- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 2 класс
Урок русского языка 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпова М.О. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
2 класс
Цели:
Формирование предметных умений:
- Определять грамматические признаки имени существительного.
- Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
-
Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
-
ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
-
развивать внимание, связную речь.
Формирование УУД: личностные умения: - принимать и осваивать социальную роль ученика; - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; регулятивные умения: - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; познавательные умения: - ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; коммуникативные умения: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе.
Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, карточки для работы групповой. Презентация.
Ход урока.
-
Организационный этап.
- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка.
- «Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
-
.
-
Актуализация знаний.
- на доске слова с пропущенной орфограммой.(сорока, ворона, коньки, корова, мороз) СЛАЙДЫ 1
-Какое задание вы бы предложили выполнить.
- проверка ( если нет ошибки поставь 5 и т.д)
-Что объединяет эти слова.( они словарные,
- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
- Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.
Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет - «?».
(Приложение №1).
- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?
Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».
Формулирование проблемы, планирование.
-_Какая прблема у вас возникла
Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным существительным. У некоторых детей возникают частные моменты, н-р, слово «трава» относится к одушевленным или неодушевленным существительным.
-
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
_ Какова же цель нашего урока?
- Что вы узнаете сегодня на уроке?
-Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
Какая сегодня тема урока?
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. СЛАЙД 6 - Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+». - Какими способами мы сможем добиться этого? Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения и т.п.
- Прочитайте еще раз слова, записанные на доске.
- На какие группы их можно разделить?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?
Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово гусеница может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)
Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы. СЛАЙД 7
Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.
Слайд 8. (табличка на доску)
Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
Слайд 9. (табличка на доску)
Работа в паре.
Найди 6 слов и обведи их в овал. (СЛАЙДЫ 22-24)
ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ
АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР
ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ
- Какие слова нашли?
Фронтальная работа по вариантам.
I в - выпишет одушевлённые имена существительные.
II в - неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.
- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.
Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
2 задание. Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными. Папе с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку. «…Но пенятся, пенятся, волны - кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки. В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу. В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка - сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...» 3 задание. 3 уровень (творческий) Прочитайте слова.
- Норка
- Свинка
- Шах
- Галочка
- Ласка
- Собачка
- А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы. (одновременно на слайдах появляются ответы на задания 1 и 2).
7. Физминутка (СЛАЙДЫ 15 - 21)
Стр. 91, упр 5
- Запишите ответы на вопрос. Запишите рядом с со словами вопрос, на который они отвечают.
- Двое детей - мальчик и девочка - у доски.
- Напишите имена своих мамы и папы, если знаете, то и с отчествами.
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей - это животные. Это одушевлённые имена существительные.
I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?
II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
Домашнее задание.
Упр.3 стр.90; упр.7 стр.91 на размышление.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Решение дидактических задач:
1. Анализ и оценка успешности достижения цели.
2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.
- Что нового узнали?
- Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше «+», или остались «?»
-Что такое имя существительное?
- На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает апплодисментов.
Приложение №1.
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________
В начале урока
В конце урока
1.
Я знаю, что такое имена существительные.
2.
Я умею находить существительные среди других слов.
3.
Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.
Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
6