- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по теме: Вежливые слова 1 класс
Технологическая карта урока по теме: Вежливые слова 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова Т.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Морозова Татьяна Николаевна
Предмет: Русский язык
Класс: 1 класс
Тип урока: развитие речи
Технологическая карта изучения темы «Вежливые слова»
-
Тема
Вежливые слова
Цели
Образовательные: Формировать навыки вежливого общения, умения употреблять в речи «вежливые»слова Развивать уменияраспознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета Развивать познавательный интерес к происхождению слов, обогащать словарный запас учащихсяСпособствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать чувства личной ответственности за свое поведение, уважение к окружающим людям, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат Предметные: Уметь находить нужную информацию в словарях и учебных пособиях Соотносить изучаемый материал с собственным опытом Уметь работать со словами, составлять предложения, отвечать на вопросы Личностные:
уметь использовать в речи вежливые слова Знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни
Метапредметные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Участвовать в разных формах работы в классе, иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия
Вежливость, вежливые слова, невежа
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. Стр. 108
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык стр25
-игрушка Лунтик
- мультипликационный фильм «Невежи»
- Толковый словарь
- сердечки (для самооценки)
- индивидуальные и групповые задания
- презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
-
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Проговаривают стихотворение Настраиваются на работу
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
-Всем, всем - добрый день!
-Прочь с дороги, злая лень,
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
-Все расселись по местам, никому не тесно?
По- секрету расскажу - будет интересно!
- Сегодня в гости на урок к нам пришел герой нашего любимого мультфильма - ЛУНТИК. Он поможет провести мне урок. А пришел он не с пустыми руками, а принес вам очень много заданий, которые вы должны хорошо выполнить и Лунтик в конце урока приготовил сюрприз. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II Актуализация знаний
Цели - закрепить уметь распознавать слова-называющие предмет, признак предмета, действие предмета Отгадывают загадку Составляют по картинке слова-названия Составляют из слов предложение Фронтальная работа Организует задание- прежде чем мы выполним первое задание, Лунтик приготовил вам загадку, послушайте внимательно:
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.-Кто это?
-А как зовут лучшего друга Лунтика?
-Вот вам задание: составьте по картинке слова-названия, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета.
- Составьте из этих слов предложения.
Молодцы.
Знать вопросы, на которые отвечают слова-названия
Уметь составлять предложения из слов Уметь распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета III. Самоопределение к деятельности Формулирование темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. Работают в группах. Составляют из букв слова.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Отгадывают загадки с «вежливыми» словами
Фронтальная работа Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.- следующее задание Лунтик приготовил в красивых конвертах, что же там такое? Чтобы нам узнать, работаем в группах
- какие слова у вас получились?
- Кто догадался, что это за слова?
Когда мы говорим слово - здравствуйте?
- когда говорим слово - до свидания?
- а почему они называются вежливыми?
- а что такое вежливость?
- в толковом словаре ВЕЖЛИВОСТЬ - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Вежливый человек - это воспитанный человек.
- Какие еще «вежливые» слова вы знаете?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- вы правильно сказали, мы будем говорить о вежливых словах, о вежливости и о вежливом поведении.
- А зачем нам нужно знать эти вежливые слова?
- А поможет нам Лунтик и вот он вам подготовил «Вежливые» загадки.
Знать и распознавать в речи «вежливые» слова, уметь использовать их в общении Соотносить изучаемый материал с собственным опытом (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
IV работа по теме урока Цели: - организовать работу по формированию умений объединять слова в группы
Читают вежливые слова, соединяют, которые похожи и которые произносятся в одной ситуации
Работают в группах
Организует работу в группах.
Организует работу по формированию умений объединять вежливые слова в группы
-посмотрите сколько «вежливых» слов мы вспомнили. А вот Лунтик мне подсказывает, что все эти вежливые слова можно разделить на группы. Давайте попробуем, работаем в группах.
- Соедините стрелочкой слова которые похожи и которые мы произносим в определенной ситуации.
Здравствуйте+доброе утро,
Мы говорим при встрече. Приветствуем (слова приветствия)
Извините+простите, мы говорим, когда просим прощения или извиняемся (слова извинения)
Спасибо+благодарю, мы говорим в благодарность (слова благодарности)
Будьте добры+ пожалуйста, мы просим помощи (слова посьбы)
До встречи+до свидания, когда прощаемся (слова прощания)
-сколько получилось групп - 5 Знать название и смысл вежливых слов
Уметь объединять слова в группы
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового Цель: - организовать работу над Вежливыми словами, составлять из слов предложения Соотносят волшебные слова по группам, составляют из слов предложения Работают у доски
Организует работу над развитием речи
- каждому из вас Лунтик приготовил волшебное слово, подумайте, к какой группе слов оно относится, и составьте с этим словом предложение.
ФизкультминуткаДоброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Уметь читать слова и составлять предложения.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять из слов предложения (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). V. работа в рабочей тетради Цель: - проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки, работы над ошибками. Самостоятельно в тетради выполняют задание.
Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+», «-». Выполняют самооценку рядом с заданием.
Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы. Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.
Организует самопроверку.
Организует работу над ошибками.Сели красиво,
работаем в тетради - стр 14 - №5, №6 с объяснением
- тетради закрыли, положили на край стола Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, работать с информацией. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). VI работа с толковым словарем
Цель-уметь работать со словарем, находить нужную информацию, наблюдать за этимологией слов Под руководством учителя находят значение слова в Толковом словаре Организует работу с Толковым словарем Обогащает словарный запас учащихся- Лунтик задает вам вопрос - как вы думаете. Вежливыми рождаются или ими становятся?
- правильно, становятся. Для того, чтобы стать вежливыми, вы ребята должны как можно чаще использовать в речи вежливые слова. Только вежливого человека все любят и уважают.
- а знаете, откуда появилось это слово? хотите узнать, тогда слушайте: один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
- ах, ты невежа! - говорили ему. Он очень обижался и кричал в ответ - нет, я вежа, вежа! Странное слово - вежа. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину вежей называли человека ученого, который все знает. А вежество - означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово вежливость. Так, что мальчик был прав, было такое слово вежа. Только можно ли назвать мальчика вежей?
-а что означает слово невежа?
Давайте обратимся к толковому словарю в нашем учебнике (стр.139)
-НЕВЕЖА - это грубый, неучтивый (невоспитанный) человек
- научиться говорить вежливые слова и совершать вежливые поступки.
-Что нужно сделать мальчику, чтобы стать вежливым «Вежей» Уметь работать с Толковым словарем, находить правильную информацию Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
VII дополнительный материал Цели- с помощью мультфильма и игровых ситуаций воспитывать чувства личной ответственности за свое поведение, формировать навыки вежливого общения Смотрят мультфильм «Невежи», отвечают на вопросы
Организует закрепление материала в игровой форме- а вот Лунтик хочет показать вам одну историю. Посмотрите внимательно, и потом скажите, почему эта серия называется «Невежи»
- понравилось?
- почему серия называется «Невежи»?
- исправились ли они?
Выучили вежливые слова?
- а можно назвать нашего Лунтика вежливым и воспитанным?
Игра «Волшебный горшочек»
Задачи не на сложение, а на уважение Уметь использовать в речи вежливые слова, участвовать в разных формах работы в классе Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку при помощи сердечек Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.- Последнее задание Лунтика
Перед вами слова - найдите лишнее слово
-четверг - день недели
Февраль - зимний месяц
- как называются остальные слова?
- Для чего в речи нужно употреблять вежливые слова?
- Как называют человека, который всегда говорит вежливые слова?
-как называют грубого, невоспитанного человека?
- Кто нам сегодня помогал на уроке?
Скажем ему - спасибо - Вам Лунтик дает задание - дома пронаблюдайте и посчитайте, сколько вежливых слов вы употребляете в своей речи за вечер.
- и сегодня в праздник день святого Валентина, Лунтик приготовил вам сюрприз - подарки, это сердечки, но они не простые. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы хорошо поработали, вам все было понятно, то возьмите на память красные сердечки, если у вас возникли вопросы, вам нужна была помощь, то оранжевые.
На этом урок закончен. Спасибо всем за внимание
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).