Урок-практикум по окружающему миру в 3 классе Вода - растворитель (Третье заседание клуба)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру в третьем классе.

Тема: «Вода - растворитель (третье заседание клуба)».

Задачи урока:

I Образовательные:

1) дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах;

2) научить делать фильтр, познакомить с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ;

II Воспитательные:

  1. воспитание умения работы в группах;

  2. формирование умения выполнять разные роли;

III Развивающие:

1) развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов;

Оборудование и наглядные пособия:

учебники, хрестоматии, Тетради для самостоятельной работы, стаканы пустые и с кипячёной водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком, чайные ложки, воронки, бумажные салфетки для приготовления фильтра, ножницы.


Ход урока. 1. Организационный момент Учитель: Сегодня мы собрались на третье заседание клуба «Мы и окружающий мир», о котором было объявлено заранее. На прошлом уроке мы выбрали председателя нашего заседания (им стала Думская Вера) и разделились на 4 группы. Прошу председателя занять своё место.
2. Объявление темы урока. Председатель: Тема нашего заседания: «Вода - растворитель». Мы рассмотрим более подробно свойство воды растворять другие вещества. На заседании мы проведём несколько опытов. На основе этих опытов каждый присутствующий к следующему уроку должен будет подготовить доклад на тему «Вода - растворитель». Работать будем группами, на которые разбились на прошлом уроке. Моими помощниками в группах при проведении опытов будут: (Фамилии детей) 3. . Сообщение учителя. Председатель: Первое сообщение сделает Ольга Владимировна. Учитель: Совсем недавно в селе Мирном ученики провели такое же заседание. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим ещё об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть, растворяться. Следовательно, для многих веществ вода - хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. Предлагаю выбрать ученика, который прочитает в учебнике на с. 85 порядок действий при проведении первого опыта. Председатель: Хорошо. Откройте учебники на с. 85. Описание опыта прочитает Кравчинский Роман. Ученик читает: «Наполни прозрачный стакан кипячёной водой. Всыпь в него чайную ложку поваренной соли. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами соли. Председатель: А теперь выполните этот опыт в группах.
4. Проведение опытов. Опыт 1. Председатель:

  • Изменилась ли прозрачность воды? (отвечают представители каждой группы).
  • Изменился ли цвет воды?
  • Изменился ли вкус воды?
  • Можно ли сказать, что соль исчезла?
Опыт 2. Председатель: Для продолжения опыта нам необходимо изготовить фильтр. На ваших столах лежит всё необходимое для этого. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 86 и сделайте фильтры. Положите фильтр в воронку, поставьте её на пустой стакан и пропустите через фильтр воду с солью.
  • Осталась ли соль на фильтре?
  • Попробуйте воду на вкус и скажите, удалось ли очистить воду от соли?
Опыт 3. Председатель: Теперь проделаем такой же опыт ещё раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка.
  • Изменилась ли прозрачность воды? (отвечают представители каждой группы).
  • Изменился ли цвет воды?
  • Изменился ли вкус воды?
  • Можно ли сказать, что сахар исчез?

Опыт 4. Председатель: Теперь размешаем в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дайте смеси отстояться. Посмотрим, что произойдёт с песчинками и с водой.
  • Изменилась ли прозрачность воды? (отвечают представители каждой группы).
  • Изменился ли цвет воды?
  • Исчезли ли песчинки?
  • Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. Что прошло через фильтр, а что осталось на нём?
  • Очистилась ли вода от песка?
  • Какой вывод мы можем сделать?
(Вывод: с помощью фильтра нельзя очистить воду от веществ, которые в ней растворились. Но фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются).
5. Работа в т.п.о. «Наш мир в вопросах и заданиях» Председатель: Откройте т.п.о. на стр. 30, найдите №43. Самостоятельно запишите результаты опытов и выводы в тетрадь.
  • Зачитайте только выводы.
(Учитель вывешивает на доску первый пункт плана: «1. Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде»).
6. Сообщение ученика. Председатель: Небольшое сообщение о воде как растворителе подготовил Никуленков Миша. Ученик: В воде растворяются не только твёрдые вещества, но и некоторые жидкости (например, уксус, спирт), а также газы, в частности, кислород. Благодаря этому в реках, озёрах, морях живут рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоёмы были бы безжизненными.
(После сообщения учитель вывешивает на доску второй пункт плана: «2. В воде могут растворяться жидкости и газы».)
7. Работа с хрестоматией.
Председатель: Откройте хрестоматии. Найдите в оглавлении хрестоматии текст по теме нашего заседания.
  • Как называется этот текст? («Вода - растворитель»)
  • На какой странице хрестоматии он расположен? (с. 46)
  • Прочитайте текст и ответьте на вопрос, почему учёным пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (В воде растворено очень много различных веществ).

8. Практическое использование свойства воды растворять некоторые вещества. Председатель: Рассмотрим последний вопрос нашего заседания: «Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?» Сообщение об этом приготовил Степанов Илья. Сообщение ученика: «Свойство воды растворять некоторые вещества широко используется в различных областях нашей жизни: в быту, в сельском хозяйстве, в промышленности, в медицине и т. д. В быту это свойство воды используют при стирке белья, при приготовлении пищи и консервировании продуктов (когда мы солим или добавляем сахар, уксус и т.д.). В воде мы растворяем удобрения, необходимые для лучшего роста растений. Воду с растворёнными в ней минеральными солями врачи прописывают для лечения желудочных и кишечных заболеваний. Также водой разводят лекарства для инъекций (уколов). На уроках рисования, когда рисуем акварельными красками или гуашью, мы тоже используем это свойство воды».
(Учитель вывешивает на доску третий пункт плана: «3. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?)
9. Домашнее задание. Председатель:
  1. Опираясь на данный план, подготовьте дома доклад на тему «Вода - растворитель».
2) Попробуйте дома самостоятельно растворить в воде какие-либо вещества (например, растительное масло, мел, питьевую соду). Не забывайте о правилах безопасности при проведении опытов!

6

© 2010-2022