Урок русского языка 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

2 класс

Цели:

Формирование предметных умений:

  • Определять грамматические признаки имени существительного.
  • Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
  • Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

  • ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;

  • развивать внимание, связную речь.

Формирование УУД: личностные умения: - принимать и осваивать социальную роль ученика; - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; регулятивные умения: - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; познавательные умения: - ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; коммуникативные умения: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе.

Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, карточки для работы групповой. Презентация.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка.

- «Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

  • .

  1. Актуализация знаний.

- на доске слова с пропущенной орфограммой.(сорока, ворона, коньки, корова, мороз) СЛАЙДЫ 1

-Какое задание вы бы предложили выполнить.

- проверка ( если нет ошибки поставь 5 и т.д)

-Что объединяет эти слова.( они словарные,

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

- Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.

Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет - «?».

(Приложение №1).

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

Формулирование проблемы, планирование.

-_Какая прблема у вас возникла

Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным существительным. У некоторых детей возникают частные моменты, н-р, слово «трава» относится к одушевленным или неодушевленным существительным.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

_ Какова же цель нашего урока?

- Что вы узнаете сегодня на уроке?

-Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.

Какая сегодня тема урока?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. СЛАЙД 6 - Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+». - Какими способами мы сможем добиться этого? Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения и т.п.
- Прочитайте еще раз слова, записанные на доске.

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?

- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?

Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово гусеница может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)

Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы. СЛАЙД 7

Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.

Слайд 8. (табличка на доску)

Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.

Слайд 9. (табличка на доску)

Работа в паре.

Найди 6 слов и обведи их в овал. (СЛАЙДЫ 22-24)

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

- Какие слова нашли?

Фронтальная работа по вариантам.

I в - выпишет одушевлённые имена существительные.

II в - неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.

- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.

Вам встретилось слово гусеница.

- Что вы себе представили?

- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.



2 задание. Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными. Папе с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку. «…Но пенятся, пенятся, волны - кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки. В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу. В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка - сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...» 3 задание. 3 уровень (творческий) Прочитайте слова.

  • Норка
  • Свинка
  • Шах
  • Галочка
  • Ласка
  • Собачка
Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.
  • А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы. (одновременно на слайдах появляются ответы на задания 1 и 2).
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? - оно одушевлённое, что? - неодушевлённое.)

7. Физминутка (СЛАЙДЫ 15 - 21)

Стр. 91, упр 5

- Запишите ответы на вопрос. Запишите рядом с со словами вопрос, на который они отвечают.

- Двое детей - мальчик и девочка - у доски.

- Напишите имена своих мамы и папы, если знаете, то и с отчествами.

Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей - это животные. Это одушевлённые имена существительные.

I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?

II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

Домашнее задание.

Упр.3 стр.90; упр.7 стр.91 на размышление.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Решение дидактических задач:

1. Анализ и оценка успешности достижения цели.

2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.

- Что нового узнали?

- Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше «+», или остались «?»

-Что такое имя существительное?

- На какие группы делятся имена существительные?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает апплодисментов.

Приложение №1.

«Я знаю, я умею, я могу».

Ф. И.__________________________

В начале урока

В конце урока

1.

Я знаю, что такое имена существительные.

2.

Я умею находить существительные среди других слов.

3.

Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

4.

Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.

6

© 2010-2022