- Преподавателю
- Начальные классы
- Сценарий внеклассного мероприятия Краски Пасхи ОПК +ИЗО + музыка
Сценарий внеклассного мероприятия Краски Пасхи ОПК +ИЗО + музыка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макрова Т.П. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ - СОШ п. Осиновский
Марксовского района Саратовской области
Форма проведения: праздник
Дата проведения: 21.03.2016 г.
Классы: 1 класс, учитель начальных классов: Макрова Т.П.
3 класс, учительначальных классов: Долгова Н.М. Долгова
Аннотация к работе
Мероприятие предназначено для учащихся начальных классов, изучающих ОПК, ИЗО. Музыку.
Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православном празднике Пасха, художественных промыслах России, которые станут основой формирования гражданской позиции.
Актуальность
Современный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации процесса духовно - нравственной культуры обучающихся, формирование поликультурной компетентности (знание и принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры), сохранение традиций и обычаев своего народа.
Тема: Краски пасхи
Цели
Образовательные: формирование знаний о праздновании Пасхи, о пасхальных традициях, создание условий для изучения декоративного искусства и его места в жизни общества. ознакомления с особенностями художественных промыслов России -филимоновской игрушкой, дымковской игрушкой, хохломской и гжельской росписью; формирование умения создавать фрагмент росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Развивающие: развитие эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска
Воспитательные: воспитание чувства уважения к традициям и обрядам празднования православного праздника Пасхи,
развитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно - этических отношений, овладение национальным наследием отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.
Планируемые результаты:
-
Предметные: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
Учить выдвигать критерии оценивания свои результаты и результаты сверстников.
-
Формирование умения высказывать свои мысли , свои предположения.
Познавательные:
-
Создать условия детей с особенностями художественных промыслов.
-
Выделить основные особенности построения орнамента.
-
Развитие внимания, наблюдательности.
Коммуникативные:
-
Формирование умения правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.
-
Формирование умения вести диалог.
-
Формирование слушать и понимать других.
Личностные:
-
Воспитание эстетических, патриотических чувств
-
Умение видеть достоинства работ своих одноклассников
Межпредметные связи: основы православной культуры, изобразительное искусство, литература, окружающий мир, музыка
Формы и методы обучения:
фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения; объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, педагогический рисунок, рассказ, беседа, работа с раздаточным материалом, практическая творческая работа.
Основные понятия, термины:
декоративно-прикладное искусство, хохломская роспись, гжельская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, композиция,
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фонограмма « Колокольный звон», видеоролик «Светлый праздник пасхи» , макет православного храма, деревянные ложки, образцы яиц с росписью, шаблоны яиц разного тона для детей, гуашевые краски, кисти ,салфетки, вода в баночках, плакат «Пасхальный натюрморт», картинки с изображением дымковской игрушки, филимоновской игрушки, гжельской росписи, хохломской росписи, выставка рисунков детей 3 класса, 1 класса, презентация «Краски Пасхи»
Оформление доски
Используемые ресурсы:
-
С.Э.Наперстникова»Основы православной культуры» Методические рекомендации, 1-ый год обучения, Курск , 2007
-
Ю.В.Максимов «Русское народное декоративно - прикладное искусство» Пособие для воспитателей детских садов, издательство «Советский художник», Москва, 1978
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/06/07/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-vo-2-klasse-narodno
-
festival.1september.ru/articles/571102/
-
kopilkaurokov.ru/izo/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly-rossii
-
youtube.com/watch?v=TIUzFQ8HdI8 видеоролик
-
rusonom.ru/attraction/614 фото филимоновские игрушки
-
syl.ru/article/173218/new_dyimkovskaya-igrushka-istoriya-promyisla-tehnologiya-sozdaniya-foto фото дымковская игрушка
-
kak2z.ru/index.php?topic=260271.0 фото гжель
-
mybiblioteka.su/4-46854.html фото хохломская роспись
Ход праздника
Учитель: Я хочу начать мероприятие словами великого писателя - Н.В.Гоголя.
"Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными:"
Слушание «Колокольный звон»
Ученики 1 класса читают стихи:
1-ый ученик
Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях сидя, дружно
Улыбалась детвора.
2-ой ученик
Молодёжь теперь не знает,
Как же Пасху отмечать:
Яйца красить, кулич стряпать
И гостей к столу встречать.
3 - ий ученик
Заглянули в старину мы-
Будто дождь омыл сердца.
И сегодня вам расскажем
О Воскресении Христа.
- О каком празднике рассказано в стихотворении? (о Пасхе)
- Что вы знаете об этом празднике? (Ответы детей)
Можно по - разному смотреть на праздник Пасхи, это и церковное торжество, и обрядовое, и человечное и человеческое. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». День Воскресения Христова - самый главный праздник Православной Церкви.
Пасха - главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы - пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой - страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.
Христианская церковь отмечает Пасху очень торжественно, Всенощным Богослужением, Крестным ходом.
В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. На Пасху все ходят друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю. На Пасху всем желающим мужчинам разрешается взбираться на колокольню и звонить в колокола.
Учитель
Русские поэты всей душой любили Пасху Христову и посвятили этому празднику много стихов.
Дети читают стихи русских поэтов.
Дети 3 класса
-
Праздник праздников грядёт,
В храм святить народ несёт
Яйца, пасхи сырные,
Куличи имбирные
-
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи..
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Ещё темно, но солнышко играет.
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяет:
Христос воскрес! Воистину воскрес!
-
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон!
-
Вижу я солнышко- радостно мне.
Радуюсь зелени, свету, весне!
Радуюсь ласточке и воробьям.
Радуюсь саду и разным цветам.
Радость от бога, я это узнала.
Мама мне это сегодня сказала.
-
Пусть я сегодня слаб и мал,
Но это - ничего.
Христос людей благословил,
Люблю его за то.
Он даже взрослым говорил:
«Детьми вам надо быть».
Он даст мне роста, даст мне сил,
Научит всех любить.
-
Солнышко встало в полях за рекою.
Утро настало уже голубое.
Птицы щебечут в одном упоенье.
Славят Христа за Его Воскресенье.
-
Ушла, ушла зима седая!
Всё оживает: поле, лес;
Луг зеленеет, глаз лаская,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Прощанью радуясь с зимою,
Бегут детишки в ближний лес
И говорят между собою:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Песня «Сегодня за окошком чирикнул воробей»
Дети 1 класса Вот и Пасха к нам пришла, Праздник Светлый принесла. Светит солнышко с небес, шумит вдали зеленый лес И гимн звучит: «Христос воскрес». Воистину Воскрес!
Динь-дон, динь-дон. Слышите Пасхальный звон? Идите, спешите, радость всем несите. На Пасху собирайтесь, Чуду удивляйтесь.
«Христос Воскрес! Христос Воскрес!» -
Звучит торжественно окрест.
Из самых отдаленных мест
Идет церковный благовест,
«Христос воистину Воскрес!»
И благодать сошла с небес,
И улыбнулся солнцу лес:
«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Бог нас учит совершать Добрые дела для близких Никого не обижать Даже маленькую киску.
Солнышко сильнее греет, Птичьи песенки слышны, И листочки зеленеют Праздник Пасхи - день весны!
Учитель
Отгадайте загадку:
Красно катается - всему миру чудо оповещается! (Пасхальное яичко)
- С праздником Пасхи исстари связано много самых светлых и добрых традиций. К празднику пекли куличи, делали из творога пасху, красили яйца и освещали их в церкви. Яйцо стало символом Пасхи. К яйцу всегда относились с особым почитанием - в нём зарождается жизнь.
- А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
А сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие в прошлое. Представим себе, что мы готовимся к празднику Пасхи в древней Руси.
В нашей мастерской всё приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к празднику Пасхи интересным узором.
Работа в группах.
1-я группа Артель из села Филимоново (сообщения детей)
Ученики из артели «Филимоновская игрушка»
Тут поют свои частушки знаменитые игрушки -
Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой!
- Вы откуда, Филимоны?
-Мы из Филимоново! Обогнали мы в дороге пешего и конного
- В деревне Филимоново, расположенной недалеко от Тулы, издавна занимались изготовлением свистулек, изображающих животных, птиц, человека.
- Техника изготовления филимоновской и дымковской игрушек очень похожа.
- Отличие же в том, что готовые изделия не забеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.
- Орнамент и колорит росписи просты - поперечные и долевые полоски малинового и зелёного цветов.
2 - я группа. Артель из села Дымково (сообщения детей)
Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь -
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:
- В селе Дымково, пригороде Вятки ( г. Киров), издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек.
- Дымковскую игрушку расписывают кружками, кольцами, полосками, змейками.
- Цвета используемы в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
3-я группа. Артель и села Гжель (сообщения детей)
Сине-голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Гжель)
- А деревня наша Гжель не за тридевять земель.
Под Москвою мы живём. Глину месим и поём.
Очень любим синий цвет, потому что краше нет.
- Гжель - это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область.
4-я группа. Артель и села Хохлома (сообщения детей)
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
-Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи-край насыщенной истории и самобытной культуры.
Выбор детьми силуэта яйца и творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.
Конкурс «Самое нарядное яйцо» Выигрывает тот, чье яйцо наберет больше симпатий
Учитель
- Первый день Пасхи в воскресенье обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня ( а Пасху празднуют в течении недели) начинались народные гулянья. И хороводы водили, и пляски устраивали, конечно, играли в игры.
Игра « Волчок»
На полу ребята крутят яйца. Игра проводится в парах. Чьё яйцо дольше покрутится. Победитель награждается конфетой.
Эстафета с яйцами.
Самые быстрые! Самые ловкие!
Ну - ка, похвалитесь своею сноровкою!
Наше задание очень несложное.
Для любого вполне возможное.
Берёшь яйцо, кладёшь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Если первый прибежал,
Значит ясно - приз забрал!
Рефлексия
На одноразовых тарелочках яблочки, вырезанные из стикеров.
Дети подходят и приклеивают яблочки.
В завершении мероприятия дети исполняют песню «У моей России»