• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья на тему: Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержка индивидуальности ребёнка

Статья на тему: Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержка индивидуальности ребёнка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8









Здебская Маргарита Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск













Статья на тему: Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержка индивидуальности ребёнка.









Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержка индивидуальности ребёнка.

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одарённость, кроме тех,

которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Поэтому в условиях этой социально-экономической жизни современного общества и возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику в этом случае предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

Новые стандарты также направлены на воспитание самостоятельной личности. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Федеральный компонент ориентирован на самоопределение и саморазвитие личности.

Исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пожалуй больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.

Детство - это тот период жизни, когда каждый человек - исследователь и первооткрыватель. Современной наукой установлено , что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний , но и для личностных контактов.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Так что же такое исследование? Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически мыслить.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности;

  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

  • заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

  • добровольность выбора темы учащимся;

  • соблюдение принципа добровольности занятий;

  • уважительное отношение к исследовательской;

  • деятельности учащихся родителей и педагогов школы.

В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в своём классе. В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

В практике современного обучения имеет место противоречие между потребностями младших школьников в исследовательской деятельности и отсутствием механизмов организации этого вида деятельности. Из данного противоречия вытекает проблема: как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью

Для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой и заключается в том, чтобы у ребёнка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы, по меткому выражению П. Флоренского, «держали его в плену». Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия.

Удивиться тайнам окружающего мира может помочь применение проблемно - диалогического метода в обучении, а испытать радость творчества и восторг открытия -такая организация учебно-познавательного процесса, когда ребёнок имеет возможность открывать знания о мире в ходе индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности. Важным условием для ребёнка является и возможность с кем-то поделиться, разделить свою радость открытия, быть услышанным и понятым другими.

Применение проблемно-исследовательского метода обучения позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре стоит ребёнок со своими вопросами и интересами, а не учитель с готовыми знаниями, которые он должен передать детям.

Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Он ищет эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников.

Необходимо использовать такую форму обучения как экскурсии. Она состоит в том, что во время их проведения развивается наблюдательность, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети раньше проходили, не замечая их.

Объектами изучения на экскурсиях для детей 1- 4 классов являются те, которые находятся в ближайшем окружении школы и населенного пункта. По характеру проведения наиболее эффективны исследовательские экскурсии. Во время проведения исследовательских экскурсий дети получают от учителя определенное задание « Мои маленькие исследования», и самостоятельно выполняют его. Такая экскурсия дает выход детской активности, и обычно те «открытия», которые учащиеся делают в это время, прочно запоминаются на долгие годы.

Исследовательская экскурсия предусматривает ряд этапов.

  • Вводная беседа учителя, проводимая в классе, направлена на знакомство детей с темой экскурсии, её целью и местом проведения, учитель поясняет, за какими объектами или явлениями нужно наблюдать и как фиксировать свои наблюдения.

  • На втором этапе учащиеся в ходе проведения экскурсии исследуют объекты, делают соответствующие пометки в исследовательских листах и фотографии.

  • На заключительном этапе, после экскурсии обязательно проводится обработка полученных сведений. Ученикам предлагается выполнить творческие задания и на последующих уроках защитить свой исследовательский проект или работу.

Главная цель исследовательского обучения - формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Так в первом классе работа над проектом исследования по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Например: «Моё имя», «Моя семья».

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя и родителей. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.

В третьем классе работа над исследовательским проектом более расширена и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, сборники, энциклопедии). Устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В четвёртом классе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить готовый проект самостоятельно. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Цель исследовательской работы - научить учеников использовать дополнительную литературу, применять Интернет в собственной образовательной деятельности.

Говорят: «Новое - хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский.

И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.

Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников - умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.

Исследовательские работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование.

Специфика же исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Им предоставляется возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.
Тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников - серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Исследовательская и проектная деятельность позволит достигнуть важнейших целей образования.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину - главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

- видеть проблему;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

- аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель - научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

- классифицировать;

- обобщать;

- отбирать все возможные варианты решения;

- переключаться с одного поиска решения на другой;

- составлять программу действий по своей работе;

- рассматривать объект с различных точек зрения;

- сравнивать различные объекты и их совокупности;

- составлять задания по предложенной теме;

- проводить самоконтроль.

Исследовательская деятельность даёт ребёнку возможность насладиться радостью своего открытия.



Литература

1 . Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. - М.: Просвещение, 1997.
2 . Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.
3 . Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М.: Просвещение, 1980.
4. Нечаева Надежда Анатольевна. Образовательная программа дополнительного образования детей «Мы - исследователи».

5. Поволяева М.Н. Творчество педагога - творчество ребенка//Внешкольник. 2000. №11.

6. Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся// Дополнительное образование.2001. №7-8.

7. Савенков А. И. Учебно-методический комплект: Рабочая тетрадь «Я - исследователь». Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».

8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ Библиотека журнала «Директор школы» - М.: Сентябрь, 2001.
9. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
10. Усачева И.В., И.И. Ильясов. Формирование учебной исследовательской деятельности. - М., 1986.
11. Статьи Шалагина Елена Александровна, г. Новоалтайск «Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов».

12. Федеральный образовательный стандарт начального образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. - 2 изд. М. : Просвещение, 2011. с. 3

13. Шумакова Н. Б. развитие исследовательских умений младших школьников.// Москва, «Просвещение» 2011.

14. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.



© 2010-2022