Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательный мир русского языка (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Увлекательный мир русского языка»

общеинтеллектуальное направление

Программа рассчитана на 1 год обучения

Количество часов-34 часа

Возраст обучающихся 8-9 лет

Программа разработана

учителем начальных классов

Чижовой Мариной Анатольевной


Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Требования к результатам освоения обучающимися внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир русского языка»………………………………………….. …………………….10

3. Методы отслеживания результатов.…………………………………………12

4. Ресурсное обеспечение…………………………………………..…...............13

5. Учебно-тематический план………………………...……………………..….14 6 Содержание программы ………………………………………………………15 7. Календарно-тематическое планирование ……………………………...……17 8. Библиография…………………...……………………………………………..19





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский народ создал язык яркий,

как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и

богатый, задушевный, как песня

над колыбелью…

Л. Н. Толстой


Образовательная программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Увлекательный мир русского языка» для начальных классов создана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».). Школа после уроков- это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи - слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Увлекательный мир русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Увлекательный мир русского языка» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников. Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. В программе данного курса намечена интеграция не только русского языка с литературным чтением, но и с изобразительным искусством, что способствует развитию эстетической, творческой личности. Важно отметить и то, что изобразительное искусство является одним из любимых видов деятельности учащихся начальной школы. Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий. Специфика изучения курса «Удивительный мир русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования. Одним из основных методов обучения будет являться проектный метод обучения. Внедрение его в учебный процесс является очень важным для начальной школы, так как при этом более полно реализуются задачи формирования и развития у учащихся: -приёмов умственной деятельности младших школьников; - мотивационной структуры личности; -умений учебной деятельности, трудолюбия. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, формированию активной деятельности, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию человеческих и природных ресурсов. Работа над проектами- это один из способов формирования общих учебных умений(универсальных учебных действий): -организационных(регулятивных); -интеллектуальных (познавательных); -оценочных (личностных); -коммуникативных Кроме того, работа над проектами позволяет: -обрести учениками ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости, и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения; - научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Главное в работе над проектами- научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе. Программа позволяет реализовать актуальные и в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решать следующие задачи: Образовательные:

  • расширение и углубление программного материала;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
Воспитательные:
  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • повышение общей языковой культуры учащихся;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
  • развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  • вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой личности.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

-занимательность;

- добровольности участия школьников,

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся; -принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся, а также учащихся и родителей. Данная программа позволяет показать учащимся, как разнообразен, увлекателен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.




























Требования к результатам освоения обучающимися внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению « Удивительный мир русского языка».
Личностные результаты -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; -чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели занятия; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, проект); -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные: учащиеся должны знать: -отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; -слова, словосочетания, предложения, текста; -основные орфографические и пунктуационные правила; учащиеся должны уметь: -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями




Методы отслеживания результатов:
*использование методов специальной диагностики; *наблюдение за детьми в процессе работы; *беседы с родителями и детьми ; * тестирование; * выполнение и защита проектов; *коллективные творческие работы. После изучения каждой темы в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация с использованием критериев оценки знаний, умений и навыков.






















Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы. Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: экран, проектор, компьютер. Научно-методические ресурсы. Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы. Организационные ресурсы. Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности. Наглядность. В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.









Учебно-тематический план


n/n

Темы разделов

Количество часов

1

От «А» до «Я»

6 ч

2

«Секреты» словообразования

7 ч

3

Орфография

7 ч

4

Пунктуация. В мире знаков

2 ч

5

«Тайны» слова

9 ч


Уроки речевого творчества

2 ч


Экскурсии

1 ч


итого

34


































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел От «А» до «Я» (6 часов) Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков: различение гласных и согласных звуков, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков, различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Транскрипция. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги.


Раздел «Секреты» словообразования» (7 часов) расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин. Раздел Орфография (7 часов)
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • правописание гласных и согласных в корне слова;
  • разделительные Ь и Ъ
Раздел Пунктуация. В мире знаков. (2 часа) Данный раздел вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания. Раздел «Тайны» слова (9 часов) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами. Раздел «Уроки речевого творчества» (2 часа) Рисование и составление рассказа на тему Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги). Раздел Экскурсии (1 час) Посещение библиотеки с целью привлечения учащихся к чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. Воспитать любовь к книге и сформировать культуру чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

















Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата

Примечание

Теор.

Факт.



Раздел От «А» до «Я».

6 ч

1 ч

5 ч

1

Введение. Игровое занятие. Удивительный мир фонетики

2

Удивительные невидимки. Звуки.

3

Поговорим о гласных и согласных звуках. Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.

4

Буквы в слове переставим - много новых слов составим

5-6

Звуки и буквы (Работа над проектом. Презентация проекта).

Раздел «Секреты» словообразования»

7 ч

1 ч

6 ч

7-8

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

9-10

Как разобрать и «собрать»слово?

11

Рисуем однокоренные слова

12-13

Однокоренные слова (Работа над проектом. Презентация проекта)


Раздел Орфография

7 ч

1 ч

5 ч

14-15

Зоркий глаз. Орфограммы в словах

16-17

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

18-19

Эти интересные сочетания чк, чн, чт, щн

20

Ъ и Ь - помощники в словах

Раздел Пунктуация. В мире знаков

2 ч

1 ч

1 ч

21

О пользе знаков препинания.

С.Я. Маршак. Знаки препинания.

22

Рисуем знаки препинания

Раздел «Тайны» слова

9 ч

1 ч

1 ч

23-24

В стране синонимов. Игра «Лишнее слово»

2

25-26

К тайнам слова. Антонимы. «Составь словечко»

27

Рисуем антонимы

28-29

Слова-друзья. Слова-спорщики.(Работа над проектом. Презентация проекта)

30-31

Словари и их роль в жизни человека. Работа со словарём.

Раздел «Уроки речевого творчества»

2 ч

2 ч

32

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка

33

Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

Раздел Экскурсии

1 ч

1 ч

34

Экскурсия в библиотеку«Салат из сказок»

Итоговое занятие.

Игра-викторина «Знаешь ли ты русский язык?»










Библиография


  1. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997
  2. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  3. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
  4. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  5. Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  6. Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  7. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
  8. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. - Волгоград: Учитель, 2008
  9. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. - М.:ВАКО,2009
  10. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. - М.:Просвещение,1995
  11. Мишина А.П. Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС второго поколения [Текст]:сборник материалов.-Ульяновск: УИПКПРО, 2011
  12. Мищенкова Л.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8-10лет. - Ярославль, Академия развития, 2009
  13. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы. Москва, «ВАКО», 2007
  14. Шибаев А.А. «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.


Литература для детей.


1 Мищенкова Л.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8-10лет. - Ярославль, Академия развития, 2009 2 Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000 3. Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. - М.: Просвещение ,1991 4. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы. Москва, «ВАКО», 2007


© 2010-2022