- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников
Доклад Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Василяка Л.Г. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации учителей начальных классов Василяки Любовь Григорьевны учителя начальных классов Победненской ОШ І - ІІІ ступеней Победненского сельского совета Джанкойского района Автономной Республики Крым Симферополь, 2013 г |
Содержание Введение -----------------------------------------------------------------------------------3 ГЛАВА I Понятия "индивидуализация " и "дифференциация" обучения ---5 ГЛАВА II Технология внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников ------------------------------------------------------7 2.1 Критерии дифференциации учащихся -----------------------------------------7 2.2 Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроке ----------------------------------------------------------------------------------------9 2.3 Методика составления дифференцированных заданий ------------------10 2.4 Дифференцированная работа на разных этапах урока -----------------14 Заключение -------------------------------------------------------------------------------22 Список литературы ---------------------------------------------------------------------25 Введение. Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе, а особенно в первом классе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. (14) Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников. Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как включать дифференцированную самостоятельную работу в процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой работы. Нет четких критериев оценки результатов дифференцированной работы учащихся, и, наконец, каковы оптимальные критерии распределения детей по группам? Решение данной проблемы определило цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников. Используя преимущества технологии уровневой дифференциации, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей. Объект исследования: процесс обучения младших школьников. Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации. Гипотеза исследования: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Глава II. Технология внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников II.1 Критерии дифференциации учащихся Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны. Для организации дифференцированной работы с первоклассниками школьным психологом было проведено исследование готовности к обучению детей 6-7 лет по следующим параметрам: внимание , произвольность ,работоспособность, логическое мышление ,способность к самоконтролю, познавательная мотивация речевое развитие ,развитие мелкой моторики . На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы: 1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. 2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного. 3 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. Изучение ребёнка - процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников 2 и 3 классов был иной план наблюдений: 1. Особенности умственного развития: а) внимания, памяти, мыслительных процессов; б) усвоения учебного материала - самостоятельность, темп работы; в) речь, начитанность, общий кругозор. 2. Знания ученика и его отношения к учению: а) качество знаний по предметам; б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца; в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами; г) прилежание, интерес к учебной работе. Из сказанного выше можно сделать следующие обобщения. К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся: 1) обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные способности; 2) учебные умения; 3) обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и навыков; 4) познавательные интересы (на фоне общей мотивации) (2,9, 18) Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности. II.2 Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроке Следующим этапом являлась разработка стратегии взаимодействия учителя с разными группами. На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи: 1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей); 2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития. 3. Формировать учебно - познавательную мотивацию. 4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка. В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся. Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия. (3) Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных. Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет коллективная работа. Задание даётся гомогенной группе (от 2 до 4 -х человек), а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. II.3 Методика составления дифференцированных заданий для работы учащихся на уроке Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков: 1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей. 2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях. 3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий: С | руктурная единица знаний Показатели сформированности системы качеств знаний по уровням | Требования, соответствующие показателям | Задания |
Величины и их измерение. Действия с именованными числами. | Воспроизведение законов, понятий, правил, соотношений, репродуцирование известных способов действий позволяет выполнять з | дания по образцу Воспроизвести: а) единицы длины, массы. б)соотношения между ними. в)способы сложения и вычитания именованных чисел. | 1. Запишите все известные вам единицы длины, массы, времени, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой. 2. Вставьте пропущенные числа : 1км =...м=...дм=...см =...мм 1т:=...кг=...г 3 .Выполните действия: 3 т 412 кг + 17 т 836 кг 12 км 070м - 5 км 321 м |
Школьник свободно воспроизводит алгоритм, признаки понятий, законы и т. д. Устанавливает единичные | вязи между структурными единицами знаний. Глубоких обобщений не делает. Установить взаимосвязь между величинами, уметь преобразовывать их, проводить все арифметические действия. | 4. 31 м - 732 см 3 км : 5 м 320 см + 7 м 835т - 7кг - 2т 291 кг + 3721 г- 1т 278 с + 26 сут Что необходимо сделать, чтобы выполнить действия с данными именованными числами. Дайте обоснованный ответ. | |
Прочно усвоенные теоретические положения позволяют проводить обобщения высокого уровня, что в свою очередь, способствует использованию знаний в новых ситуациях. | Воспроизвести теоретические положения. Установить необходимые связи между компонентами знаний. | 5 .Теплоход проплыл по реке х км за 3 ч, а на обратный путь он затратил4 ч. на сколько меньше была его скорость на обратном пути? | |
Зачет по теме "Предложение" 3 ур. I. Выбери верное утверждение: 1 а) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. б) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. 2 а) Распространенными называются предложения, которые кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный член. б) Распространенными называются предложения, которые состоят из главных членов. 3 а) Все побудительные предложения по интонации восклицательные. б) Не все побудительные предложения по интонации восклицательные. II. Найди предложения, в которых правильно выделена грамматическая основа: Далекое солнце уходило за горизонт. Ложился на поля туман. Гусей, крикливых караван тянулся к югу. III. Поставь знаки препинания: Бабуля Я ушла гулять Варежки не нашла Где они Когда вернусь, буду делать уроки Испеки, пожалуйста, пирожков Я их очень люблю IV. Спиши текст, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы: Красиво было в л...су в этот ранний ч...с Тихо шумели, к...ч...лись д...рев..я С лист...ев ст...кали свинцовые капли р...сы На мху л...жали сл...ды ос...ни Остро пахло сырой з..млёй и прелыми лист...ями Из вороха старых лист...ев , из тр...вы и из в...лежника выглядывают гр...бы Как краси... ...сенний ле... При этом зачет организован таким образом, что учащиеся 3-ей группы сначала принимают устный зачет у учеников 2-й группы (в случае неверного ответа они должны проконсультировать отвечающего ученика по вопросу, вызвавшему затруднения), после выполнения 1-го задания переходят к работе по своей карточке (поэтому в карточке 3-го уровня на 1 задание меньше).
Заключение. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты: 1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения; 2. Разработаны технологии индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников. 3. Разрабатывается система дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации. В ходе экспериментального работы выявлено, что при целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриклассной дифференциации процесса обучения. Дифференцированное обучение детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников. Общие выводы Для формирования познавательных интересов школьников к определённой деятельности, для расширения у каждого ребёнка потребности в стремлении к новым знаниям, умениям, необходимо индивидуализировать процесс обучения ( необходимо заинтересовать учеников в получении знаний , умений , которые у каждого школьника разные, как и уровень развития ). А, следовательно, если уровень развития у каждого школьника различный, способности тоже, то необходимо индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализация и дифференциация обучения строится на основе личностного подхода. Признаками индивидуального подхода в школе является его гуманность, коллективистическая направленность, воспитывающий характер, адресованность каждому ученику, активизация деятельности ученика, а также индивидуальный подход является продвижением к более действенному познавательному интересу, к более высоким уровням успеваемости и познавательной самостоятельности. Индивидуализация и дифференциация обучения необходима для обучения как слабых, так и сильных детей. Благодаря такому обучению облегчается учебная деятельность для учащихся; формируется творческая личность, готовая свои познавательные возможности использовать на общее дело. При правильном построении обучения, т.е. при построении, обеспечивающем общее развитие каждого школьника, оказывается возможным любое объединение индивидуализацией; более того, такое объединение оказывается необходимым, оно создаёт почву для полноценного развития каждого. Но полноценное развитие - это не выравнивание всех на каком-то высшем едином уровне. Единообразие учеников невозможно, если оценивать эффективность обучения не на основе такого ограниченного критерия, как усвоение знаний, а оценивать её по данным общего развития школьника. Методические рекомендации учителям начальных классов в использовании индивидуализации и дифференциации процесса обучения Для реализации сложнейших функций урочных занятий большое значение имеет индивидуализация и дифференциация (индивидуальный подход к ученикам и учёт их индивидуальных способностей) учебно-познавательной деятельности. Для решения данной проблемы необходимо придерживаться таких дидактических направлений:
- Индивидуализации и дифференциации требуется воспитательная работа при проведении урочных занятий. Учителям необходимо изучать и знать атмосферу в семье каждого ребёнка, умонастроение учащихся, внешкольные контакты, направленность взглядов на происходящие общественные явления и события. Используя изученный материал, стимулировать личностное развитие учащихся, вовлекать в различные виды коллективной деятельности, поддерживать с детьми активные и доброжелательные контакты.
- Использовать индивидуальный и дифференцированный подход учащихся, прежде всего при объяснении нового материала. Учителю необходимо опираться на активность более успевающих детей, привлекать их к анализу сложных вопросов, делать обобщения и таким образом способствовать развитию их способностей. А также необходимо обращать внимание на отстающих учеников, задавать им вопросы по воспроизведению осмысленных положений.
- Необходимо использовать на уроке различные виды самостоятельной работы, что способствует успешному осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к ученикам.
- Некоторая индивидуализация и дифференциация учебной работы на уроке осуществляется при проверке знаний учащихся, когда сложные вопросы задаются хорошо успевающим ученикам, а менее сложные - тем, кто занимается слабее.