Урок русской грамоты в 1 классе «Устное народное творчество»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской грамоты в 1 классе

Тема: Устное народное творчество

Цели:

  1. Совершенствование навыков чтения и письма. Знакомство с устным народным творчеством.

  2. Развитие высокой степени восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения, фонематического слуха, мелкой моторики.

  3. Воспитание аккуратности, ,точности, самостоятельности, интерес к устному народному творчеству.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип: ознакомление с новым материалом.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Минутка чистописания.

  3. Ознакомление с новым материалом.

  4. Закрепление знаний.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организация урока.

Психологический настрой класса.

Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление его целей и задач.

2. Повторение пройденного.

-Послушайте стихотворение.

-В каких случаях пишется заглавная буква. Приведите примеры.

О больших и маленьких

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело-

Ставится в слове не зря и непросто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая- совсем не пустяк;

В букве большой уважения знак!

3.Ознаколение с новым материалом.

Краткое вступление учителя об устном народном творчестве.

-Историю своей страны создаёт народ. Мы с вами- частица этого народа, поэтому должны знать его историю, традиции, обычаи, бережно их хранить и передавать своим детям. Как живут люди сейчас, вы хорошо знаете. А как они жили раньше? Как одевались? Как отдыхали? Что ели-пели… Всё интересно.

-Сегодня мы с вами постараемся организовать урок так, чтобы он был и познавательным и нескучным. Всё зависит от вашего настроения и вашей активности. Так давайте же сочиним свой урок сами.

Древнерусская половица пословица гласит:

Делу время- потехе час.

-А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

-Да, действительно, весёлое слово человек ценил не только в праздники. И в будни оно помогало в труде, снимало усталость. Весёлое слово забавляло и детей, и взрослых.

Давайте встанем в хоровод и произнесём:

Как у наших у ворот собирается народ…

-А зачем?

-Песни петь, хороводы водить.

-А вы знаете , что такое считалки?

Как у наших у ворот собирается народ…

-А зачем?

-В игры играть. А игра, как водится, начинается со считалки.

Вот и встали дети в круг, а один считалку говорит, водящего выбирает:

-Шла собака через мост:

Четыре лапы, пятый-хвост.

Если мост провалится,

То собака свалится.

Чтобы ей не потонуть,

Так иди её тянуть!

-Вот я такую считалку знаю. А вы?

(Дети рассказывают свои считалки)

-А что же такое приговорки?

Как у наших у ворот собирается народ…

Да вот беда: дождик пошёл.

Ребята ему рады, стали приговорки говорить:

Дождик, лей, лей, ,

На меня лей и на людей!

На людей- по ложке,

На меня- по крошке,

А на бабу Ягу

Лей по целому ведру.

-Ждут они и от вас приговорок: «Эй, честной народ, кто из вас приговорку скажет?» (Ребята говорят свои)

-А кто из вас слыхал про заклички? (Ответы детей)

Как у наших у ворот собирается народ…

Кончился дождик,

Выглянуло солнце, радуга-дуга на небе показалась. А ребята, как увидали, стали закликать, значит заклички говорить.

Закличка-это обращение-просьба, обращение-приказание. Значит и говорить её надо с такой же интонацией.

- Попробуйте придумать свою закличку.

-Знакомо ли вам слово «потешка»?

Как у наших у ворот собирается народ…

Кто сидит на пеньке, кто на дерево забрался, а кто и просто на траве устроился. Тут смех, шутки, дразнилки, потешки. Всяк на свой лад старается, другого перехитрить хочет. Пересмешничают дети.(Участвуют в инсценировке предварительно подготовленные дети). Вот послушайте их разговор:

-У меня один вопрос:

Кто потешек знает воз?

И посыпались потешки с разных сторон.

Потешки-стишки, песенки, которыми потешали, тешили, т. е. развлекали, забавляли детей. Отсюда и слова «потешный», «потеха».

-Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидела,

головой вертела.

-А кто что знает о дразнилках?

Развеселились ребята. Дразнить друг друга начали. Иван на прошлой неделе слёзы проливал. Вспомнили ему это.

Смекалки тоже, наверное многим известны?

Расшумелись ребята так, что и остановить трудно- вот как вы сейчас. Но есть у бабушки Матрёны хитрый способ утихомирить шалунов. .(Участвуют в инсценировке предварительно подготовленные дети).

Говорит она:

-Зачем у вас язык?

-Ясно дело зачем. Чтобы говорить,- отвечают дети.

-А вот и нет. За зубами у вас язык!

Вот так она их перехитрила. Смекнули ребята, понравилась им шутка.

А вот о перевёртышах вы наверняка почти ничего и не знаете.

Перевёртыши- это словесные забавы. Забавы стародавние. Но живут они и не стареют. Очень они нужны людям. С ними жить веселее. Пользуйтесь ими и вы. Учитесь играть словом. Заполните, выучите их наизусть, если хотите.

Жил-был Картаус,

У него был длинный ус!

Надел Картаус картуз,

На картуз положил арбуз,

На арбуз-редьку,

На редьку-огурец…

Здесь нашему уроку и конец!

4.Итог урока.

На доске появляется слово «фольклор».

-Это слово английское. Оно означает «народная мудрость», «народное знание». Возник он, когда ещё не было письменности. Фольклорные произведения не записывались на бумаге, а передавались от человека к человеку устно. Поэтому получили название «устное народное творчество». К произведениям такого творчества относятся пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки…

-Какие произведения устного народного творчества вам понравились?





© 2010-2022