- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу Юный исследователь
Рабочая программа по курсу Юный исследователь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дукач Е.М. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, с учетом авторской программы А.И. Савенкова «Я-исследователь» Издательский дом «Федоров». Издательство «Учебная литература», 2011. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, с использованием методического пособия Р.И.Сизовой «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.-117с.) Для реализации программного содержания используется УМК:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -3-е изд., перераб. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 .
- Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.-117с.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса в двух частях -М.: Издательство РОСТ, 2013.-56с.
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Общая характеристика курса Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Ключевой идеей курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Общая характеристика содержания подпрограмм Подпрограмма «Тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Место учебного курса в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение проектных работ-5. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования город Ноябрьск», в форме защиты проектов на школьной конференции проектно-исследовательских работ.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса Содержание программы данного курса опирается на такие предметы как риторика, информатика и ИКТ, окружающий мир, технология Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Современное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Он меняется все более быстрыми темпами. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Таким образом, практическая сторона программы начального общего образования по курсу «Я - исследователь» связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: - рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - оперировать такими связями, осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; - использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации учебного курса:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Содержание учебного предмета Тренинг исследовательских способностей Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа. Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях. Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь» Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Тема 2 «Методы исследования» Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность» Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности. Тема 4 «Эксперимент - познание в действии» Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи» Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Тема 6 «Анализ и синтез» Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Тема 7 «Как давать определения понятиям» Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. Тема 2 «Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез». Тема 4 «Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». Тема 6 «Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы» Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. Тема 8 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. Самостоятельная исследовательская практика Общий объем занятий - 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов. Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования» Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Тема 3 «Коллективная игра-исследование» Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Тема 5 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Мониторинг исследовательской деятельности Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№
п/п
Тема
Основные виды учебной деятельности учащихся 1 Научные исследования и наша жизнь.
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах. Пересказывать подробно и выборочно. Выделять главную мысль на основе анализа текста. Делать выводы из фактов, совокупности фактов. Выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части. Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами. Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия. Оценивать свои действия. Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться, приходить к общему решению. Задавать вопросы по существу. Использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера. Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Выступать перед одноклассниками. Выдвигать, строить гипотезы. Готовить сообщения и доклады. 2
Методы исследования. 3
Наблюдение и наблюдательность. 4 Эксперимент - познание в действии. 5 Гипотезы и провокационные идеи. 6 Анализ и синтез. 7 Как давать определения понятиям. 8
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. 9 Наблюдение и экспериментирование. 10 Основные логические операции. 11 Гипотезы и способы их конструирования. 12 Искусство задавать вопросы. 13 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 14 Ассоциации и аналогии. 15 Суждения, умозаключения, выводы. 16 Искусство делать сообщения. 17 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. 18-19
Как выбрать тему собственного
исследования 20-21
Индивидуальная работа по планированию и
проведению самостоятельных исследований 22-23
Коллективная игра-исследование. 24-26
Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. 27-28
Семинар 29-30 Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.
31-32 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). 33-34 Промежуточная аттестация. Защита собственных исследований.
Итого: 34 часа
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебные и методические пособия:
Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе. М.: Баласс, 2010.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов, М.: Баласс, 2010.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников.
Книга для учителя начальных классов. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2011. - 32 с.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2. Интернет-ресурсы:
-
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/ (09.03.11)
-
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
-
А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
-
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/
-
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]booklinks.ru/
-
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696
-
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] standart.edu.ru/
-
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/nachalka.com/proekty
Календарно-тематическое планирование во 2 классе
№ п/п
Наименование изучаемой темы
Всего часов
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
Тренинг - 17 часов
1 четверть - 9 часов
Дата
Тема урока, тип урока
Всего
часов
Элемент содержания
Требования к (предметным и метапредметным результатам)
Контрольно-оценочная деятельность
Кол-во часов
У учащихся будут сформированы/
учащиеся научатся
Учащийся получит возможность для формирования/
возможность научиться
вид
форма
1
Научные исследования и наша жизнь
1
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Образовательные ресурсы: eor-np.ru
ЛУУД: -положительное отношение к исследовательской деятельности; -широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; -ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требования конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
ПУУД: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
РУУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. КУУД: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи.
ЛУУД -внутренней позиции учащихся на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; -выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
ПУУД: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
РУУД: -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
КУУД:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Текущий
Тренинг
2
Методы исследования
1
Совершенствование владения основными доступными нам
Методами исследования (подумать самостоятельно, спросить
у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент
и др.). Практические задания - тренировка в использовании
методов исследования в ходе изучения доступных объектов(вода,свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Текущий
ПР
3
Наблюдение и наблюдательность
1
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях.
Информация об открытиях, сделанных преимущественно на
основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для
наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности Образовательные ресурсы: adalin.mospsy.ru/
Текущий
Тренинг
4
Эксперимент - познание в действии
1
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение
Экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Образовательные ресурсы: adalin.mospsy.ru/
Текущий
ПР
5
Гипотезы и провокационные идеи.
1 Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Образовательные ресурсы:
eor-np.ru/node
Текущий
Тренинг
6
Анализ и синтез
1 Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Образовательные ресурсы:
eor-np.ru/node/841
Текущий
ПР
7
Как давать определения понятиям
1 Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. Образовательные ресурсы:
eor-np.ru/node
ПР
8
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов
1
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Текущий
ПР
9
Наблюдение и экспериментирование
1
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. Образовательные ресурсы: eor-np.ru/node
Текущий
ПР 2 четверть - 7 часов
10
Основные логические операции
1
Практические задания по темам: как давать определения
понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Текущий
УО
11
Гипотезы и способы их конструирования
1
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Текущий
Игра «Поиск»
12
Искусство задавать вопросы
1
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как
правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью
вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Текущий
ПР
13
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
1
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить
идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». Образовательные ресурсы: eor-np.ru/node/1070
Текущий
Игра «Поиск»
14
Ассоциации и аналогии
1
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. Образовательные ресурсы: eor-np.ru/taxonomy/term/489
Текущий
ПР
15
Суждения, умозаключения, выводы
1
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Текущий
ПР
16
Искусство делать сообщения
1
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические
задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. Образовательные ресурсы: eor-np.ru/node
Текущий
ПР
17
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы 1
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита»,
«Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Текущий
ПР 3 четверть - 9 часов Исследовательская практика - 11 часов
18 -19
Как выбрать тему собственного исследования 2
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно_
го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Текущий
УО
20 -21
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
2
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я -исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Образовательные ресурсы: adalin.mospsy.ru/
Текущий
УО
22-23
Коллективная игра-исследование Образовательные ресурсы: adalin.mospsy.ru/
2
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог
проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими
в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень
разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Текущий
УО
24-26
Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.
3
Текущий
ТР
27-28
Семинар
2
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную за_ щиту собственных работ.
Текущий
ТР
4 четверть - 8 часов
Мониторинг - 6 часов
29-30
Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей
2
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Текущий
УО
РК
31-32
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) 2
Планирование собственного выступления. Подготовка
текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Текущий
УО
33-34
Защита собственных исследований. Промежуточная аттестация. 2
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований
и выполненных проектах, вопросы авторам.
Сообщение о том, какие коллекции собраны обучающимися. Собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Итоговый
ПР
ТР
РК
Итого
34
часа
Форма контроля: ПР - практическая работа ТР - творческая работа РК - рефлексивный контроль УО - устный опрос