Поделитесь с коллегами:
Родительское собрание в начальной школе.
Тема «Жить в мире людей»
Цели:
-
выяснить, что значит «воспитанный человек»;
-
познакомить присутствующих с книгой Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»;
-
показать родителям пути «воспитания человека», необходимого современному обществу.
-
Вступительное слово.
Дорогие наши мамы и папы! Все мы живём в обществе, общаемся друг с дру-гом. Человек не может постоянно находиться в изоляции от других людей. И на-ша основная задача - научить ребёнка жить в мире людей (слайд 1). Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече мы взяли следующие слова (слайд 2). Наша встреча посвящена культуре поведения. Культура поведения - понятие многогранное. Его составляющие видны на следующем слайде (слайд 3):
Отношение к нам других людей зависит от многих факторов, в том числе на-сколько мы вежливы, уважительны, внимательны к окружающим. Мы погово-рим об очень важном качестве человека, которое называется воспитанность (слайд 4). На собрании мы решим, какого человека можно назвать воспитан-ным, а какого - невоспитанным.
-
Знакомство с новой информацией.
Сегодня хотелось бы познакомить всех вас с мыслями учёного, председателя Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (слайд 5). В 2007 году ему исполнилось бы 100 лет. В России и во всём мире любят и уважают этого человека. Он написал книгу «Письма о добром и прекрасном». Эта книга составлена в форме писем, адресованных молодому поколению. Она рас-сказывает о любви к Родине, о красоте поведения и окружающего мира. Эти пись-ма - сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками - один из главных его талантов. Советы, которые можно получить, прочитав его письма, касаются практически всех сторон жизни. Одно из его писем называется «О воспитанности». Именно в нём, обращаясь к читателям, Д.С.Лихачёв говорит (слайд 6): «Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными».
-
Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать вос-питанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и созда-ёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усва-ивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если ребёнок изо дня в день наблюдает хамство и грубость, обман и безраз-личие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой нажи-вы и ради этого готовы на всё, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребён-ку жить по законам добра трудно. Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существова-ния, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым чело-веком, как вести себя в транспорте, как разговаривать по телефону и т.д. Этим вопросам в классах были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится вся наша жизнь. Сейчас для вашего внимания будет предложена игра «Воспитанный - невоспитанный». Попробуйте ответить на поставленные вопросы и подумайте, имеют ли место в вашей жизни подобные случаи (предлагаются слайды 7 - 12).
-
О воспитанности детей начальной школы (анализ тестирования).
С вопросом о воспитанности учеников начальной школы выступает организатор внеклассной работы школы. Был сделан анализ тестирования учащихся по вопросам нашего собрания.
-
Воспитанный человек - какой он? (анализ анкетирования для детей - обобщение).
- С таким вопросом мы обратились к нашим детям. Проанализировав и обобщив их ответы, мы получили следующие качества воспитанного человека. По мнению детей воспитанный человек
-
добрый
-
вежливый
-
уважает старших, старых
-
хороший
-
любит семью, родных, заботится о родных
-
не обижает людей, не дерётся, не обзывается
-
послушный, слушается взрослых
-
опрятный, аккуратный
-
умеет дружить, уважает друзей, заступается за друзей
-
умный, хорошо учится
-
без вредных привычек (не курит, не пьёт, не матерится, не ворует)
-
любит животных, природу
-
честный, держит данное слово, обещание, выполняет поручения
-
всегда готов прийти на помощь другим
-
трудолюбивый
-
умеет вести себя в гостях, в общественных местах, за столом.
-
Осмысление.
Теперь подумаем о том, как ведёт себя воспитанный человек. Для этого бу-дем по группам читать письмо Д.С.Лихачёва. Перед каждой группой лежат раз-ные тексты - это отрывки из его письма «О воспитанности». Из данного текста вы группой должны выбрать сочетания о воспитанности, выписать их. Затем мы, вы-слушав ответы групп, сделаем вывод о том, как, по мнению академика Лихачёва Д.С.должен вести себя воспитанный человек, и сравним эти выводы с мнением детей. (Родители работают в группах, затем зачитывают словосочетания. После выступления представителей всех групп открываются слайды 13 - 14:
-
Умеет не мешать другим.
-
Тактичен и вежлив.
-
Опрятен в одежде.
-
Умеет слушать других.
-
Бережно относится к миру и обществу, к природе, к птицам, растениям, животным.
-
Не совершает дурных поступков.
-
Имеет хорошие манеры.
-
Не ведёт себя громко.
-
Экономит время других.
-
Строго выполняет обещания.
-
Знает правила поведения в обществе, в гостях и дома, в театре, со старшими и младшими.
-
Рефлексия.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что воспитанный человек хочет и умеет считаться с другими, собственная вежливость ему не только привычна и легка, но и приятна, он в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Вот к этому и надо стремиться в воспитании детей, это и должно стать для них примером. Обращаясь к читателям в своём письме «О воспитанности», Д.С.Лихачёв просит запомнить его советы (слайды 15 -17). Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака, которое называется «Урок веж-ливости» (читают дети). - О чём это стихотворение? Чему учили главного героя? Научили ли медведя вежливости? Конечно, всем нам хочется, чтобы наши дети были воспитанными всегда и во всём. Не только детям, но и взрослым людям хочется, чтобы их друзья, соседи, незнакомые прохожие уважали бы их и не делали им замечаний. Секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие отно-сятся хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Сейчас необходимо выработать решение нашего собрания. Для этого предла-гаю выбрать 3 человека. А пока группа будет вырабатывать решение, перед ос-тальными участниками собрания выступит школьный библиотекарь. -
Выступление школьного библиотекаря (выставка литературы).
-
Выступление социального педагога.
-
Рефлексия, решение собрания.
Слайд 18.