- Преподавателю
- Начальные классы
- «Открытие земель за Каменным поясом» (окр. мир 4 класс)
«Открытие земель за Каменным поясом» (окр. мир 4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горлай Н.П. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок
по окружающему миру в 4 классе
по теме «Открытие земель за Каменным поясом»
Тема: Открытие земель за Каменным поясом.
Цели:
- формировать знания о том, как постепенно расширялись границы России, как создавалось огромное российское государство;
- научить работать с картой;
- воспитывать чувство патриотизма на примере путешественников.
Оборудование: физическая карта России, маршрутный лист экскурсии, иллюстрации природы Урала и Сибири, энциклопедия по истории Российского государства.
План урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Наши путешествия продолжаются: Сегодня ученики в Сибирь направляются.
Узнаем, как сибирские города называются, зачем там землепроходцы поселяются.
II. Проверка домашнего задания
- Почему человек путешествовал?
- Для чего открывали новые земли, строили новые поселения?
- Кто такие землепроходцы?
- Какие реки впадают в Белое море?
- Назовите города, которые расположены на них.
Открывать новые земли.
Строили новые поселения, переезжали из центра России, спасаясь от налогов.
Чтение ответа в толковом словаре в учебнике.
Открывают в рабочей тетради № 2 карту - Северная Двина, Печера (показ на карте у доски).
Отмечают красными фишками города у доски на физической карте.
III. Постановка учебной задачи
На доске маршрутный лист
Уральские горы
Новые города
Люди
Богатства Сибири
Изучите маршрутный лист. Попробуйте определить учебную задачу на урок.
Познакомиться, где расположены Уральские горы, что входит в богатства Сибири, какие новые города появились на Урале и Сибири и как зовут людей - первооткрывателей этих земель
IV. Формирование новых знаний
1. Показ учителем на карте Уральских гор.
2. Показ иллюстрации в энциклопедии - как выглядела земля за Уральскими горами. Портрет Ермака Тимофеевича.
3. Страна за Уралом уже в те времена называлась «Сибирь», но происхождение этого слова и сейчас до конца не выяснено:
а) название татарского города Искер;
б) либо народа «сабиры», живущего в Западной Сибири;
в) либо просто происходит от слова «север».
В сибири находятся самые высокие горы. В горах Южной Сибири берут начало самые большие в нашей стране реки: Обь, Енисей, Лена, Иртыш, Колыма. Они впадают в моря Северного Ледовитого океана.
г) показ иллюстрации о народах Севера.
Рассказ детей о покорении Уральских гор - Каменного пояса: Воропаева В., Тен Л., Алехина М.
Рассказ детей о Сибири: Кондрашова Ю., Чихранова А., Ковалев В.
V. Первичное закрепление новых знаний
а) работа с учебником
б) словарная работа
- Если есть нефть, уголь, золото, алмазы, лес, как вы думаете, что стали строить?
Главное богатство того времени - меха.
- За какими животными охотились, чтобы добыть мех и выгодно продать?
в) города - становища - укрепленные поселки.
Показ городов на карте: Тобольск, Томск, Енисейск, Красноярск, Иркутск.
г) историю делают люди.
- Назовите первых землепроходцев Урала и Сибири?
Чтение по цепочке статьи о богатствах Сибири.
Использование толкового словаря учебника.
Новые поселения.
Соболь, белка, куница, бобер, лиса, медведь.
Работа в парах - поиск городов в рабочей тетради № 2 на карте.
Ермак Тимофеевич и казаки, братья Строгановы и просто поселенцы: охотники, торговцы, ремесленники.
VI. Итог урока
- Как вы думаете, какую роль для России сыграло открытие земель за Каменным поясом?
-Какими качествами обладали путешественники?
- Самооценка своей деятельности на уроке.
Выбор характеристик написанных на доске:
смелость
отвага
честность
верность и преданность Родине
VII. Домашнее задание
Работа в рабочей тетради № 2 страница 6 № 5 «Контурная карта».