М. Пришвин Золотой луг 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе

(2-й класс)

Тема: «М. Пришвин «Золотой луг»».

Цели: Учить ценить красоту живой природы.

  1. Развивать наблюдательность.

  2. Продолжать развивать представления об олицетворении.

  3. Работать над техникой чтения.

  4. Дать дополнительные сведения об одуванчике.

  5. Создать условия, способствующие развитию творческих задатков.

Оборудование: учебник по литературе за 2-ой класс; фото, рисунки с изображением одуванчиков, мультимедиа, ПК.

Ход урока

I. Сообщение темы урока Учитель. Сегодня на уроке литературы мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. И так, ребята, посмотрите на доску, перед вами портрет замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина, который очень хорошо знал природу, любил её и берёг. В его рассказах можно найти много удивительных открытий, которыми он щедро делился со своими читателями. К нашему уроку ………… самостоятельно подготовили сообщение о писателе, давайте послушаем. Слайд 1. Портрет Писателя. Ученик 1: Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873, умер в 1954. Писатель, прозаик. С детства М. Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».

Ученик 2: Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию.

Ученик 3: Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь.

У: - Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали.

Ответы детей.

Лисичкин хлеб

Медведь

Ёж

Кладовая солнца У: - Молодцы.

II. Работа над текстом рассказа «Золотой луг» У. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним рассказом Михаила Михайловича Пришвина. Название у этого рассказа удивительное - «Золотой луг»: Давайте прочитаем этот рассказ. У: - Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю вам следующий вид работы, который называется «Лексический словарик». Слайд 2: Забава Я в пяту Подкарауливать Зазеваться Я в пяту

Фукнул

Около полудня

Промысел

У: - Как вы понимаете значение данных слов

(Сначала появляются слова, а затем, после предположения детей, значения слов)

Слайд 3:

Забава - развлечение, игра.

Я в пяту - следом за братом, не отставая. Подкарауливать - выслеживая, выжидая, дождаться появления кого-нибудь. Зазеваться - заглядевшись, не увидеть, не заметить кого-нибудь другого. Фукнул - выпускал воздух изо рта или дул Около полудня - середина дня, соответствующая двенадцати часам.

Промысел - добывание, добыча чего-нибудь.

У: - Молодцы, а сейчас я предлагаю вернуться к названию текста «Золотой луг». Ответьте на вопрос: Удачно ли автор выбрал название для рассказа?

Дети. Да.

III. Работа с таблицей.

У. Почему автор свой рассказ назвал золотой луг, с чем это связано?

(ответы детей)

- Правильно, а сейчас посмотрите на доску, перед вами таблица:

Слайд 4:

Время суток

Цвет луга

Луг утром

В полдень

Вечером

Зеленый

Золотой

Зеленый

- От чего зависело, каким был луг?

Д. От солнечных лучей.

Вывод: Почему же луг был утром и вечером зелёным, а в полдень золотым?

У. Какие растения можно использовать как солнечные часы?

Д. Цветки мать-и-мачехи, одуванчик.

- Календулу, матиолу, кувшинку белую.

- Ромашку лекарственную, тюльпаны, клевер... Слайд 5: картинки с цветами. У. Правильно ребята М. М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг» потому, что как правило луг, чаще всего покрывается множеством жёлтых одуванчиков, что не вольно напоминает золотой ковёр. Слайд 6: Картинка деда Всеведа. По зелёному лугу проходил Дед Всевед, сам придти не смог, но прислал загадки, любите отгадывать загадки? Так слушайте:

Золотисто-желтый днем,

Он зеленый вечером.

Подожди неделю-

Станет белый-белый.

Еще подождешь-

Только лысинку найдешь!

А когда он отцветает -
Непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" -
Улетает ... !

То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!

***

Паренёчек белобрысый
Ветер дунет, станет лысый.
Кто же этот Мальчик
Это …

Облако на ножке
У меня в ладошке.
Мне не утерпелось.
Дунул - разлетелось.

В Шапке пуховой стоит.
Ветер дунет - облетит.

Стоит в пуховой Шапке
В зелёной охапке.

***

Стоит цветок пушистый.
Дунул ветер быстрый -
Летят парашютисты.

***

Мальчуган желтоголовый
Встал у краешка дороги.

***

На дворе растёт трава
Золотая голова.

***

В детстве-с жёлтой головой,
В юности-совсем седой,
А вот старым-не бывает,
Пухом белым-улетает!

***

Жёлтый рос вчера цветок.
Шар пушистый стебелёк
Держит ныне. Дунул мальчик
Полысел вмиг ...

На зелёненькой траве
Летом вдруг снежинки,
С белого шара слетели
Лёгкие пушинки.
Знают девочки и мальчики :
Облетели -…

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!

У дороги там и тут
Снежно-белый парашют
На соломинке стоит,
Только дунешь - полетит. За каждый ответ, учитель поощряет одуванчиком детей.

IV. Физкультминутка У. Давайте попробуем представить, что ваши ладошки - лепестки одуванчика. -Утро? Дети раскрывают ладошки в виде цветка. - Вечер? Дети закрывают ладошки в виде бутона. Действие повторяется несколько раз.

V. Знакомство с этимологией слова «одуванчик».

Слайд 7: картинка одуванчика - А, кто-нибудь из вас знает, что означает слово «одуванчик»? У. В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», то есть трава, из которой дети плетут венки. Одуванчик облетает от дуновения ветра. На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка. У. А что вы о нем знаете? Д. Одуванчик - полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко.

  • От этого молочка остаются следы на руках, которые долго не отмываются.
  • Одуванчики цветут летом. У них желтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.
  • Все знают, что из одуванчиков можно плести венки.
У. Хорошо! Действительно, одуванчик знает каждый. Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение. А у нас в классе есть ребята, которые самостоятельно подготовили доклад об одуванчике. Вот послушайте: Слайд 8: картинка с разными видами одуванчиков Ученик 1: Оказывается одуванчиков 203 вида. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые. А сколько названий у этого растения? Я нашла 27 народных названий одуванчика. Вот нескоторые из них: Одуванчик, одуй-плешь, бабка, молочник, плешивец, кульбаба. Пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубник, летучки... А сколько пушинок бывает в одной корзиночке. Ученик 2: Представьте себе, до 2000 семян с парашютиками. А за сезон одно растение дает до 3000 семян. Но не все семена прорастают. А то на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики.

Ученик 3: Одуванчик - лекарственное растение. Помогают человеку: цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нем много витаминов. Ну, а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное!

VI. Подведем маленький итог урока 1. У. Почему рассказ называется золотой луг? Как вы понимаете это выражение?

Д. Золотой луг - желтый от одуванчиков.

У. Что означает здесь слово «золотой»?

Д. Желтый, цвет золота.

VII. Работа по вопросам, краткий пересказ.

У. Давайте ещё раз прочитаем текст по цепочке, чтобы вспомнить.

- А теперь попробуйте ответить на вопросы по тексту.

1) Кто является главным героем данного рассказа? (автор Миша)

2) Что фукнул Миша в лицо брату? (одуванчик)

3) Где жили мальчики? (в деревне)

4) Когда одуванчики просыпаются? (в полдень)

5) Почему к вечеру луг опять позеленел? (так без солнца, он засыпает)

6) Какой цветок стал для ребят самым интересным? (одуванчик)

7) За что дети полюбили одуванчик? (за то что он делал поляну золотым днём, а вечером опять зелёным)

- Как вы считаете, что будет с одуванчиком, если его выдернуть с корнем и бросить.

Дети: он погибнет. Нет, одуванчик так любит жизнь и он так силён, что будет жить без земли и воды до тех пор, пока его лепесточки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.

Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой другой так же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша Земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.

VII. Подведение итогов.

У: Перед вами карточки с началом фраз. Заполните их и тем самым дайте оценку нашему уроку.

Слайд 9: Что вы узнали для себя нового? Что вам особенно понравилось? Что удивило? О чем вам хочется рассказать другим? У кого получилось сделать для себя открытия?

IX. Домашнее задание

Ещё раз прочитайте рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг» и нарисуйте иллюстрацию к данному произведению


© 2010-2022