Внеурочная деятельность «Юный математик»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; разработана на основе программы факультативного курса , программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы. Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание факультатива «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Данный курс состоит из двух разделов: 1 класс- «Занимательная математика», 2-4 класс- «Геометрия вокруг нас" Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе: а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности, в) формирование картины мира. Задачи:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

  • обучать различным приемам работы с бумагой,

  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

  • расширение коммуникативных способностей детей,

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.


2. Общая характеристика курса
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1-4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь -использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении; -производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях; -читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики; -формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации; -работать в соответствии с заданными алгоритмами; -узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними; -вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе. Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника). Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре. Предлагаемый учебно-методический курс также обеспечивает интеграцию в математике информационных технологий. Предполагается, что в расписании курса математики может иметь постоянное место компьютерный урок в специально оборудованном классе, где может происходить работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике, созданного на основе учебников по данному курсу (school-collection.edu.ru/). Деятельностный подход - основной способ получения знаний В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач. В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный - это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала. Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа России» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.



Принципы. Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего: 1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом. 2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности. 3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. 4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. 7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка. 9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. 10. Адекватность требований и нагрузок. 11. Постепенность. 12. Индивидуализация темпа работы. 13. Повторность материала.

3.Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс внеурочной деятельности по математике изучается с 1 по 4 класс. 1класс-33часа (33недели, 1 час в неделю). 2класс -34часа (34недели, 1 час в неделю). 3класс -34часа (34недели, 1 час в неделю). 4класс -34часа (34недели, 1 час в неделю). Всего 135часов.
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; - формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер. В работе с детьми нами будут использованы следующие методы: - словесные, - наглядные, - практические, - исследовательские. Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети. Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие. К репродуктивным относятся: а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу, б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков. Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера. Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний. Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий. Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля. Виды деятельности: - творческие работы, - задания на смекалку, - лабиринты, - кроссворды, - логические задачи, - упражнения на распознавание геометрических фигур, - решение уравнений повышенной трудности, - решение нестандартных задач, - решение текстовых задач повышенной трудности различными способами, - выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления, - решение комбинаторных задач, - задачи на проценты, - решение задач на части повышенной трудности, - задачи, связанные с формулами произведения, - решение геометрических задач. Методы и приемы изучения материала. Одна из важных особенностей курса «Юный математик» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков. Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

  • воспроизведение объектов;
  • доконструирование объектов;
  • переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана. В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д. При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др. Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур - отрезка - предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра "Волшебные палочки"). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности -это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.
Метапредметные результаты
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия
  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
6. Содержание учебного курса Курс «Юный математик» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Первый год обучения ставит цель- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Второй год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой. Третий год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром. Четвертый год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами. Формирование основных понятий Алгоритм. Задача. Способ решения задачи. Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь - линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различия. Углы. Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов). Треугольники. Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур. Четырехугольники. Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие. Программа. 1 класс Формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.) Занимательные задания с римскими цифрами.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с

недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление

аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Инфознайка».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных

способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

2 класс. Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии. Углы. Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов. Треугольники. Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур. Четырехугольники. Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие. 3 класс. Символика. Построение. Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная - многоугольник. Нахождение длины ломаной. Периметр. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра. Циркуль. Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля. Углы. Транспортир. Углы. Величина угла. Транспортир. 4 класс. Высота. Медиана. Биссектриса. Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур. «Новые» четырехугольники. Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие. Площадь. Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Геометрическая фигура. Геометрическое тело. Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие. Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

  1. К концу 2 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
  2. Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
  3. Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
  4. К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
  5. Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
  6. Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
  7. К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
  8. Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.
  9. Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).


Календарно-тематическое планирование по математике (модуль "Геометрия вокруг нас") ,2 класс

п\п


Раздел

Тема

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Дата

предметные

метапредметные

личностные

1

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

находить значения выражений; решать простые задачи; знание последовательности чисел; решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20. Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

Познавательные:

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Работать с линейкой.




Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.






Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.







Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.













Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.



Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

2

Цвета радуги. Их очередность.

Сказка о малыше Гео. Практические задания, решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток; умение пользоваться геометрическим материалом; умение составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи.

Регулятивные:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные :

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

3

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

Игра «Мы - точки» работа с Геоконтом .Знание, что такое «десяток», как образуются числа, складывать и вычитать числа; знание, как образуются числа второго десятка, название чисел, состоящих из круглых десятков; определять разрядный состав числа, складывать и вычитать числа.

Регулятивные :

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

-сравнивать числа, использовать знаково-символические средства;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

4

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

определять разрядный состав числа, складывать и вычитать числа; знание, как образуются числа второго десятка, название чисел, состоящих из круглых десятков; Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт»

Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

Коммуникативные:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-формулировать собственное мнение и позицию.

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

5

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

работать с геометрическим материалом Задачи на развитие логического мышления. Загадки.

Регулятивные:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные :

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные :

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

7

Решение топологических задач.

переводить одни единицы длины в другие; сравнивать единицы измерения; самостоятельно делать краткую запись и решать задачу; решать выражения. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».

Регулятивные:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства;

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению.

-рефлексивная самооценка, анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

8

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.

Проверить прочность усвоения материала курса математики первого класса. Продолжение сказки. Практические задания.

Регулятивные:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

-актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

9

Решение топологических задач. Лабиринт.

решать задачи изученных видов. Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт.

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

Познавательные:

-сравнивать числа; строить рассуждения в форме связи простых суждений;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

10

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

Знание единицы измерения длины - метр, сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов.Игра «Дорисуй».

Регулятивные:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства;

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

11

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

Сказка. Практические задания на Геоконте.

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

12

Первоначальное знакомство с сетками.

Знание нумерации чисел в пределах 100, определять разрядный состав чисел, преобразовывать величины, решать задачи. Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.

Регулятивные:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

13

Отрезок. Имя отрезка.

Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.

Регулятивные:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

-собирать требуемую информацию из указанных источников, фиксировать результаты разными способами;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания.

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

14

Сравнение отрезков. Единицы длины.

Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру».

Регулятивные:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

15

Ломаная линия.

преобразовывать величины; сравнивать именованные числа; решать задачи в два действия; знание нумерации. Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт».

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

-собирать требуемую информацию из указанных источников, фиксировать результаты разными способами;

-договариваться и приходить к общему решению.

-рефлексивная самооценка, анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

16

Ломаная линия. Длина ломаной.

преобразовывать величины; знание разрядного состава числа, умение решать задачи. Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.

Регулятивные:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

-актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-рефлексивная самооценка, анализировать свои действия и управлять ими.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

17

Решение задач на развитие пространственных представлений.

решать задачи, обратные данной; составлять схемы к задачам. Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком».

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

-моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

Составлять и решать задачи, обратные данной.

Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах.

Объяснять, обнаруживать и устранять логические ошибки.

18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

усвоить понятие «отрезок»; решать выражения. Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком».

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

Оценивать, делать выводы;

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого;

-объяснять ход решения задачи;

19

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

измерять стороны геометрических фигур и записывать их. Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа.

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

-моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного уменьшаемого;

-отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса;

20

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

измерять стороны геометрических фигур и записывать их. Сказка. Геоконт. Практические задания

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного вычитаемого;

21

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

Сказка. Игра «Одним росчерком».

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познаватеные:

-сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

-определять по часам время с точностью до минуты;

22

Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

самостоятельно чертить ломаную и находить её длину. Сказка. Практические задания.

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

-вычислять длину ломаной и периметр многоугольника;

23

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

решать круговые примеры; усвоить понятия: отрезок, прямая, кривая, ломаная; измерять их длину, определять время по часам, решать задачи разными способами. Сказка. Практическое задание.

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять знания и способы действий в изменённых условиях;

24

Многоугольники.

сравнивать геометрические фигуры и измерять их.

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

-сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; анализировать структуру числового выражения;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

-читать и записывать числовые выражения в два действия;

-вычислять значения выражений со скобками и без них;

25

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

решать задачи выражением; самостоятельно составлять выражение и решать его; сравнивать именованные числа.

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-читать и записывать числовые выражения в два действия;

-вычислять значения выражений со скобками и без них;

26

«В городе треугольников». Треугольник.

Знание понятий о треугольнике

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

-анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий;

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

-читать и записывать числовые выражения в два действия;

-вычислять значения выражений со скобками и без них; Построение треугольника

27

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Знание понятий о периметре многоугольника, находить его, уметь решать задачи и выражения изученных видов, решать составные задачи выражением, сравнивать выражения. Аппликация из треугольников (жители города)

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-анализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-рефлексивная самооценка, анализировать свои действия и управлять ими;

-вычислять периметр треугольника;

-выражать одни единицы длины в другие;

28

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

решать примеры удобным способом; самостоятельно составлять схему, чертёж к задаче и решать её; находить периметр многоугольника.

Регулятивные:

-адекватно воспринимать оценку учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

-прогнозировать результаты вычислений;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

-вычислять типы треугольников :прямоугольный ,остроугольный ,тупоугольный;

-применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;

29

Треугольник. Виды треугольников

решать примеры удобным способом; самостоятельно составлять схему, чертёж к задаче и решать её; находить периметр многоугольника.

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

-прогнозировать результаты вычислений;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-вычислять типы треугольников :прямоугольный ,остроугольный ,тупоугольный;

-применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;

30

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

измерять стороны геометрических фигур и записывать их. Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников.

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Вычислять типы реугольников.

Различать четырёхугольник ,прямоугольник ,трапеция

31

Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

решать круговые примеры; выполнять задания творческого и поискового характера. Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять знания и способы действий в изменённых условиях;

32

Квадрат.

решать круговые примеры; выполнять задания творческого и поискового характера; собирать материал по заданной теме, распределять работу в группе. Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

-собирать материал по заданной теме;

-определять и описывать закономерности в отобранных узорах;

-составлять узоры и орнаменты;

-составлять план работы;

-распределять работу в группе;

-оценивать выполненную работу;

33

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.

Регулятивные:

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

Познавательные:

-владеть общим приёмом решения задач; использовать знаково-символические средства;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять знания и способы действий в изменённых условиях;

-вычислять значения выражений со скобками и без них;

-применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;

-решать задачи изученных видов;

34

Геометрический КВН. Повторение изученного

во 2-м классе.







8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу внеурочной деятельности «Юный математик»

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика);

Ф - комплект для фронтальной работы в группах (один на 5-6 учащихся);

П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Математика

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • Перечень учебников по предмету, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ

  • УМК для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

  • Примерная программа начального общего образования по математике

Печатные пособия:

  • Демонстрационный материал (предметные, таблицы в соответствии с основными темами программы обучения

  • Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов

Демонстрационные пособия

  • Объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100

  • Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная)

Информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование и др.)

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики

Игры и игрушки

  • Настольные развивающие игры игра «Геоконт»;
  • игра «Шахматы»
  • игра «Пифагор»;
  • игра «Танграм»;
  • Конструкторы

  • Электронные игры развивающего характера

К+

Д+

Д+

Д+

К+

П+

Д+

Ф+

Ф+

Ф+

Ф+

Ф+

Демонстрационные пособия:

  • Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

  • Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).

  • Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки)

  • Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади) : палетка, квадраты (мерки) и др. Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.

  • Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

  • Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).

  • Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел



Д+

Д+


Д+




Д+







К+





К+


К+

Ф+


© 2010-2022