- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках окружающего мира
Из опыта работы Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках окружающего мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дятлова Е.Л. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РМО учителей начальных классов г.Аша
Выступление учителя МКОУ СОШ № 1 г. Сим Дятловой Е.Л.
«Дифференцированное домашнее задание как способ
повышения качества знаний на уроках окружающего мира»
Сегодня уже не нужно убеждать никого, что все дети разные, и подход ко всем должен быть разным. Особенно это касается домашних заданий, самостоятельной работы в классе, творческих работ. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 1) развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог; 2) освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе; 3) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; 4) формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу. Особое значение в обучении окружающему миру имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Предметом рассмотрения моего выступления являются домашние задания, которые выполняются в наиболее комфортных условиях - дома. Следует учитывать, что любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений. Первый уровень - обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам. Второй уровень домашнего задания - тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня. Третий уровень - творческое задание - используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
Выделяют репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания. Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое выполнялось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и пересказать статью из учебника. Но и здесь следует учитывать уровень подготовки детей.
. Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задания, например, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.
Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников.
Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
По содержанию:
1. Вопросник
2. Кроссворд
4. Ребус
5. Сообщение
6. Доклад
7. Сочинение
8. Реферат
По виду деятельности:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3-7 чел)
4. Групповая (10-15 чел)
По уровню оформления:
1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации):
- файл-лист;
- буклет;
- брошюра;
- газета;
- альбом;
- «раскладушка»; Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы ...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.
Из представленных заданий разрабатываются тематические разноуровневые карточки-задания. (Приложение 1) Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, неразличение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок. Систематическое соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся позволяет добиться повышения качества знаний детей, уровня их умений и навыков.
Приложение 1
Пример разноуровневых карточек по окружающему миру 2 класс «Школа России»
2 класс
Окружающий мир
Тема «Если хочешь быть здоров!»
Карточка 1*
-
С помощью текста учебника вставь пропуски в тексте:
- Режим дня - это_______________, в котором _______________сочетаются учёба, игры, отдых и другие занятия..
- Чтобы быть здоровым, нужно питаться ___________________.
- Чистить зубы надо __________раза в день:__________ и ___________.
-
Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:
1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.
2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.
3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.
4.Смотри все интересные телевизионные передачи.
3. С помощью слов для справок закончи пословицы:
Крепок телом - богат и _______________.
Здоровье дороже ____________________.
Здоров будешь всё ___________________.
Слова для справок: добудешь, делом, золота
2 класс
Окружающий мир
Тема «Если хочешь быть здоров!»
Карточка 1**
-
Запиши свой режим дня.
-
Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:
Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.
-
Запиши одну пословицу о здоровье.
2 класс
Окружающий мир
Тема «Если хочешь быть здоров!»
Карточка 1***
-
Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.
-
Реши кроссворд:
2
1
3
4
5
1.(верт) Правильная, нормальная работа всего организма,
хорошее самочувствие и настроение.
1.(гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся,
для здоровья, для порядка людям всем нужна …
2.Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет…
3.Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он без
туч и облаков целый день идти готов.
4.Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка и, конечно, …
5.Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих - что за кони у меня?
-
Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда.