Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по окружающему миру «Школа России»

составила учитель начальных классов МОУ Червленовской СОШ Волгоградская обл. Светлоярский р-он., с. Червленое

Авчинникова Анна Владимировна

Тема урока: Водоемы нашего края.

Цели:

  • Сформировать представление учащихся о водоёмах нашего края.

  • Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.

  • Закрепить умения и навыки работы с физической картой. Развивать наблюдательность и любознательность, умения рассуждать, анализировать, выделять главное.

  • Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Ход урока

I. Организационный момент: Сообщение темы и целей уроков.

Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

Конспект урока по окружающему миру

Вопросы:

  1. Форма поверхности, образовавшаяся от неправильного распахивания земли? (овраг)

  2. Формы поверхности, изображенные на карте Красноярского края коричневым цветом? (горы)

  3. Нижняя часть горы, холма? (подошва)

  4. Часть горы или холма, которая находится между подошвой и вершиной? (склон)

  5. Какое море России находится в субтропиках? (Чёрное море)

  6. Форма поверхности, которая выше равнины, но ниже горы? (холм)

  7. Вся территория земной поверхности разделина на природные … ? (зоны)

- Какова тема нашего урока? (водоёмы)

II. Проверка знаний. Графический диктант.

- Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставите знак - .

1. Формы земной поверхности - это равнины и горы.
2. Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
3. Терриконы - это горы, созданные природой.
4. Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли.
5. Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.
6. Овраги и балки украшают поверхность родного края.

III. Работа над новой темой: "Водоемы нашего края".

- Каким цветом на карте обозначена вода? (голубым, синим)

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает солёная и пресная).

- Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)

- Где вода солёная? (в морях и океанах)

- На какие две группы можно разделить водоёмы по происхождению? (искусственные и естественные)

- Назовите искусственные водоёмы.

- Назовите естественные водоёмы.

- А сейчас поработаем с картой нашей области. Какие естественные водоемы расположены на территории нашей области? В нашей области насчитывается более 190 рек. Большая часть рек принадлежит Донскому бассейну. Дон имеет ряд притоков: слева - Хопер, Медведица, Иловля, Донская Царица, Аксай. Справа- Голубая, Чир, Цимла.

- Волга присутствует на территории нашей области частично, в нижнем течении .Справа в нее впадают небольшие реки - Камышинка, Балыклейка, Дубовка, Царица. Слева - Еруслан

- Что вы знаете о водоемах Волгоградской области?

1. Дон.

Река в Европейской части России. Протяженность 1870км. Начинается на Среднерусской возвышенности. Основные притоки: Хопер, Медведица. На Доне создано Цимлянское водохранилище и ГЭС. Дон соединен с рекой Волга Волго - Донским судоходным каналом. На Доне стоят города - Волгодонск, Калач - на Дону, Ростов - на Дону и др.

2. . Река Медведица

Берет начало на Приволжской возвышенности в Саратовской области. Длина реки 745 км. В Волгоградской области - 421 км. Ширина реки в пределах Волгоградской области достигает 50-90 м, местами 110-130м. медведица не судоходна. В последние годы в связи с распашкой склонов по берегам и вырубкой лесов в ее бассейне, усилился процесс обмеления. На территории области Медведица принимает ряд притоков. Медведица впадает в Дон в 8 км выше Серафимовича. В древности долина Медведицы была покрыта дремучими лесами, которые теперь уничтожены. Относительно названия этой речки существуют такие версии. В лесах по реке Медведице водятся медведи. Из - за обилия медведей в бассейне реки в прошлом и получила она свое название. Сохранились сведения о широком развитии сбора меда диких пчел. Название могло произойти и от старорусского «медведа» «медва»

3. Хопер

Левый приток Дона. Берет начало на Приволжской возвышенности. Самая чистая река в Европе.

4.Озеро Эльтон

Название озера произошло от калмыцкого «Алтын - Нур». Переводится как « Золотое озеро». Поверхность озера красного цвета. Под лучами восходящего и заходящего солнца водная поверхность приобретает огненный красный оттенок. Эльтон представляет собой впадину, связанную с перемещением больших масс растворимых солей. Озеро занимает площадь 200 квадратных км. Концентрация солей составляет около 270 г на 1 литр. В Эльтон несут свои воды 7 соленых речек: Чернавка, Хара- Зуха идр. В прошлом на Эльтоне добывали «малиновую» или «царскую» соль розового цвета.

5. Сарпинские озера

Южнее Волгорада, вдоль восточного склона Ергенинской возвышенности, на 120 км протянулась цепь пресных озер. Большая часть Сарпинских озер расположена на территории Калмыкии. В пределах Волгоградской области находится только 2 озера - Сарпа и Цаца. Площадь озера Сарпа 30 квадратных км, но глубина не превышает 1,5 м Сарпа соединяется с расположенным южнее озером Цаца, площадь которого 5,3 квадратных км (меньше Сарпы), но глубже. Глубина - 6м. На месте Сарпинских озер создано водохранилище, вода в которое поступает с помощью насосов из Волги.

- На берегу, какой реки расположен наш город?

- Вспомните схему реки. Где берут своё начало реки? (озёра, горы, болота)

- Как называется место, где река берёт своё начало? (исток)

- Куда впадает река Енисей? (в Каспийское море)

- Как называется место, где река впадает в другую большую реку или море? (устье)

- Что ещё имеет река? (русло, притоки)

- Послушаете характеристику Волги.

- Волга - крупнейшая река в Европе. Протяженность 3530 км. Начало берет на Валдайской возвышенности. Волга впадает в Каспийское море. У нее около 200 притоков, наиболее крупные - Кама и Ока. На Волге сооружены ГЭС с водохранилищами. Крупнейшие ГЭС - Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. На Волге стоят крупные города - Тверь, Ярославль, Н. Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. В Волге водится рыба: белуга, стерлядь, осетр, севрюга, белорыбица, сазан, сом, лещ, синец, чехонь, судак, волжская сельдь, килька, золотой и серебристый караси и др. Белуга, осетр, стерлядь, севрюга - занесены в Красную книгу. В бассейне Волги заповедники: Волжско - Камский, Жигулевский, Астраханский.

- Где берёт своё начало река Волга?

- Какие наиболее крупные притоки Волги?

-Что сооружено на Волге?

IV. Физминутка.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

V. Работа по теме.

. - О какой роли водоёма была физминутка?

-Что вы знаете о роли водоемов?

- Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Вода - важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет 70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.

- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155- 156. Прочитав, статью сформулируйте: работа в группах 1 группа - Значение водоемов. 2 группа - Правила поведения у водоемов.

Вопросы по тексту:

  1. Каково значение водоёмов в жизни людей? (Ответы детей.)

  2. Почему водоёмы должны быть чистыми? (Ответы детей.)

  3. Как взрослые и дети должны охранять водоёмы? (Ответы детей.)

- Какие правила поведения надо соблюдать у водоемов?

  1. Оберегай животных и растения водоёмов.

  2. Не мой в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.

  3. Следи за чистотой воды, расчищай родники и ручьи.

  4. Не выбрасывай мусор в водоёмы и не оставляй его на берегу.

  5. В меру используй ядохимикаты и удобрения.

3. Работа в рабочей тетради.

  1. С. 49, № 1 (самостоятельное заполнение таблицы).
    Взаимопроверка.

  2. С. 50, № 2 (самостоятельная работа по карте Красноярского края).
    Самопроверка.

  3. С. 51, № 5 (самостоятельно составить схему).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Что лишнее?»

1. Волга, Дон, Енисей. (Не протекает в Волгоградской области) 2. Хопер, Медведица, Эльтон (Не река, а озеро) 3. Эльтон, Байкал, Сарпа (Находится не в Волгоградской области) 4. Черное, Баренцово, Волгоградское ( Волгоградское водохранилище)

VI. Обобщение. Вывод.

-Каково значение водоёмов для жизни всего живого? (Ответы детей, составление схемы на доске).

- К какому выводу мы пришли в конце нашего урока?

Значение водоёмов очень велико в природе и жизни человека. Водоёмы нуждаются в охране.

- Что интересного вы узнали о водоёмах нашего края? (ответы детей).

VIII. Домашнее задание.

1. Сочинить стихотворение или загадку на тему «Водоемы нашего края» 2. Стр 154-158, ответить на вопросы «Проверь себя» 3. Выполнить задания 2,3



© 2010-2022