Открытый урок по познанию мира 3 класс на тему Явления природы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по познанию мира.

Тема: Явления природы.

Цели урока:

Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии;

• Расширить знания детей об изменениях в неживой природе;

Воспитывать эстетическое восприятие природы;

• Развивать творческие способности учащихся;

• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;

Развивать умение работать в парах;

• Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

• Иметь представление о природных явлениях;

• Учится формировать выводы на основе наблюдений;

• Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

• Слушать и понимать речь других.

Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана "Весна. Большая вода", А Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильева "Мокрый луг", кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. Момент:

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Мы начинаем наш урок Познания мира. И пройдет он у нас вот по таким маршрутным листам. Посмотрите на них внимательно. Давайте заполним наш маршрутный лист. Укажем число и отметим погоду.

Назовите задание под №1.

  1. Проверка дом. задания: На прошлом уроке мы с вами говорили о телах и веществах.

- Что было задано домой?

(Прочитать текст на стр.61-62 и подготовить для соседа по парте 2 вопроса по прочитанному.) Дети работают в парах. Теперь обратимся к нашему маршрутному листу.

Мозговой штурм: Надо определить из каких веществ состоит тело, и наоборот, что можно сделать из данного вещества.

  1. Актуализация.

Какая завтра
Погода -
Ответит людям
Природа.
Стелется утром
Туман по воде -
Значит, будет
Погожий день.
Если ж висит

Пеленой сплошною -
Значит, гулять
Не пойдём с тобою.
Солнце заходит
В красные тучи -
Скоро примчится
Ветер могучий.
Радуга встала
Над нашим краем -
Завтра погоду
Мы ожидаем.
Веточка с дерева
Тихо слетела -
Жди, скоро дождик
Возьмётся за дело.
Голуби воркуют -
День хороший Чуют.
На деревьях

Паутинка -

Утро будет, что картинка.
Прячется в гнездо
Сорока -
Хмурый дождик
Недалёко.

• О чем говорится в стихотворении? (о природе)

• Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы)

• Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы - поднимаете обе руки.

4. Постановка целей урока:

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. А помогут нам в этом волшебные часы, которые показываю не время, а времена года.

А озвучивать что происходит с часами нам будет Валерия и Артем.

5. Объяснение темы урока:

Как вы думаете, что означает слово "явление". И что это такое "явление природы"? (Ответы учащихся) В тетради запись: Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов).

Давайте откроем учебники на стр. 64-65. и прочитаем как объясняется понятие ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ в учебнике. СЛАЙД № 2

Работа в маршрутных листах.

Явление природы - изменения в состоянии природы.

Мы выяснили, что такое явление природы.

ООткрытый урок по познанию мира 3 класс на тему Явления природы.тгадайте зашифрованную загадку: Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку

НЕСГ на полях, СЛАЙД №3

ДЁЛ на реках,

ВГЮЬА гуляет,

Когда это бывает?

Какое время года показывают часы?

В каком царстве мы с вами очутились? В царстве зимы. СЛАЙД №4

Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер

А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?

Снег - это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?

Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок - и все разные! СЛАЙД № 5-6

• Как вы думаете, зачем нужен снег природе?

(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)

Учитель: А что же происходит на реках?

(В сильные морозы вода замерзает)

Это явление называется ледостав. СЛАЙД № 7-8

Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер.

Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед)

То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.

Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) Дополнение кластера.

А теперь внимательно посмотрите на картины известных художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) СЛАЙД № 9-10

По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся).

Какое время года показывают наши часы? СЛАЙД № 11

• Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы)

Дополняют кластер: ледоход, гроза,

Самое грозное и самое радостное явление весной - это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Прослушивание звуков грозы и дождя. СЛАЙД № 12,13,14

Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)

Во время ответов учащихся дополняется кластер.

Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся). Давайте об этом прочитаем в учебнике.

Физкультминутка. СЛАЙД № 15

Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра)

Что это у нас на часах? СЛАЙД № 16

Задание: прослушайте песню и найдите явления природы. Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето"

Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь)

Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) СЛАЙД № 17,18,19

Дополняют кластер.

Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град - это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся)

Что такое радуга, и как она образуется мы прочтем в учебнике на стр.65.

А что же такое ветер? Ветер - это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый.

Какие ветры дуют летом? (Легкие)

В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью) СЛАЙД № 20

А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом или бурей. А что такое буря читаем в учебнике.

Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано? СЛАЙД № 21

ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса). Какое время года нам покажут часы?

В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) СЛАЙД № 22

Дополняем кластер.

• Почему деревья сбрасывают листья осенью?

• Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) СЛАЙД № 23-24

Туман - то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.

Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.

• А что такое роса? (Ответы учащихся) СЛАЙД № 25-26

Капельки росы - это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете - если много выпало росы, то день будет ясный.

Чем ближе зима, тем меньше росы.

А с наступлением морозов роса замерзает - так появляется иней. СЛАЙД № 27

Дополнение кластера.

Учитель: Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.

Работа с презентацией. Демонстрация слайдов (радуга, северное сияние, падающие звезды, миражи, шаровая молния) СЛАЙД № 28-31

Учащиеся называют явления, рассказывают о своих наблюдениях. При необходимости учитель помогает с ответами.

6. Закрепление темы

1. Рассмотрите рисунки на стр. 65. Назовите явления природы. Объясните, когда мы их наблюдаем.

2. Каждая пара получает картинку с изображением одного времени года. Задание: Собрать пазл, объяснить, что за время года изображено на картине, подобрать явления природы, характерные для этого времени года. СЛАЙД № 32

7. Рефлексия

• Что нового вы узнали на уроке?

• Какие задания вам понравилось выполнять?

• Что вам было непонятно?

8. Оценивание учащихся

9. Домашнее задание СЛАЙД № 33

1. Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни.

2. Творческое задание: подготовить сообщение о каком-либо явлении природы.







© 2010-2022