- Преподавателю
- Начальные классы
- Диагностика по методу Беспалько на уроках познания мира в начальной школе
Диагностика по методу Беспалько на уроках познания мира в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузина Н.Н. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Диагностика по методу Беспалько
на уроках познания мира в начальной школе.
Н.Н. Кузина
учитель начальных классов
СОШ №81 г Караганда
Черныш Н.П.
учитель начальных классов
СОШ №81 г Караганда
В выдвинутой Президентом страны Н.А.Назарбаевым Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставлены новые цели и задачи в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.
Формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. «Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях». В начальной школе функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством предмета «Познание мира». Основной целью обучения «Познания мира» наряду с формированием у учащихся системы знаний об окружающем мире, представлений о взаимосвязях природы и человека, является развитие критического мышления школьников. Модернизация казахстанской системы образования требует применения нетрадиционных методов и форм организации обучения. Мой опыт показал, что ИКТ и нетрадиционные формы проведения уроков (урок-презентация, урок - путешествие, урок- экскурсия, урок-защита проектов) поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения, развивают функциональную грамотность обучающихся, повышает качество знаний. Цель моей статьи - показать необходимость использования не только нетрадиционных форм обучения, но и форм контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, направленных на формирование их функциональной грамотности. Для оценки уровня развивающего процесса обучения на уроках познания мира в течение двух лет мною проводятся контрольные срезы по методу В.Беспалько. Прочность знаний учащихся определяется уровнем применения их в нестандартной ситуации. Чем выше способность школьника применить полученное знание при выполнении заданий творческого характера, тем прочнее само знание. Контрольные срезы по методу В.Беспалько позволяют оценить развитие у младших школьников умений выполнять репродуктивные и продуктивные действия.- Репродуктивные действия -
- Продуктивные действия -
По коэффициенту (К) усвоения учебного материала можно судить о завершенности процесса обучения. Качество знаний и интеллектуальных умений оценивается по методу Беспалько на уровне: К ≥ 0,9 - это 5 баллов К ≥ 0,7 - 0,9 - это 4 балла К ≤ 0,7 - это 3 балла. Диагностика качества знаний по методу Беспалько по познанию мира проводится два раза в год (по окончании первого и второго полугодия). Мониторинг показал, что в 2012-2013 году умения по уровням распределялись следующим образом: Качество % Уровни Ученический Алгоритмический Эвристический Творческий 2 «А» класс (1 полугодие) 80 70 55 15 2 «А» класс (2 полугодие) 80 73 60 20 Итого за год 80 72 58 18
Анализ качества знаний свидетельствует, что 80 % учащихся выполняют задания на репродуктивном уровне, то есть без ошибок могут назвать растения и животные. 70 % учащихся умеют выделить составные части целого и правильно их указывают. 55% учащихся могут переносить знания в новую ситуацию, объясняют связи в природе. 15% учащихся могут решить задачу оригинальным способом, то есть, творчески переосмыслив информацию, намечают свои пути решения проблемы. Однако при выполнении творческого задания учащиеся в первом полугодии пытаются сужать ответ до одного двух примеров. Во втором полугодии ученики уже делают попытку объяснить свои предположения. Коэффициент обученности составляет 60%. В контрольном классе, где использование ИКТ и нетрадиционных методов обучения применялось периодически, результаты были ниже. Коэффициент обученности составил 56% по итогам 2 полугодия. Эти показатели заставили задуматься о необходимости применения активных форм обучения и в контрольном классе.
Качество % Уровни Ученический Алгоритмический Эвристический Творческий 2 «А» класс (1 полугодие) 80 70 55 15 2 «В» класс (1 полугодие)
75
63
45
11 2 «А» класс (2 полугодие) 80 73 60 20 2 «В» класс (2 полугодие)
75
64
48
11 Итого за год 2 «А» класс 80 72 58 18
2 «В» класс
75
64
47
11
Мониторинг качества знаний за 2013-2014 учебный год показал следующие результаты.
Качество % Уровни Ученический Алгоритмический Эвристический Творческий 3 «А» класс (1полугодие) 83 77 67 26 3 «А» класс (2 полугодие) 88 80 69 30
Качество % Уровни Ученический Алгоритмический Эвристический Творческий 3 «В» класс (1полугодие) 78 70 60 23 3 «В» класс (2 полугодие) 83 73 63 26
В 2013-2014 учебном году в 3 «А» классе наблюдается рост репродуктивных действий учащихся на уровне 88 %. Продуктивные умения школьников выросли до 30 %. У учащихся появились умения вскрывать простые причины и проводить двусторонние логические связи. Целенаправленная работа с учащимися 3 «В» класса способствовала росту репродуктивных действий до 83%, а продуктивных до 26%.
Сравнительный анализ качества знаний по методу Беспалько в 2 «А» -3 «А» классе за 2012-2014 год по познанию мира. Сравнительный анализ развивающего процесса обучения показывает рост интеллектуальных умений на эвристическом и творческом уровнях. Положительная динамика на 10 %.
Сравнительный анализ качества знаний по методу Беспалько в 2 «В» -3 «В» классе за 2012-2014 год по познанию мира. В данном классе отмечен значительный рост интеллектуальных умений эвристического и творческого уровней. Динамика составила 15%. Эти результаты подтверждают, что применение ИКТ и активных форм обучения позволяют развивать у учащихся интеллектуальные умения. Рост качества знаний и интеллектуальных умений школьников - это свидетельство правильно выбранной системы преподавания предмета «Познание мира». Проведение нестандартных уроков в формате ИКТ и «Критическое мышление через чтение и письмо» способствовали развитию у учащихся познавательных процессов и мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод, работать с разными источниками информации, самостоятельно добывать знания, а также личностных качеств: лидерство, умение работать в малой группе, сотрудничество, чувство времени. Таким образом, модернизация казахстанской системы образования, педагогические нововведения - это позитивные изменения, направленные как на повышение качества образования, формирование функциональной грамотности, так и на улучшение развития и воспитания конкурентоспособной личности младшего школьника.
Литература:
- Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.
- Учебная программа «Познание мира» для 1-4 классов общеобразовательной школы. - Астана, 2013. - 12 стр.
- Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. - 181 с.
- Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П. М.: Педагогика, 1989. - 192 с