- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирования чувства патриотизма у младших школьников (внеурочная деятельность, работа с родителями)
Формирования чувства патриотизма у младших школьников (внеурочная деятельность, работа с родителями)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Неофитова М.М. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение. (Праздники, традиции и ремёсла народов России) В качестве форм патриотического воспитания мною используются: - классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» - выпуск «Книги Памяти», посвященной 70-летию Победы в ВОВ, «Что значит, Родину любить?», «Моя малая Родина», «Семейное дерево», «20 лет Конституции РФ», «Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны, «Я помню. Я горжусь», посвященный снятию блокады Ленинграда, выпуск плаката, «12 апреля - день космонавтики», - встречи с ветеранами войны и труда, -беседы по темам: «Мир - наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Люди, которыми гордится наш город», «Обычаи и традиции русского народа», «Слава хлебу на столе», «Чем дорога природа нашего края», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», «Не место красит человека, а человек место»; - викторины: «Знаешь ли ты свой город», КВН для мальчиков «Защитники Родины»; - коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо», - конкурсы сочинений, рисунков на тему «Мой любимый город», «Моя любимая школа»; - экскурсии в краеведческий музей, библиотеку и походы по своему краю. 3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями. В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников выступали: - родительские собрания гражданско-патриотической направленности; - помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; совместных внеклассных мероприятий (выставки, поездки, конкурсы, экскурсии). Воспитание патриотов своей Родины - ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
1) Проведение классных часов:
- «Моя малая Родина»,
- «Семейное дерево»,
- «20 лет Конституции РФ»,
- «Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны,
- «Я помню. Я горжусь», посвященный снятию блокады Ленинграда, выпуск плаката,
- «12 апреля - день космонавтики»,
- «День защитника Отечества»,
- «8 Марта»
- Создание «Книги Памяти» о родственниках, воевавших в годы ВОВ;
- Проведение классных часов, на которых дети рассказывают о своих родственниках, показывают их награды;
- Встреча с ветеранами.
.
В основе моей воспитательной работы лежит программа курса «Русская традиционная культура»:
- 1-й класс-«Земля моих предков».
- 2-й класс- «Русь изначальная»
- 3-й класс - « На Святой Руси».
- 4-й класс - «Русская традиционная культура». Знакомство с культурой других народов.
- Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской традиционной культуры.
- Формировать у детей в процессе изучения русской традиционной культуры ценностное отношение к своей Родине и родной природе, к народу, семье и домашнему очагу.
- Показать взаимосвязь русской культуры и культур других народов.
- Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия.
Проживание детьми обрядов во время проведения народных праздников помогает создать особую атмосферу восприятия народных обычаев и традиций, сближает окружающих в общей любви к своему народу, а следовательно, и к Отечеству, Ктд.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. На уроках изобразительного искусства темы Родины, родной природы, родного дома, родного города, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда более важным становится не то, как рисуют дети, а то, что создают.
Вначале эта работа осуществлялась на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, потом через КТД, через факультативы по эстетике, танцевальный кружок, посещение УДО.
Во внеурочное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки», «Русский лес», «Масленица» и т.д. Дети побывали на экскурсиях по городу и его окрестностям, в музеях посёлков Сарбала и Тайжина.
Применяю следующие формы патриотической работы:
- уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки;
- классные часы;
- фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- встречи с ветеранами, Уроки мужества;
- просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
- сбор и оформление материалов для школьного музея;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы, спортивные турниры, дни здоровья.
- Творческие конкурсы и акции (рисунков, стихов, плакатов),
- Концерты, часы памяти и торжественные линейки, посвященные памятным датам,
- Игровые программы («Один день в армии»,
- «А ну-ка, мальчики»…),
- Спортивные соревнования.
- Знания о событиях, связанных с историей страны, города, каждой семьи.
- Возможность реализовать себя, положительные эмоции и чувство «успеха».
- Учащийся знаком с историей и культурой своей страны.
- Любит и хранит национальную культуру.
- Любит дом, семью, Отечество.
... их соблюдать; ... продолжать и сохранять традиции; ... быть культурным человеком; ... передавать по наследству.
История России для меня…
... жизнь моей Родины; ... гордость, которую нельзя потерять; ... дороже, чем золото; ... сказка, мудрость, великая честь; ... что-то прекрасное и важное, что должно входить в интересы всех людей.
Когда надеваю народный костюм...
... чувствую, что я народная красавица; ... я как бы попадаю в страну наших предков; ... я будто иду на праздник.
Пословицы учат меня...
... жить в мире; ... любить не только себя, но и окружающих; ... добру и справедливости; ... правильно жить, чтобы меня любили люди; ... учиться на своих ошибках.
Когда на празднике горело чучело Масленицы...
... я встречал весну и провожал зиму; ... я радовался и ел блины; ... я думала о будущем.
Я глубоко убеждена, что знакомство с народной культурой, традициями народа поможет каждому воспитаннику открыть в себе яркую, творческую личность, ощутить себя наследником великого народа. Осознание причастности к самобытной, древней культуре поможет учащимся в становлении личности, станет опорой в сложном изменяющемся мире.
О высоком предназначении педагога - учителя добродетеля Иоанн Златоуст писал:
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».