, уметь выступить перед другими. Уже в 3-4 классе дети могут провести игру, конкурс, викторину не только в своём классе, но в других коллективах. Окончив начальную школу, учащиеся часто приходят к моим следующим ученикам и проводят с ними различные мероприятия. Но и в старших классах они активно участвуют в общешкольных делах, сами проводят классные часы, игры, конкурсы, являются помощниками классного руководителя, проявляют инициативу, творчество, входят в актив школы. Конечно, за время работы сильно изменились ученики, но принципы нашей работы остаются неизменными.

Список литературы по данной теме в кабинете.

  1. Афанасьев С.П. «Триста творческих конкурсов». М.: 1997.

  2. Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе» (сценарии праздников). Ярославль, 2000.

  3. Волжанина Т.А. «Родительские собрания в начальных классах». Волгоград: Учитель, 2005.

  4. Герасимова В.А. «Классный час играючи в начальной школе». Выпуск 1. «Сфера», Москва, 2005.

  5. Герасимова В.А. «Весёлый классный час играючи». Выпуск 5. «Сфера», Москва, 2004.

  6. Горбунова Н.А. «Родительские собрания в начальной школе» - 2 части. Волгоград: Учитель - АСТ, 2003.

  7. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Оригинальные праздники в начальных классах. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  8. Дик Н.Ф. «Классные часы в 3-4 классах». «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003.



  1. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» (1-4 кл.). «Вако», Москва, 2005.

  2. Дорохов А. «Это стоит запомнить!» (о культуре поведения), Москва, 1961.

  3. Журнал «Начальная школа» - 124 штуки.

  4. Журнал «Педсовет», 1997 - 1999.

  5. Каирова И.А. «Азбука нравственного воспитания», Москва: Просвещение, 1975.

  6. Калашникова О.В. Праздники «Путешествие в страну дорожных знаков». «Учитель», Волгоград, 2002.

  7. Как организовать ребячий досуг?

  8. Лавренова Л.Е. «Детские праздники в школе и дома». - СПб.: «Паритет», 2006.

  9. Макеев А.Г., Лысенко И.В. Книжки-малютки по здоровому образу жизни - 7 шт. М.: Линка - ПРЕСС. 2000.

  10. Мельникова А.М. «Праздники в средней школе». Издательство «Учитель», Волгоград, 2001.

  11. Осипенко И. «Классные праздники». Ярославль, 2001.

  12. Островская Л.Ф. «Педагогические знания - родителям». М.: Просвещение, 1983.

  13. Рожков М.И. «Развитие самоуправления в детских коллективах». «Владос», Москва, 2002.

  14. Рябцева И.Ю. «Приходите к нам на праздник». Ярославль, «Академия развития», 1999.

  15. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». М.: Просвещение, 1989.

  16. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы «Военно-патриотическое воспитание в школе». Издательство «Учитель», Волгоград, 2005.

  17. Серия «Педагогика и психология». «Подросток в неформальной группе». Москва «Знание», 1991.

  18. Федотов Д.Д. «Алкоголь и психическое здоровье». «Знание», Москва, 1974.

  19. Чудакова Н.В. «Праздники для детей и взрослых». Издательство АСТ, 1997.

  20. Ягодинский В.Н. «О вреде никотина и алкоголя». Кн. для учителя. - Просвещение. 1986.

© 2010-2022