- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему муру по тему
Конспект урока по окружающему муру по тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаева Н.В. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Учитель
Николаева Н.В.
ОУ
МБОУ гимназия № 10 г. Гуково Ростовская область
Предмет
Окружающий мир
Класс
2 класс
Тема занятия
«Рыбы»
Цели и задачи
Цель занятия: создать условия для закрепления и углубления знаний обучающихся о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения. Задачи: 1. Образовательные: повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; познакомить с некоторыми морскими рыбами. 2.Развивающие: развитие познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения. 3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание любознательности в процессе учения, взаимопомощи.
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные - наличие мотивации к творческой деятельности на уроке; - интерес к окружающей природе, к наблюдениям за животным миром;
умение формулировать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе;
- позитивная самооценка своих познавательных и творческих возможностей; - отзывчивое отношение и готовность оказать посильную помощь одноклассникам.
Познавательные: - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений; - активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы их выполнения. Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия; - вступать в учебное сотрудничество, совместно рассуждать, пытаться договариваться.
Учащиеся научатся:
- характеризовать представителей класса рыб: название, особенности внешнего вида, условия жизни; - устанавливать зависимости между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания рыб; - составлять описательный рассказ о морском коньке.
Учащиеся могут научиться: - объяснять отличия класса рыб от других классов; - проводить классификацию рыб по месту обитания; выделять признак классификации.
Основные понятия
Отличительные признаки класса рыб и особенности строения. Классификация рыб по месту обитания. Лексическое значение слов: лаборатория. Работа с фразеологическим словарем.
Сценарий занятия
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Результаты этапа
I. Вхождение в учебную деятельность.
1.Мотивация учащихся.
2.Формулирование темы урока.
«Поздороваемся глазками». (Слайд 1)
Сейчас я с вами поздороваюсь, но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь показать, какое у вас настроение.
Окружающий мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать? Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными - исследователями. А я Николаева Наталия Валериевна - ваш научный руководитель. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. (Слайд 2)
Отгадайте загадку:
Я повсюду и везде:
В кране, в чайнике, в реке.
Мною надо дорожить.
Без меня вам не прожить.
(Вода) ( Слайд 3) Ребята, для кого вода является домом? Холодная, как лёд, Не хочет пить, а пьёт. Бронёй блеснёт, но не звенит И всё молчит, молчит. (Рыба) (Слайд 3) Только ли для рыб? Слайд интерактивная доска ( Слайд 4) ( на слайде черепаха, чайка, бобер, рыбы, крокодил) - На какие группы можно разделить этих животных? 1 группа - живут в воде и на суше 2 группа - живут только в воде. Как мы можем назвать группу животных, которые живут только в воде?
А кто был на рыбалке? А кто из вас любит рыбачить?
На каких водоемах г. Гуково можно рыбачить? А в Ростовской области? Каких рыб ловили? Как называются рыбы, которые живут в реках, озерах, прудах? (слайд 5) А кто рыбачил на море? Каких рыб можно поймать там? Как называются рыбы . живущие в соленой ( морской )воде?( Слайд 6) Где ещё могут жить рыбы?
Не река. Но здесь живут
Разные рыбёшки.
Дом стеклянный. Свет. Уют.
И еда есть - крошки. (Слайд7)
Разгадывают загадку,
Определяют и формулируют цель на урок при помощи учителя.
Работают со словарями, узнают лексическое значение слова лаборатория.
.
Отвечают на вопросы. Формулируют тему занятия
Классифицируют рыб по месту обитания: речные, морские, аквариумные.
Объясняют понятие «речные рыбы», отгадывают загадки. Высказывают собственное мнение
Положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Тема занятия сформулирована самими учащимися.
Найдено в словаре значение слова экспедиция. Появился интерес к исследовательской деятельности
III.Планирование деятельности.
- Тема нашего исследования:
"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!" ( Слайд 8)
Составляют план с помощью учителя 1.Установим, чем рыбы отличаются от других животных.
2.Познакомимся с многообразием рыб. 3.Посоветуем людям, как сохранить окружающую среду.
Составлен план работы на уроке.
2.Актуализация знаний
В мире существует огромное количество самых разнообразных рыб, но всё- такие почему они относятся к одной группе. Мы можем обнаружить в ходе нашего исследования.
II.Целеполагание. 1.Определение границ собственного знания и незнания
2.Формулирование собственных целей работы
- Сформулируйте цели работы. ( Слайд 9)
За кем будем наблюдать?
Наблюдаем за рыбами.
Чем будем восхищаться?
Восхищаемся разнообразием рыб ,
Кого будем изучать?
Изучаем рыб.
Кого будем учиться беречь?
Учимся беречь рыб.
Определяют область знания и незнания.
Формулируют собственные цели работы.
Сформулированы цели работы
IV. Учебные действия по реализации плана.
1.Совместное «открытие» новых знаний.
2.Выдвижение и обсуждение гипотез.
Метод « Инфо-угадайка» Приступаем к нашему исследованию. Перед вами лежит конверт № __. Кто же является объектом исследовании? Выберите из предложенных силуэтов нужным нам силуэт. Какая форма туловища? Для чего? ( тело овальное, чтобы легче было плавать) (слайд 10) Для того чтобы изучить рыб я предлагаю ответить на вопросы.( Слайд 11) 1. Есть ли у рыбы голова, шея? ( на голове глаза, рот) 1. Где живут рыбы?( слайд 12) 2. Что они едят? ( слайд 12-13) 3.Чем они дышат? ( жабры, скрыты под жаберными крышками) ( Слайд 14 -15) 4.Чем покрыто тело? У родителей и деток Вся одежда из монеток. ( защищает от повреждений) ( прикрепляют чешую к силуэту)( слайд 17) 45. Как они передвигаются?( прикрепите плавники, хвост) ( Если сравнить рыбу с лодкой, то плавники - это весла, а хвост - руль) ( Слайд 18 -19-20)
Животные, хищные, растительноядные, которые живут всеядные только в воде.
Что едят?
Где живут? Рыбы Чем
дышат?
Чем покрыто тело? жабрами
Чешуёй и слизью Как передвигаются?
Плавники, хвост
Слайд 21
Организация игры «Убери лишнее». (Жабры, шерсть, плавники, чешуя, когти).
( Слайд 22)
Пока заполняем пустые места, дети в группах собирают модель рыбы.
Исследовательская работа в парах.
а) обозначить части тела рыбы (карточки для работы в парах)
б) убрать «лишние» части (карточки для работы в парах)
Отвечают на вопросы: с помощью плавников и хвоста; плавательный пузырь - это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.
Учащиеся - «открыли» новые знания,
способ решения проблемы; - получили опыт исследовательской деятельности; - определили область применения полученных знаний.
3. Открытие способа решения проблемы.
4.Самостоятельное применение знаний.
Физкультминутка. Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
5. Постановка проблемного вопроса. Организация работы в группах. - Ой, а это кто, ребята? Вам знаком этот водный житель? Видео « Летающая рыба» (Слайд 23)
Упражнение « Экспресс портрет»( Слайд24)
- Рыба ли это? Как вы можете ответить на поставленный вопрос? Как доказать? Попробуйте составить описание.
6. Организация обсуждения правил поведения в природе. Экологическая сказка. . В тёплом водоёме жила маленькая летающая рыбка. Она очень любила путешествовать. В одном из своих плаваний, она увидела вот такой грязный водоём. (Слайд 25) Опечалилась рыбка , грустно стало ей, ведь помочь своим друзьям она ничем не могла. А как вы думаете, кто виноват в бедах водных жителей? - Какие советы вы можете дать людям? - Эти советы очень важны для жителей нашей планеты.
Рыбы из красной книги. (Слайд 26)
7.Диффиренцированная работа.
Ребята у вас в конвертах задания. Распределите задание между собой.
1. Собери пазл.
2. Организация игры « Узнай рыб по силуэтам». - Подпишите названия рыб, нарисуйте или раскрасьте рыбок.3. Составь кластер, выбрав нужные слова и словосочетания.
Рыбы, тело покрыто перьями, тело покрыто чешуёй, животные, водные животные, перелетные, дышат воздухом, дышат кислородом, растворенным в воде. Проверка по слайдам. (Слайд 27, 28, 29)
Поднятие кружков « Светофор». Ребята, если вы стравились с заданием поднимите красный кружок, если справились частично - зеленый кружок, если сомневаетесь в правильности - желтый кружок.
Обсуждают в группах проблему. Доказывают свою точку зрения (Вспоминаем строение и отличительные признаки рыб). Делают вывод с помощью учителя: морской конёк - это рыба, так как его тело покрыто видоизменёнными чешуйками, у него есть жабры, плавники, плавательный пузырь, размножается с помощью икринок.
Слушают сказку, отвечают на вопросы учителя, обсуждают правила поведения в природе, формулируют советы людям: не загрязнять окружающую среду, любить и охранять природу.
Работают по карточкам с изображением различных рыб
V. Контроль - самоконтроль. Оценка - самооценка.
- Предлагаю вспомнить девиз научной работы. Слайд - - Что открыли для себя и в себе? Оцените свою работу. Карточки синего и серого цвета.
Если вы открыли для себя что - то новое , удивительное, возьмите серый кружок, если для вас все было знакомо - синий кружок. Прикрепите свои кружки на тело нашей рыбы (.Слайд 30)
Соотносят итоги работы с планом. Оценивают результаты собственной деятельности на занятии по интересу.
Учащиеся оценили результаты своей работы по выбранному критерию