Литературное чтение в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область, Коргалжынский район,

Арыктинская средняя школа

учитель начальных классов

Такеева Майра Карибжановна


Литературное чтение в начальной школе.
Главной целью литературного чтения является развитие личности ребёнка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей. Наибольшей эффективности развития ученика можно добиться при становлении у него учебной деятельности как основной деятельности в начальном обучении (В.В.Давыдов). Как заинтересовать детей, как коренным изменить преподавание литературного чтения? В 2010-2011 учебном году я попробовала новую методику преподавания, с чем хотела бы поделиться с вами. Всякая деятельность начинается с постановки и осознания учебной задачи. В нашем случае - это определение задачи чтения: что, зачем, с какой целью мы должны это прочитать. Перед знакомством с авторским разделом веду работу под рубрикой «Будьте внимательны!»: на какие темы пишет автор, как изображает своих героев, как к ним относится, какую форму произведения использует, какую характеристику даёт героям, какие чувства хочет вызвать у нас и т.д. Перед чтением каждого произведения ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри, о ком или о чём может говориться в этом произведении), затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдения за текстом) - поясняют, интерпретируют и представляют в своём воображении события, героев; рассуждают, сравнивают факты, эпизоды; выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора; учащиеся симпатизируют героям, автору. Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности и средством анализа, осмысления произведения, сравнительного анализа. Самоконтроль и самооценка своего чтения и степень осмысления текста проявляются в высказываниях, воображении учащихся, умении развития действий - книги, иллюстрации, выполнять творческие задания в тетради творчества, прочитать произведение выразительно, передав слушателям своё отношение к прочитанному. Так учащиеся с помощью Венн диаграммы, заданий к тексту произведения осуществляют восприятие текста. У них формируются конкретные способы анализа произведения. К каждому учащемуся необходима индивидуализация обучения. Я не сторонник ориентировки в чтении только на его темы. Главное - учащиеся к концу обучения в начальной школе должны овладеть основными нормативами, которые дают ему возможность учиться дальше, знать способы чтения и работы с текстом, понимать фактическое содержание и смысл несложного текста, детской книги, владеть кругом детского чтения и проявлять интерес к чтению. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей ученика осуществляется и в отборе интересных для детей образцовых произведений, и во внимании при их анализе к эмоциональным произведениям героев, а также к переживаниям самих учащихся, к их оценке событий, и в привлечении воссоздающего воображения детей. Творческие возможности учеников реализуются в неформальном обсуждении поступков персонажей и, конечно, при выполнении таких, например, заданий: представь себя на месте событий, расскажи о герое в другой ситуации, «нарисуй» его словами, напиши сочинение, отзыв об авторе, содержании, разыграй сценку по содержанию произведения. Развитие ума, творчества, чувств, воображения учащихся - эти важные процессы имеют место на каждом уроке литературного чтения в их взаимосвязи и отражены главным образом в отборе содержания, структуре и методических подходах в учебнике. Ниже предлагаю: а) структуру учебного материала по литературному чтению в начальной школе (схема 1); б) условия развития читателя (схема2); в) основные образовательные линии (схема 3); г) особенности литературного чтения (схема 4); д) линия развития восприятия произведения (схема 5); е) конспекты уроков; ж) приёмы для работы (схема 6).

Структура учебного материала

Схема 1

НЛитературное чтение в начальной школе.овый текст. Учебные задачи и вопросы по содержанию.


Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.

РЛитературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.абота над названием текста.


ПЛитературное чтение в начальной школе.оказательное чтение ученикам.

ЗЛитературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.адания-установки для учащихся: «Обрати внимание», «Вспомни», «Поможем герою», «Что может быть дальше», «Подсказка».

ЧЛитературное чтение в начальной школе.тение цепочкой.

ЧЛитературное чтение в начальной школе.тение молча (без проговаривания) и выразительного чтения.

ПЛитературное чтение в начальной школе.роверь себя: самоанализ, самооценка, работа в тетради творчества, диаграмма Венн.

ДЛитературное чтение в начальной школе.омашнее задание. Анализ. Итог урока.


Условия развития читателя.

СЛитературное чтение в начальной школе.хема 2. Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.

Воспроизводить текст

Воссоздать в своём воображении прочитанное

Понимать читаемое на уровне не только фактов

Способность воспринимать текст












Основные образовательные линии.

СЛитературное чтение в начальной школе.хема 3.

Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.

Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.

Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.


Обеспечивает полноценное восприятие

Определяет систему работы над навыком чтения

Предполагает включение в эмоционально-творческую деятельность

Обеспечивает формирование литературоведческих представлений

Расширяет круг чтения уча-щихся, обеспечивает форми-рование читательских умений























Особенности литературного чтения.

Схема 4.

Литературное чтение в начальной школе.

Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.

Одновременная работа над языком произведений и над речью детей

Сочетание работы над собственным чтением с работой над произведением

Работа над текстом как искусством слова с его структурой и особенностями

Использование знаний о тексте и различение художественного, научно-познавательного произведения

Формирование представлений, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги

Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика

Линия развития восприятия произведения.

Схема 5.

Класс

Виды деятельности на уроках

техника чтения (%)

чтение молча

(%)

выразительное чтение (%)

I




II




III




IV





Приёмы для работы с произведением

СЛитературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.хема 6.

Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.

Литературное чтение в начальной школе.

Литературное чтение в начальной школе.

Литературное чтение в начальной школе.









Поурочный план по литературному чтению во 2б классе.

Тема: Морозко (русская народная сказка).


Цели: Развивать любознательность, внимательность. При помощи учащихся пересказать содержание сказки. Воспитывать любовь, добро. Развивать лаконичную речь, память.


Ход урока.

I. Вводная часть урока: беседа об устном народном творчестве.
II. Проверка домашнего задания (учащиеся пересказывают содержание «Живые цветы»): а) сравнение цветов и птиц (по диаграмме Венна); б) беседа об охране птиц (зимующих).

III. Подготовка к восприятию нового материала.

  1. Какое сейчас время года?

  2. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».

а) О ком или о чём может говориться в этой сказке? (ответы детей)

Работа над заголовком (на доске пишу «Морозко»).

IV. Работа над текстом.

а) выразительное, показательное чтение учителя (1 абзац);

б) что может быть дальше (пересказ, помощь учащихся);

в) чтение дальше;

г) закончим сказку (дети активно заканчивают сказку).

V. Чтение учащихся цепочкой (выразительное чтение).

VI. Работа с иллюстрациями.

Вопросы: а) какая картина вам понравилась и почему? Докажите своё

мнение. VII. Физминутка. «Потрите ладошки». VIII. Анализ и сопоставление.

  1. Кто вам в сказке понравился и почему?
  2. Перечислите главных героев сказки.
  3. Опишите, дайте характеристику положительным героям.
  4. Вспомните пословицы и поговорки о труде.
IX. Работа в творческой тетради. М.К. - Нарисуйте в тетради творчества понравившийся вам эпизод сказки. X. Защита, анализ творческих работ. XI. Обобщение. На кого вы хотели бы быть похожим из героев? (Почему?) И на кого не хотели бы быть похожими? (Почему?) XII. Домашнее задание. Читать и пересказывать сказку «Морозко» (составить устный журнал). XIII. Итог урока. Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? XIV. Оценочный результат. (Асыржанова С.С. - ставит за работу в тетради творчества. Майра К. - за работу на уроке). Спасибо за урок.


Рефлексия

на урок - литературное чтение во 2б классе.

Тема: Морозко.

Составила: Асыржанова С.

Провела урок: Такеева М.К.


Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.


Литературное чтение в начальной школе.
Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.Литературное чтение в начальной школе.


Вывод: 1) Учитель постоянно ставит вопросы для развития мышления, воображения.

  1. Ученики свободно говорят и мыслят не стесняясь.
  2. Учитель работает творчески и дети работают творчески.

Литературное чтение в начальной школе.




Заключение. Успех любого урока, в том числе урока литературы для младших школьников, определяется, на мой взгляд, тремя элементарными условиями:

  1. Наличием интереса к предмету урока, того вкуса и удовольствия, которые он испытывает и переживает, имея дело с детскими фольклорными и литературными произведениями, с детской книгой.
  2. Наличием интереса учителя к своим ученикам, но не как к частным лицам, а как к познающим, осваивающим данный учебный предмет творческая личность.
  3. Той ответственностью, которую неизбежно берёт на себя учитель, а не перекладывает её, как это нередко случается, на учебную программу, на авторов учебников и методических пособий.
Урок не может быть успешным, если учитель ощущает себя маленьким человеком. Вся структура, а также содержание нашего научно-методического комплекса последовательно направлены на то, что все три перечисленных условия могли быть естественно соблюдены.
Асыржанова С.С. - заместитель директора

по учебно-воспитательной работе.






















© 2010-2022