- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по программе «Школа России» по теме: С. В. Михалков «Мой щенок»
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по программе «Школа России» по теме: С. В. Михалков «Мой щенок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коньшина Т.Г. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по программе «Школа России»
Вид урока: урок открытий новых знаний Автор разработки: Коньшина Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»
Цель: познакомить учеников с произведением "Мой щенок".
Планируемые результаты деятельности:
Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
Метапредметные:
Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;
Регулятивные умения: учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;
Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.
Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково - символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями.
Структура урока I. Cтадия вызова, ведение в проблему (настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала). II. Cтадия осмысления, выполнения (содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ информации). III. Cтадия рефлексии (превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, "присвоить" новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы).
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. На уроках используются такие формы как:
- "работа в сотрудничестве"
- "активное слушание"
- "приём продвинутой лекции"
- заполнение таблицы
Ход урока
Этап урока
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат Формирование УУД
1. Орг.момент
2мин.
Мотивация, самоопределение)
к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Настраивает уч-ся на урок. Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания
Проявим мы старание.
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
Дети сидят в группах (заранее сформированы по усмотрению педагога или по выбору ребят).
Готовы к началу урока - внутренняя позиция школьника;
Учебно-познавательная мотивация
2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока
(проблемная ситуация)-3 мин.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации
Задает вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению темы и целей урока.
У кого из вас дома есть питомцы?
Расскажите о них.
Предположите о ком будем говорить на уроке?
Высказывают предположения. Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.
Цель и задачи сформировали.
Построение логической цепи рассуждений (П);
Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
3. Подготовка к восприятию материала - 2мин
Формирование запроса на получение новых знаний
Упражнение по тренажеру для чтения:
В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его:
а щ м
г е о
е н к
л о м
м к а
-Кого называем щенком?
- О ком будет это произведение?
Работа с информацией
(презентация)
Отвечают на вопрос.
Учебно-познавательный интерес (Л)
Поиск и выделение необходимой информации (П)
Формулирование своего мнения (К)
4.Открытие нового материала - 2 мин.
5. Подготовка к чтению -3 мин.
Знакомство
с новой темой
Подготовка артикуляционного аппарата
(Речевая разминка)
1) Работа со скороговоркой.
2) Работа над логическим ударением.
3) Чтение трудных слов.
Учитель знакомит с темой урока.
С.Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок»
Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:
Я люблю играть с щенком.
Я люблю играть с щенком.
Я люблю играть с щенком.
Я люблю играть с щенком.
Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть с щенком).
Читаем длинные слова из текста сначала по слогам, затем полностью: по-кры-вать-ся- покрываться, пе-ре-ко-ше-на,-перекошена, у-ку-тан-ный- укутанный, за-бин-то-ван-ный-забинтованный.
Читают название темы хором с учителем, самостоятельно.
Дети читают
Вполголоса, хором, быстро, четко проговаривая
Волевая саморегуляция
Речевая
активность (Р)
6. Динамическая пауза - 2 мин.
Снятие физического и эмоционального напряжения с детей
Учитель читает с детьми, проговаривая четко, показывает одновременно движения.
Чешем щеткой мы щенка,
Будет шерстка так мягка!
Скачет радостный щенок,
Скрыть он радости не мог!
Выполняют движения, проговаривая стихотворение
Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л)
Развитие речи (К)
7. Работа с текстом
А) Первичное восприятие текста
5 мин
Чтение стихотворения
Учитель читает стихотворение.
Почему же девочка грустила?
Размышляем над вопросом :
Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему же девочка грустила?
Размышляют над заданием.
Высказывают предположения.
Познавательная информация (Р)
Учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
Б) Словарная работа
5 мин.
Обогащение словарного запаса слов
Организует работу в группах по словарным словам (групповая работа - методика «Верно-неверно»).
Учитель объясняет: Жбан (ведро для воды, кувшин с крышкой).
1 группа: Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты).
2 группа: Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки).
3 группа: Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги, ).
4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).
Учитель занимает работу координатора, организует работу в группах, наблюдает за работой в группах, вносит коррективы, следит за соблюдением дисциплины.
Проверка по таблице на экране.
Кладовка
-
лежать на пластыре
-
вытянуться
-
лежать не шевелясь
Лежит пластом
-
измучиться
-
сбить себе ноги
Сбилась с ног
-
семья пчёл
-
пчелиные гонки
Пчелиный рой
-
заведующая складом
-
помещение для хранения клада
-
пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты
Работают с информацией
Выявляют затруднение
Делают вывод
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
Познавательная инициатива (Р)
Взаимопроверка
Г) Вторичное восприятие текста
Д) Работа над содержанием текста
Чтение стихотворения по цепочке.
Составление плана
Работа с тестом
Беседа по содержанию произведения
Стихотворение читают несколько учеников по цепочке.
(работа в группах)
1 группа и 2 группа - Составление плана на доске.
Заполните пропущенные пункты плана:
1 группа: Действия щенка.
-
Стал всех будить.
-
………………….
-
Перевернул жбан с мёдом.
-
………………….
-
………………….
-
Залез лапой в клей.
2 группа: Опасения девочки.
-
Украли.
-
…………………
-
Другое имя дали.
-
…………………..
-
Мокнет под дождем.
3 группа и 4 группа - Работа над тестом.
Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор.
3 группа:
Девочка
-
Добрая
-
Ответственная
-
Ленивая
-
Заботливая
-
Злая
-
Равнодушная
-
Жестокая
-
Внимательная
4 группа: Щенок:
-
Озорной
-
Трусливый
-
Глупый
-
Любопытный
-
Непослушный
-
Злой
-
Шаловливый
Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы
С чего началась эта история? И т.д.
Дети работают в группах, выполняют задания
Поиск ответа на вопрос (П)
Доказывают свою точку зрения (К)
Формулирование своего мнения (К)
5 Рефлексия деятельности
6.Дом.задание:
На данном этапе фиксируется новое содержание изученного на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и намечаются следующие цели деятельности
А) А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы.
На доске: Держать дома животное-это
Хорошо
Плохо
-
+
-
-
+
-
Б) Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов. Но животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин. Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Как вы их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова?
В) Выставление отметок за урок. Дом.задание:
стр. 35 , читать выразительно.
Г) Рефлексия: Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно - прикрепите рядом со щенком оранжевую косточку, если было скучно и неинтересно - красную. Объясните свой выбор.
Спасибо за урок.
Делают выводы, отвечают на вопросы.
Проводят самооценку.
Внутренняя позиция ученика (Л)
Самооценка на основе критерия успешности (Л)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самоанализ урока Урок помещён в раздел «Авторская сказка». Вид урока: урок открытий новых знаний. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология "Развития критического мышления через чтение и письмо". Эту технологию использовала на уроке. Она является одной из образовательных технологий по новым стандартам, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. Структура урока состоит из трех стадий: 1. Стадия вызова, ведение в проблему, 2 Стадия осмысления и выполнения, 3 Стадия рефлексии. В начале урока дети разрешают проблемную ситуацию, соотносят названия произведения с прогнозированием содержания текста сказки. В стадии осмысления знакомлю с писателем сказки, расширяя знания детей об авторах литературных произведений. Провожу словарную разминку, обогащая словарный запас слов учащихся . Работа в парах помогает быстрее находить ответы на заданные вопросы, учит работать с информацией, доказывать свою точку зрения и позиции в коммуникации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Работа над содержанием произведения помогает точнее раскрыть главную идею сказки, для этого показываю отрывок инсценировки сказки. При вторичном чтении отрабатываем навыки правильного и выразительного чтения. Применяю и здоровьесберегающие технологии, провожу две физминутки, логически свзанные с темой урока, при этом развиваю речь. 3 Стадия рефлексии помогает ученикам ещё раз осмыслить то, что они прочитали на уроке., оценить свою деятельность. Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» по словам С.Маршака, т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.