Технологическая карта урока по теме: Вежливые слова 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Морозова Татьяна Николаевна

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: развитие речи

Технологическая карта изучения темы «Вежливые слова»

Тема

Вежливые слова

Цели


Образовательные: Формировать навыки вежливого общения, умения употреблять в речи «вежливые»слова Развивать уменияраспознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета Развивать познавательный интерес к происхождению слов, обогащать словарный запас учащихся

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать чувства личной ответственности за свое поведение, уважение к окружающим людям, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат Предметные: Уметь находить нужную информацию в словарях и учебных пособиях Соотносить изучаемый материал с собственным опытом Уметь работать со словами, составлять предложения, отвечать на вопросы Личностные:
уметь использовать в речи вежливые слова Знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни
Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Участвовать в разных формах работы в классе, иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Вежливость, вежливые слова, невежа

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. Стр. 108

- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык стр25

-игрушка Лунтик

- мультипликационный фильм «Невежи»

- Толковый словарь

- сердечки (для самооценки)

- индивидуальные и групповые задания

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Проговаривают стихотворение Настраиваются на работу
Организует проговаривание правил поведения на уроке.




-Всем, всем - добрый день!

-Прочь с дороги, злая лень,

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

-Все расселись по местам, никому не тесно?

По- секрету расскажу - будет интересно!

- Сегодня в гости на урок к нам пришел герой нашего любимого мультфильма - ЛУНТИК. Он поможет провести мне урок. А пришел он не с пустыми руками, а принес вам очень много заданий, которые вы должны хорошо выполнить и Лунтик в конце урока приготовил сюрприз. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II Актуализация знаний
Цели - закрепить уметь распознавать слова-называющие предмет, признак предмета, действие предмета Отгадывают загадку Составляют по картинке слова-названия Составляют из слов предложение Фронтальная работа Организует задание

- прежде чем мы выполним первое задание, Лунтик приготовил вам загадку, послушайте внимательно:

Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.

-Кто это?

-А как зовут лучшего друга Лунтика?

-Вот вам задание: составьте по картинке слова-названия, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета.

- Составьте из этих слов предложения.

Молодцы.

Знать вопросы, на которые отвечают слова-названия

Уметь составлять предложения из слов Уметь распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета III. Самоопределение к деятельности Формулирование темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. Работают в группах. Составляют из букв слова.


С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Отгадывают загадки с «вежливыми» словами
Фронтальная работа Организует формулирование темы урока учащимися.




Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

- следующее задание Лунтик приготовил в красивых конвертах, что же там такое? Чтобы нам узнать, работаем в группах

- какие слова у вас получились?

- Кто догадался, что это за слова?

Когда мы говорим слово - здравствуйте?

- когда говорим слово - до свидания?

- а почему они называются вежливыми?

- а что такое вежливость?

- в толковом словаре ВЕЖЛИВОСТЬ - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Вежливый человек - это воспитанный человек.

- Какие еще «вежливые» слова вы знаете?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- вы правильно сказали, мы будем говорить о вежливых словах, о вежливости и о вежливом поведении.

- А зачем нам нужно знать эти вежливые слова?

- А поможет нам Лунтик и вот он вам подготовил «Вежливые» загадки.
Знать и распознавать в речи «вежливые» слова, уметь использовать их в общении Соотносить изучаемый материал с собственным опытом (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
IV работа по теме урока Цели: - организовать работу по формированию умений объединять слова в группы

Читают вежливые слова, соединяют, которые похожи и которые произносятся в одной ситуации
Работают в группах

Организует работу в группах.


Организует работу по формированию умений объединять вежливые слова в группы

-посмотрите сколько «вежливых» слов мы вспомнили. А вот Лунтик мне подсказывает, что все эти вежливые слова можно разделить на группы. Давайте попробуем, работаем в группах.

- Соедините стрелочкой слова которые похожи и которые мы произносим в определенной ситуации.

Здравствуйте+доброе утро,

Мы говорим при встрече. Приветствуем (слова приветствия)

Извините+простите, мы говорим, когда просим прощения или извиняемся (слова извинения)

Спасибо+благодарю, мы говорим в благодарность (слова благодарности)

Будьте добры+ пожалуйста, мы просим помощи (слова посьбы)

До встречи+до свидания, когда прощаемся (слова прощания)

-сколько получилось групп - 5 Знать название и смысл вежливых слов
Уметь объединять слова в группы
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление нового Цель: - организовать работу над Вежливыми словами, составлять из слов предложения Соотносят волшебные слова по группам, составляют из слов предложения Работают у доски



Организует работу над развитием речи













- каждому из вас Лунтик приготовил волшебное слово, подумайте, к какой группе слов оно относится, и составьте с этим словом предложение.
Физкультминутка

Доброе утро! Птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Уметь читать слова и составлять предложения.




преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять из слов предложения (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). V. работа в рабочей тетради Цель: - проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки, работы над ошибками. Самостоятельно в тетради выполняют задание.
Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+», «-». Выполняют самооценку рядом с заданием.


Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы. Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.



Организует самопроверку.


Организует работу над ошибками.

Сели красиво,

работаем в тетради - стр 14 - №5, №6 с объяснением
- тетради закрыли, положили на край стола Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, работать с информацией. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). VI работа с толковым словарем
Цель-уметь работать со словарем, находить нужную информацию, наблюдать за этимологией слов Под руководством учителя находят значение слова в Толковом словаре Организует работу с Толковым словарем Обогащает словарный запас учащихся

- Лунтик задает вам вопрос - как вы думаете. Вежливыми рождаются или ими становятся?

- правильно, становятся. Для того, чтобы стать вежливыми, вы ребята должны как можно чаще использовать в речи вежливые слова. Только вежливого человека все любят и уважают.

- а знаете, откуда появилось это слово? хотите узнать, тогда слушайте: один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- ах, ты невежа! - говорили ему. Он очень обижался и кричал в ответ - нет, я вежа, вежа! Странное слово - вежа. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину вежей называли человека ученого, который все знает. А вежество - означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово вежливость. Так, что мальчик был прав, было такое слово вежа. Только можно ли назвать мальчика вежей?

-а что означает слово невежа?

Давайте обратимся к толковому словарю в нашем учебнике (стр.139)

-НЕВЕЖА - это грубый, неучтивый (невоспитанный) человек

- научиться говорить вежливые слова и совершать вежливые поступки.

-Что нужно сделать мальчику, чтобы стать вежливым «Вежей» Уметь работать с Толковым словарем, находить правильную информацию Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
VII дополнительный материал Цели- с помощью мультфильма и игровых ситуаций воспитывать чувства личной ответственности за свое поведение, формировать навыки вежливого общения Смотрят мультфильм «Невежи», отвечают на вопросы


Организует закрепление материала в игровой форме

- а вот Лунтик хочет показать вам одну историю. Посмотрите внимательно, и потом скажите, почему эта серия называется «Невежи»

- понравилось?

- почему серия называется «Невежи»?

- исправились ли они?

Выучили вежливые слова?

- а можно назвать нашего Лунтика вежливым и воспитанным?

Игра «Волшебный горшочек»

Задачи не на сложение, а на уважение Уметь использовать в речи вежливые слова, участвовать в разных формах работы в классе Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Делают самооценку при помощи сердечек Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.




Организует самооценку учебной деятельности.

- Последнее задание Лунтика

Перед вами слова - найдите лишнее слово

-четверг - день недели

Февраль - зимний месяц

- как называются остальные слова?

- Для чего в речи нужно употреблять вежливые слова?

- Как называют человека, который всегда говорит вежливые слова?

-как называют грубого, невоспитанного человека?

- Кто нам сегодня помогал на уроке?

Скажем ему - спасибо - Вам Лунтик дает задание - дома пронаблюдайте и посчитайте, сколько вежливых слов вы употребляете в своей речи за вечер.

- и сегодня в праздник день святого Валентина, Лунтик приготовил вам сюрприз - подарки, это сердечки, но они не простые. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы хорошо поработали, вам все было понятно, то возьмите на память красные сердечки, если у вас возникли вопросы, вам нужна была помощь, то оранжевые.


На этом урок закончен. Спасибо всем за внимание
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


© 2010-2022