- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение в начальной школе
Литературное чтение в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Такеева М.К. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Акмолинская область, Коргалжынский район,
Арыктинская средняя школа
учитель начальных классов
Такеева Майра Карибжановна
Литературное чтение в начальной школе.
Главной целью литературного чтения является развитие личности ребёнка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей. Наибольшей эффективности развития ученика можно добиться при становлении у него учебной деятельности как основной деятельности в начальном обучении (В.В.Давыдов). Как заинтересовать детей, как коренным изменить преподавание литературного чтения? В 2010-2011 учебном году я попробовала новую методику преподавания, с чем хотела бы поделиться с вами. Всякая деятельность начинается с постановки и осознания учебной задачи. В нашем случае - это определение задачи чтения: что, зачем, с какой целью мы должны это прочитать. Перед знакомством с авторским разделом веду работу под рубрикой «Будьте внимательны!»: на какие темы пишет автор, как изображает своих героев, как к ним относится, какую форму произведения использует, какую характеристику даёт героям, какие чувства хочет вызвать у нас и т.д. Перед чтением каждого произведения ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри, о ком или о чём может говориться в этом произведении), затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдения за текстом) - поясняют, интерпретируют и представляют в своём воображении события, героев; рассуждают, сравнивают факты, эпизоды; выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора; учащиеся симпатизируют героям, автору. Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности и средством анализа, осмысления произведения, сравнительного анализа. Самоконтроль и самооценка своего чтения и степень осмысления текста проявляются в высказываниях, воображении учащихся, умении развития действий - книги, иллюстрации, выполнять творческие задания в тетради творчества, прочитать произведение выразительно, передав слушателям своё отношение к прочитанному. Так учащиеся с помощью Венн диаграммы, заданий к тексту произведения осуществляют восприятие текста. У них формируются конкретные способы анализа произведения. К каждому учащемуся необходима индивидуализация обучения. Я не сторонник ориентировки в чтении только на его темы. Главное - учащиеся к концу обучения в начальной школе должны овладеть основными нормативами, которые дают ему возможность учиться дальше, знать способы чтения и работы с текстом, понимать фактическое содержание и смысл несложного текста, детской книги, владеть кругом детского чтения и проявлять интерес к чтению. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей ученика осуществляется и в отборе интересных для детей образцовых произведений, и во внимании при их анализе к эмоциональным произведениям героев, а также к переживаниям самих учащихся, к их оценке событий, и в привлечении воссоздающего воображения детей. Творческие возможности учеников реализуются в неформальном обсуждении поступков персонажей и, конечно, при выполнении таких, например, заданий: представь себя на месте событий, расскажи о герое в другой ситуации, «нарисуй» его словами, напиши сочинение, отзыв об авторе, содержании, разыграй сценку по содержанию произведения. Развитие ума, творчества, чувств, воображения учащихся - эти важные процессы имеют место на каждом уроке литературного чтения в их взаимосвязи и отражены главным образом в отборе содержания, структуре и методических подходах в учебнике. Ниже предлагаю: а) структуру учебного материала по литературному чтению в начальной школе (схема 1); б) условия развития читателя (схема2); в) основные образовательные линии (схема 3); г) особенности литературного чтения (схема 4); д) линия развития восприятия произведения (схема 5); е) конспекты уроков; ж) приёмы для работы (схема 6).
Структура учебного материала
Схема 1
-
Новый текст. Учебные задачи и вопросы по содержанию.
-
Работа над названием текста.
- Показательное чтение ученикам.
- Задания-установки для учащихся: «Обрати внимание», «Вспомни», «Поможем герою», «Что может быть дальше», «Подсказка».
- Чтение цепочкой.
- Чтение молча (без проговаривания) и выразительного чтения.
- Проверь себя: самоанализ, самооценка, работа в тетради творчества, диаграмма Венн.
- Домашнее задание. Анализ. Итог урока.
Условия развития читателя.
Схема 2.
Воспроизводить текст
Воссоздать в своём воображении прочитанное
Понимать читаемое на уровне не только фактов
Способность воспринимать текст
Основные образовательные линии.
Схема 3.
Обеспечивает полноценное восприятие
Определяет систему работы над навыком чтения
Предполагает включение в эмоционально-творческую деятельность
Обеспечивает формирование литературоведческих представлений
Расширяет круг чтения уча-щихся, обеспечивает форми-рование читательских умений
Особенности литературного чтения.
Схема 4.
Одновременная работа над языком произведений и над речью детей
Сочетание работы над собственным чтением с работой над произведением
Работа над текстом как искусством слова с его структурой и особенностями
Использование знаний о тексте и различение художественного, научно-познавательного произведения
Формирование представлений, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика
Линия развития восприятия произведения.
Схема 5.
Класс
Виды деятельности на уроках
техника чтения (%)
чтение молча
(%)
выразительное чтение (%)
I
II
III
IV
Приёмы для работы с произведением
Схема 6.
Поурочный план по литературному чтению во 2б классе.
Тема: Морозко (русская народная сказка).
Цели: Развивать любознательность, внимательность. При помощи учащихся пересказать содержание сказки. Воспитывать любовь, добро. Развивать лаконичную речь, память.
Ход урока.
I. Вводная часть урока: беседа об устном народном творчестве.
II. Проверка домашнего задания (учащиеся пересказывают содержание «Живые цветы»): а) сравнение цветов и птиц (по диаграмме Венна); б) беседа об охране птиц (зимующих).III. Подготовка к восприятию нового материала.
-
Какое сейчас время года?
-
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».
а) О ком или о чём может говориться в этой сказке? (ответы детей)
Работа над заголовком (на доске пишу «Морозко»).
IV. Работа над текстом.
а) выразительное, показательное чтение учителя (1 абзац);
б) что может быть дальше (пересказ, помощь учащихся);
в) чтение дальше;
г) закончим сказку (дети активно заканчивают сказку).
V. Чтение учащихся цепочкой (выразительное чтение).
VI. Работа с иллюстрациями.
Вопросы: а) какая картина вам понравилась и почему? Докажите своё
мнение. VII. Физминутка. «Потрите ладошки». VIII. Анализ и сопоставление.
- Кто вам в сказке понравился и почему?
- Перечислите главных героев сказки.
- Опишите, дайте характеристику положительным героям.
- Вспомните пословицы и поговорки о труде.
Рефлексия
на урок - литературное чтение во 2б классе.
Тема: Морозко.
Составила: Асыржанова С.С.
Провела урок: Такеева М.К.
Вывод: 1) Учитель постоянно ставит вопросы для развития мышления, воображения.
- Ученики свободно говорят и мыслят не стесняясь.
- Учитель работает творчески и дети работают творчески.
Заключение. Успех любого урока, в том числе урока литературы для младших школьников, определяется, на мой взгляд, тремя элементарными условиями:
- Наличием интереса к предмету урока, того вкуса и удовольствия, которые он испытывает и переживает, имея дело с детскими фольклорными и литературными произведениями, с детской книгой.
- Наличием интереса учителя к своим ученикам, но не как к частным лицам, а как к познающим, осваивающим данный учебный предмет творческая личность.
- Той ответственностью, которую неизбежно берёт на себя учитель, а не перекладывает её, как это нередко случается, на учебную программу, на авторов учебников и методических пособий.
Асыржанова С.С. - заместитель директора
по учебно-воспитательной работе.