Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по программе «Школа России» по теме: С. В. Михалков «Мой щенок»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по программе «Школа России»

Вид урока: урок открытий новых знаний Автор разработки: Коньшина Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Набережные Челны Республики Татарстан


Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»

Цель: познакомить учеников с произведением "Мой щенок".

Планируемые результаты деятельности:

Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;

Метапредметные:

Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;

Регулятивные умения: учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;

Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;

Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.

Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково - символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями.

Структура урока I. Cтадия вызова, ведение в проблему (настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала). II. Cтадия осмысления, выполнения (содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ информации). III. Cтадия рефлексии (превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, "присвоить" новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы).

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. На уроках используются такие формы как:

  • "работа в сотрудничестве"
  • "активное слушание"
  • "приём продвинутой лекции"
  • заполнение таблицы

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат Формирование УУД

1. Орг.момент

2мин.

Мотивация, самоопределение)

к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Настраивает уч-ся на урок. Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания

Проявим мы старание.

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

Дети сидят в группах (заранее сформированы по усмотрению педагога или по выбору ребят).

Готовы к началу урока - внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательная мотивация

2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока

(проблемная ситуация)-3 мин.



На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации

Задает вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению темы и целей урока.

У кого из вас дома есть питомцы?

Расскажите о них.

Предположите о ком будем говорить на уроке?

Высказывают предположения. Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.

Цель и задачи сформировали.

Построение логической цепи рассуждений (П);

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);


3. Подготовка к восприятию материала - 2мин

Формирование запроса на получение новых знаний

Упражнение по тренажеру для чтения:

В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его:

а щ м

г е о

е н к

л о м

м к а

-Кого называем щенком?

- О ком будет это произведение?

Работа с информацией

(презентация)




Отвечают на вопрос.

Учебно-познавательный интерес (Л)

Поиск и выделение необходимой информации (П)





Формулирование своего мнения (К)




4.Открытие нового материала - 2 мин.

5. Подготовка к чтению -3 мин.


Знакомство

с новой темой

Подготовка артикуляционного аппарата

(Речевая разминка)

1) Работа со скороговоркой.

2) Работа над логическим ударением.

3) Чтение трудных слов.

Учитель знакомит с темой урока.


С.Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок»






Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку:

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть с щенком).

Читаем длинные слова из текста сначала по слогам, затем полностью: по-кры-вать-ся- покрываться, пе-ре-ко-ше-на,-перекошена, у-ку-тан-ный- укутанный, за-бин-то-ван-ный-забинтованный.

Читают название темы хором с учителем, самостоятельно.



Дети читают

Вполголоса, хором, быстро, четко проговаривая


Волевая саморегуляция





Речевая

активность (Р)

6. Динамическая пауза - 2 мин.

Снятие физического и эмоционального напряжения с детей

Учитель читает с детьми, проговаривая четко, показывает одновременно движения.

Чешем щеткой мы щенка,

Будет шерстка так мягка!

Скачет радостный щенок,

Скрыть он радости не мог!


Выполняют движения, проговаривая стихотворение

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л)

Развитие речи (К)


7. Работа с текстом

А) Первичное восприятие текста

5 мин

Чтение стихотворения

Учитель читает стихотворение.

Почему же девочка грустила?

Размышляем над вопросом :

Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему же девочка грустила?

Размышляют над заданием.

Высказывают предположения.

Познавательная информация (Р)

Учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций (К)



Б) Словарная работа

5 мин.


Обогащение словарного запаса слов















Организует работу в группах по словарным словам (групповая работа - методика «Верно-неверно»).

Учитель объясняет: Жбан (ведро для воды, кувшин с крышкой).

1 группа: Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты).

2 группа: Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки).

3 группа: Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги, ).

4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).

Учитель занимает работу координатора, организует работу в группах, наблюдает за работой в группах, вносит коррективы, следит за соблюдением дисциплины.

Проверка по таблице на экране.

Кладовка

  • лежать на пластыре

  • вытянуться

  • лежать не шевелясь

Лежит пластом

  • измучиться

  • сбить себе ноги

Сбилась с ног

  • семья пчёл

  • пчелиные гонки

Пчелиный рой

  • заведующая складом

  • помещение для хранения клада

  • пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты


Работают с информацией




Выявляют затруднение







Делают вывод


Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

Познавательная инициатива (Р)

Взаимопроверка





Г) Вторичное восприятие текста

Д) Работа над содержанием текста

Чтение стихотворения по цепочке.




Составление плана

Работа с тестом


Беседа по содержанию произведения

Стихотворение читают несколько учеников по цепочке.

(работа в группах)

1 группа и 2 группа - Составление плана на доске.

Заполните пропущенные пункты плана:

1 группа: Действия щенка.

  1. Стал всех будить.

  2. ………………….

  3. Перевернул жбан с мёдом.

  4. ………………….

  5. ………………….

  6. Залез лапой в клей.

2 группа: Опасения девочки.

  1. Украли.

  2. …………………

  3. Другое имя дали.

  4. …………………..

  5. Мокнет под дождем.

3 группа и 4 группа - Работа над тестом.

Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор.

3 группа:

Девочка

  1. Добрая

  2. Ответственная

  3. Ленивая

  4. Заботливая

  5. Злая

  6. Равнодушная

  7. Жестокая

  8. Внимательная

4 группа: Щенок:

  1. Озорной

  2. Трусливый

  3. Глупый

  4. Любопытный

  5. Непослушный

  6. Злой

  7. Шаловливый

Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы

С чего началась эта история? И т.д.

Дети работают в группах, выполняют задания

Поиск ответа на вопрос (П)


Доказывают свою точку зрения (К)

Формулирование своего мнения (К)



5 Рефлексия деятельности

6.Дом.задание:

На данном этапе фиксируется новое содержание изученного на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и намечаются следующие цели деятельности

А) А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы.

На доске: Держать дома животное-это

Хорошо

Плохо

  • +

-

  • +

-

Б) Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов. Но животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин. Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Как вы их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова?

В) Выставление отметок за урок. Дом.задание:

стр. 35 , читать выразительно.

Г) Рефлексия: Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно - прикрепите рядом со щенком оранжевую косточку, если было скучно и неинтересно - красную. Объясните свой выбор.

Спасибо за урок.

Делают выводы, отвечают на вопросы.

Проводят самооценку.

Внутренняя позиция ученика (Л)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)











































Самоанализ урока Урок помещён в раздел «Авторская сказка». Вид урока: урок открытий новых знаний. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология "Развития критического мышления через чтение и письмо". Эту технологию использовала на уроке. Она является одной из образовательных технологий по новым стандартам, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. Структура урока состоит из трех стадий: 1. Стадия вызова, ведение в проблему, 2 Стадия осмысления и выполнения, 3 Стадия рефлексии. В начале урока дети разрешают проблемную ситуацию, соотносят названия произведения с прогнозированием содержания текста сказки. В стадии осмысления знакомлю с писателем сказки, расширяя знания детей об авторах литературных произведений. Провожу словарную разминку, обогащая словарный запас слов учащихся . Работа в парах помогает быстрее находить ответы на заданные вопросы, учит работать с информацией, доказывать свою точку зрения и позиции в коммуникации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Работа над содержанием произведения помогает точнее раскрыть главную идею сказки, для этого показываю отрывок инсценировки сказки. При вторичном чтении отрабатываем навыки правильного и выразительного чтения. Применяю и здоровьесберегающие технологии, провожу две физминутки, логически свзанные с темой урока, при этом развиваю речь. 3 Стадия рефлексии помогает ученикам ещё раз осмыслить то, что они прочитали на уроке., оценить свою деятельность. Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» по словам С.Маршака, т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.



© 2010-2022