Рабочие программы Основы православной культуры (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

(Первый год обучения)

Для первого класса общеобразовательных школ

Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова

Пояснительная записка

В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.

Данный курс разработан для учащихся 1 классов общеобразовательной школы. Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.

1-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.

2-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.

3-е направление - нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.

Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно-славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом - пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.

Учебный курс призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. В конце учебного года предусмотрены итогово-обобщающие уроки по изученным темам.

Предлагаемая учебная программа построена на основе программы учителя МОУ СОШ № 19г. Воронежа Л.И. Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях областной экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной педагогики.

ТЕМАТИКА ЧТЕНИЙ И БЕСЕД

Значение и польза знаний. Рассказ о детстве святого преподобного Сергия Радонежского (его стремлении к знаниям), о святых равноапостольных Мефодии и Кирилле, просветителях

славянских. Притчи о мудрости царя Соломона. Стихи, пословицы, загадки о знаниях.

Народные праздники и обычаи. Рассказы и стихи о праздниках Рождества Христова, Крещения, Пасхи. Народные обычаи, связанные с ними. О праздновании именин и дня рождения.

Красота русских храмов. Чтение рассказов и беседы о внешнем и внутреннем убранстве православных храмов, колокольном звоне и церковном пении.

Доброе сердце дороже золота. Произведения о добрых и злых поступках, о скромности, сострадании, послушании и честности. Их помнит и любит народ. Произведения о святом преподобном Сергии Радонежском, святом преподобном Серафиме Саровском, о святых братьях Борисе и Глебе. Дружбой дорожить умейте. Рассказы, стихи, пословицы о дружбе, отношении к младшим.

СЛОВАРЬ


Учебный курс призван значительно пополнить словарный запас младших школьников терминами православной культуры и духовной традиции.

Новые слова: ангел, апостолы, Благовещение, Богородица, буквица, Вербное воскресенье, грех, Евангелие, заповеди, икона, иконостас, именины, исповедь, кадило, кириллица, колокольня, колядки, крещение, кроткий, культура, лампада, молитва, монах, мученик, небесный покровитель, отрок, Пасха, Покров, послушание, пост, причастие, равноапостольные, святки, святой, смирение, сретение, старец Симеон.



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (33 часа)

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем.

Кол-во часов

Дата

Кол - во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауд.

Внеауд

1

Значение и польза знаний. Откуда человек получает знания? Для чего люди должны учиться? Библейская притча о мудрости. Значение письменности в получении знаний.

1


1


Изучение пословиц о знаниях, об учении.

2

Наша письменность, ее истоки.

1


1


Рассказ о святых братьях Кирилле и Мефодии. Церковнославянский алфавит. Особенности церковно-славянского языка. Его применение. Работа с тетрадью: особенности начертания букв, буквы, с которыми простился русский язык, художественное оформление за
главных букв.
Новые слова: святой, кириллица, буквица.

3

Трудолюбие и стремление к знаниям.

Детство преподобного Сергия Радонежского. Отношение отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты.

Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.

1


1


Работа с тетрадью: гласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («аз», «есть», «иже», «он»).
Загадки о книге и буквах,
Новые слова: отрок, ангел, монах.

4

Осенние праздники и осенние труды.

Народные традиции, связанные с осенними православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Радость и святость совместного труда. Покровские храмы на Руси. Покровский собор в г. Воронеже.

1


1


Работа с тетрадью: гласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («ук», «ерь», «ю»).
Новые слова: молитва, Богородица, Покров.

5

Именины и день рождения.

Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения? Четыре правила именинника.

.

1


1


Чтение рассказа «Именины» и беседа о прочитанном.

Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («буки», «веди», «глагол»), Новое слово: именины

6

Мой небесный покровитель.
Кто является небесным покровителем человека.

1


1


Чтение рассказа «Ангел-Хранитель».
Устные рассказы детей о своем небесном покровителе.
Новые слова: небесный покровитель.

7

Что такое голос совести?


Что помогает человеку слышать голос совести? Икона и картина.

1





1


Чтение рассказа «Совесть» и беседа о прочитанном. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («добро», «живёте»).
Новые слова: икона, иконостас, лампада.

8

Гордость рождает зло.

1


1


Чтение рассказа «Зло» и беседа о прочитанном.

Заучивание пословиц о добре и послушании.

Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («земля», «како», «люди»).

9

Как сохранить дружбу?

1







1


Чтение рассказа «Смущение» и беседа о прочитанном..

Почему православные храмы венчает крест? Рассказ о кресте и крестном знамении.

Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («мыслете», «наш»). Новые слова: кадило, колокольня.


10

В преддверии светлого праздника.

История праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним.

1





1


Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева «Лето Господне» и беседа о прочитанном .

Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («покой», «рцы», «слово», «твердо», «ферт»).

11

О любви и кротости.

1


1


Заучивание пословиц о любви.

Чтение легенды «Незабудка» и беседа о прочитанном. Отношения Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Отношение Христа к людям. Кормление пятью хлебами.

Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («цы», «червь», «шта», «ша»).
Новые слова: апостолы, кротость, кроткий человек.

12

Рождество Христово и Новый год. Чем отличаются два праздника?


1


1


Чтение стихов о праздниках, знакомство с народными обычаями, колядками. Новое слово: колядки.


13

О доброте и сострадании.

1



1


Чтение стихотворения А.Плещеева «Чудный дар» и беседа о прочитанном. Рождественская викторина, конкурс рисунков.

14

О скромности и терпении.

1








1


Чтение И.Киреева «История Рождественской Ёлочки» и беседа о прочитанном. Заучивание стихотворения о зиме по выбору учителя. Работа с тетрадью: правила ударения в церковно-славянском языке. Новое слово: святки.

15

Вода живая. Значение праздника Крещения Господня и народные обычаи, связанные с ним.

1









1


Чтение отрывка из повести И.С. Шмелева «Лето Господне» и беседа о прочитанном. Работа с тетрадью: употребление букв «ер» и «ерь» в церковнославянском языке, правила чтения (отсутствие буквы «ё»). Заучивание пословиц и отгадывание загадок о зиме. Новое слово: крещение.

16

Образец доброты и кротости. Любовь к людям, смирение и трудолюбие святого Серафима Саровского.

1






1


Рассказы детей о хорошем поступке. Работа с тетрадью: буквы, с которыми простился русский народ («ять» и «фита»). Новое слово: смирение.

17

Встречи добрые и злые.

1



1


Беседа по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Какие встречи происходят на пути героини? Как проявляется ее характер? Что помогает Дюймовочке найти свое счастье? Рассказ о православном празднике Сретение Господне. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («оник»). Новые слова: сретение, старец Симеон.

18

Как нужно просить прощения. Обычай покаяния в «прощёный день».

1







1


Чтение рассказа Б. Ганаго «Детская исповедь». Беседа о прочитанном. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («юс малый»). Новые слова: исповедь, причастие.

19

Подвиг любви.

1










1


Чтение отрывков из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» и беседа о прочитанном.

Терпение и стойкость героини сказки. Что ее сделало сильной? Как она должна была спасти братьев? Легко ли ей было молчать, когда ее несправедливо обижали? Почему она молчала и не пыталась спасти свою жизнь?

Пост, его смысл. Значение поста как средства воспитания характера. Новое слово: пост.


20

О мужестве и верности.

1














1


Нравственный подвиг святых Бориса и Глеба, их самоотверженность, верность слову, стойкость. Почему святые Борис и Глеб не противились своему брату?

Почитание святых Бориса и Глеба (храмы в их честь, города, названные их именами). Рассказы детей о мужестве и верности.

Работа с тетрадью: буква кириллицы, отсутствующая в русском алфавите («омега»). Новое слово: заповеди.


21

Береги честь смолоду.

1







1


Чтение рассказа Л. Пантелеевой «Честное слово». О верности слову героя. Можно ли представить героя рассказа взрослым? Каким человеком он будет? Рассказ о первых христианских мучениках за веру. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском
алфавите («от»).
Новое слово: мученик.

22

О любви к животным.

1











1


Чтение рассказа В. Бианки «Зябличонок и его мать» и беседа о

Прочитанном. Отношение к животным христианских святых.

О народном обычае выпускать птиц на праздник Благовещения.

Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («зело»).

Новое слово: Благовещение.

23

Весенние праздники и заботы.

1







1


И.С. Шмелев «Лето Господне». Чтение отрывков и беседа о прочитанном. Чтение стихов о весне (по выбору учителя). Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («кси»).

24

Праздник Воскресения Христова. Смысл и значение праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с ним.

1





1


Рассказ «Радуга». Чтение и беседа о прочитанном. Чтение стихотворения А. Майкова о Пасхе. Новое слово: Пасха.

25

Пасхальная радость.

1



1

Концерт для родителей, выставка детских работ.

26

О послушании.

1


1


Рассказ «Сон Лизы». Чтение и беседа о прочитанном. Что такое грех? Что значит быть послушным учеником? Когда послушание невозможно? Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («пси»). Новые слова: грех, послушание.

27-29

Чему нас учат русские народные сказки.

3










3


Анализ сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна- лягушка». К чему ведет непослушание и своеволие? Чем лечится гордость? К чему приводит зависть? Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («ижица»).

30

Герои - защитники Отечества. Государственный герб России. Кто изображен на гербах России и Москвы?

1






1


Рассказ о мученическом подвиге святого Георгия Победоносца. Рассказы о героях Великой Отечественной войны. Работа с тетрадью: надстрочные знаки.

31

Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

1






1


Почему в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла отмечается праздник славянской письменности и культуры? Для чего была создана церковно-славянская грамота? Повторение изученного материала: викторина. Новые слова: культура, равноапостольные.

32-33

Святыни родного города. Урок-экскурсия к храму.

2





2


Напутствие на лето.



© 2010-2022