- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Как себя вести, когда на тебя оказывают давление
Классный час Как себя вести, когда на тебя оказывают давление
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафронова И.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка профилактического мероприятия.
Классный час «Как себя вести, когда на тебя оказывают давление» Пояснительная записка. Актуальность проведения данного классного часа продиктована временем. В последние годы появилась тревожная тенденция снижения среднего возраста, в котором дети впервые приобщается к пагубным разрушительным привычкам. Друзья детей оказывают большое влияние на их поступки. Давление на человека может оказываться по-разному. Чаще всего употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ начинается с давления дружеской компании, предлагающей попробовать. Давлению необходимо сопротивляться. Нужно самостоятельно решить, как поступить в каждом случае. Надо учиться говорить: «НЕТ!». Поэтому современный подход к решению этой проблемы предполагает проведение профилактической работы с детьми, начиная с раннего возраста. Теоретической основой этой работы является формирование навыков общения, позволяющих сопротивляться неблагоприятным факторам окружающей среды. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков, в условиях индивидуального или группового давления. Педагогическая целесообразность классного часа «Как себя вести, когда на тебя оказывают давление» в том, что ученикам необходимо разъяснять и показывать на ситуациях, как навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволит настоять на своём и не подчиниться чужой воле. Ребёнок научится защищать и поддерживать свои интересы и права, заявлять о личном мнении, не пытаясь маскировать и скрывать его. Это психологический фундамент умения отказаться в ситуации давления. Основная причина начала курения и употребления алкоголя неумение отказаться. Формирование навыка отказа незнакомым людям, друзьям, старшим является защитным фактором предупреждения употребление психоактивных веществ. Необходимо научить детей твердо, но вежливо отказываться.
Цель классного часа: обсудить понятие «давление», способы давления и формы сопротивления давлению. Задачи:
Формирование УУД
Личностные УУД:
-
обсудить способы сопротивления давлению;
-
работать в группе: различать вредные и полезные привычки, осуществлять самопроверку;
Регулятивные УУД:
-
понимать учебную задачу классного часа и планировать своё действие в соответствии с ней;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Общепознавательные УУД:
-
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные УУД:
-
формулировать собственное мнение;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержательная часть.
- Организационный момент
- Постановка целей и темы классного час.(слайд № 1,2)
- Вы хотели бы просидеть всю жизнь дома, не выходя на улицу?
- У вас есть желание съесть горькое мороженое?
- Вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
- А хотелось бы своему другу сказать обидное слово?
-
Давление. У этого слова много значений, например, медицинское, когда говорят о кровяном давлении у человека. Мы будем говорить о давлении в человеческих отношений. Что это такое? (ответы детей)
- В толковом словаре дано такое определение понятия давление: «Давление - это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь». Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову давлению?
( Слайд № 8-9 ) со словами:
Принуждение
Подарок
Нажим
Сообщение
Угнетение
Сила
- Я считаю, что все эти слова являются синонимами слова давление. А вы как думаете? (ответы детей)
- Что предлагаете изменить ( заслушиваются варианты обучающихся)
- А кто вас может заставить делать то, чего вы не хотите? ( ответы детей:
взрослые, сверстники )
- Вы постоянно общаетесь со взрослыми, со сверстниками, много времени проводите перед телевизором, читаете красочно оформленные журналы, чтобы получить информацию. Ребята, а СМИ могут заставить вас делать что - то нехорошее? Приведите пример. ( заслушиваются ответы детей)
7. Способы давления.
- Взрослые, сверстники, СМИ по - разному оказывают давление на человека. А каким способом они принуждают людей к плохим делам, вы узнаете из игры.
Правила игры:
-
Представьте себе ситуацию, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но Вы сговорились заставить его петь. Но вы сговорились заставить его петь. ( слайд № 10-13)
Каждой группе обучающихся раздаю карточки с фразами:
«Спой! Нам так нравится как ты поешь»
«Спой! Мы подарим тебе игрушку»;
«Спой! А то мы не будем с тобой дружить»;
«Спой! А то мы заставим тебя силой»;
«Спой! Это говорю тебе я - староста класса».
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ. ( Слайд № 14-17) со словами: лесть, угроза, обещание награды, авторитет, дружеское давление)
- Трудно ли ученику отказать?
- Как же все - таки он отказывался?
- Я предлагаю некоторые формы отказа.
Слайд № 18 со словами:
Нет! (Объяснение причины)
Нет! (Предложение чего - то другого.)
Нет! Не буду! Не хочу!
Уйти в сторону.
Сделать вид, что не услышал.
Вместе разбирают формы отказа.
8. Ролевая игра.
- Вы узнали способы давления и некоторые формы отказа. Будем учиться применять эти знания в конкретных жизненных ситуациях.
-
Теперь я предлагаю такую игру: сейчас каждая группа получит карточки, в которых описаны ситуации. Вам необходимо разыграть сценки, самим придумать способы давления и формы отказа.
Группы получают карточки:
1. Один ученик просит другого подарить ему книгу, очень ценную для семьи. 2. Незнакомец настойчиво просит сотовый телефон.
3. Один ученик просит другого дать списать домашнее задание.
После выступлений следует выяснить, какие способы давления были оказаны,
какие формы отказа были использованы.)
9. Правила поведения в случае давления.
- Во всех предложенных ситуациях были предложены вежливые формы отказа. Но в жизни мы не всегда бываем вежливы. Иногда мы бываем грубы и раздражительны. Я предлагаю вам послушать рассказ.
«Ты попробуй, а я посмотрю» Дима нашёл на улице бутылку с красивой этикеткой. В ней была какая-то тёмная жидкость. -Отхлебни, Витёк! - предложил Дима своему приятелю. -Мама запрещает мне пробовать неизвестные напитки, - отказывается Витя. -Ты что, маменькин сынок? - усмехается Дима. - Попробуй! -А почему сам не пробуешь? - спрашивает Витя. - Ну, отхлебни из бутылки, не трусь! - настаивает Дима. А сам не решается попробовать. «Неизвестно, что в этой бутылке. Пусть Витька попробует, а я посмотрю, что с ним будет». Анализ ситуации. - Кто оказывает давление? -Каким способом оказывает давление Дима? (насмешка) - Как оцените поведение Вити? (отстаивает своё мнение неагрессивно, осторожен, заботится о своём здоровье) - Чем могла закончиться эта история, если бы Витя повел себя по - другому? - Как следует вести себя в случае давления? ( ответы детей) Слайд №18 «Лишь бы мне было хорошо». Света любит, чтобы другие делали так, как она хочет. -Лиза, - говорит Света, - пойдём со мной купаться. - Не могу, - отказывается Лиза. Я недавно ангиной болела. Мне даже возле воды сидеть нельзя - могу снова заболеть. - Да ладно, - настаивает на своём Света, - посидишь немного у речки, ничего с тобой не будет. Свете безразлично, что будет с Лизой. Лишь бы ей самой было хорошо. Не может же она одна пойти купаться: скучно! Анализ ситуации. -Оцените поведение Светы. (оказывает давление) -Почему она уговаривает Лизу? (чтобы ей самой было хорошо, думает только о себе) -Каким приёмом оказывает давление? (уговорами) - А какими ещё приёмами пользуются дети, чтобы добиться своего? (уговор, насмешка, физическая угроза) -Почему некоторые дети проявляют настойчивость и навязывают то, от чего отказываются их сверстники? - Кому трудно возражать в случае давления? (взрослым, другу, группе детей) -Как противостоять настойчивому предложению, давлению? -Совместимо ли уважительное отношение к человеку и навязывание ему того, чего он не хочет? Вывод: уважение человека начинается с уважения его права на выбор и на собственное мнение. В крайнем случае, каждый может в спорной ситуации предложить партнёру делать то, что он считает нужным, а сам воспользоваться правом свободного выбора своего поведения. В любом споре возражать надо спокойно. Это спокойствие придает вам самоуважение, уверенность в своей правоте. Ваше спокойное возражение говорит о уважении партнёра и о желании взаимодействовать с ним.
9. Игра «Семеро козлят и волк». Задачи проведения игры.
- Формировать умения убеждать.
- Формировать умения распознавать обман, скрытый невербальным проявлением.
- Учить говорить «нет».
-
Я хочу подарить Вам памятку, в которой отмечены фразы, которые должны Вас насторожить. (раздать каждому памятку) Давайте рассмотрим ее вместе.
- Ребята! Никогда не говорите слово «нет», когда вас просят о помощи ваши близкие. Я хочу пожелать, чтобы рядом с вами всегда были мир, дружба и понимание. У вас на столах лежат слова старой доброй песни, которую пели еще ваши родители, давайте споем ее вместе.
(Песня «Ты, да я, да мы с тобой»)
ПАМЯТКА
УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ» !
УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ»,
если услышишь такие предложения:
-
Давай покурим.
-
Давай попробуем пиво.
-
Давай поколотим вон ту девчонку, она задается.
-
Давай поколотим Витьку, он мне нагрубил.
-
Давай прогуляем урок.
-
Давай сорвем урок.
-
Если ты ответишь на пятерку, то ты об этом пожалеешь.
-
Пойдем погуляем, а уроки завтра спишем.
Помни! Что во многих случаях умение сказать «нет» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.