- Преподавателю
- Начальные классы
- Научная статья «Формирование у младших школьников представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества в проектной деятельности»
Научная статья «Формирование у младших школьников представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества в проектной деятельности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Краснова Н.В. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Краснова Н.В.
зам. директора по УВР,
учитель ОРКСЭ МАОУ-НОШ № 5 г. Среднеуральск,
магистрант 2 курса группа ДНВ МР - 21z
Формирование у младших школьников представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества в проектной деятельности В современной России образование это важнейший фактор национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человек. Законодательство говорит о воспитании как о деятельности, направленной «на развитие личности, на создание условий для самоопределения и социализации обучающегося основе на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, с. 3], в связи, с тем ответственность ложится на школу, так она является основным, а порой и единственным культурным центром жизни многих детей. Являясь одним из институтов общества, школа сама в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Обновляется содержание общего социально-гуманитарного образования, направленное, на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей. В его состав включаются те ценности, которые являются традиционными для культуры Отечества, но игнорировались в прошлый период. Формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях становится ведущим направлением воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Во внеурочной деятельности духовно-нравственное воспитание выделено в отдельное направление. Ф федеральный компонент базисного учебного плана для 4-х классов включен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). Изменяется роль религии в обществе, государство становится светским. Религия признается источником базовых национальных ценностей. Изменение статуса религии в общественном сознании, обращение к воспитательному опыту Русской Православной Церкви на современном этапе развития российского образования по-новому высвечивает ценность трудов выдающихся отечественных педагогов и мыслителей прошлого (В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.), заложивших научные основы традиционного духовно-нравственного воспитания. Образование сегодня направлено на социализацию и предусматривает деятельностый подход к обучению. Деятельностный подход проявляется в методе проектов. Сегодня перед школой ставится государственный заказ осуществлять формирование у младших школьников представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, где каждый ученик ощущает признание собственной важности и необходимости в коллективе. Данная технология позволяет осуществлять в массовой школе личностно-ориентированный подход, так как вся деятельность строится на субъектном опыте ребенка и его обогащении, в проектной деятельности у детей формируются компетенции: информационные, коммуникативные, когнитивные, исследовательские, ценностно-смысловые, которые в дальнейшем станут залогом успеха, основой самореализации личности. Эта форма работы помогает решать задачи по формированию представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей. Метод проекта позволяет выбрать темы проекта ориентированные на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества. Согласно основным требованиям к методу проектов, работа учащихся строится следующим образом:
- выявляется группа учащихся, которая желает заниматься данной работой;
- выбор темы происходит с учетом интереса самих учащихся;
- методом «круглого стола» или «мозгового штурма» определяется проблема,
- проблема решается в ходе работы над проектом;
- обсуждаются предполагаемые практические результаты;
- структурируются задачи, действия каждого участника;
- обсуждаются методы их действий;
- намечается время подведения итогов и оформления результатов.
Литература
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 ч.1// rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ―М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». - М.: Просвещение, 2009. -5 с.
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
- Адамова, А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности на основе системного подхода : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.Г. Адамова. - М., 2008.
- Петракова, Т.И. Духовные основы нравтвенного воспитания / Т.И. Петракова. - М.,1997.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - Москва. 2005.
- Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 48 с.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская -М.: Сентябрь 2002 - 96 с.