«Открытие земель за Каменным поясом» (окр. мир 4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок

по окружающему миру в 4 классе

по теме «Открытие земель за Каменным поясом»








Тема: Открытие земель за Каменным поясом.

Цели:

- формировать знания о том, как постепенно расширялись границы России, как создавалось огромное российское государство;

- научить работать с картой;

- воспитывать чувство патриотизма на примере путешественников.

Оборудование: физическая карта России, маршрутный лист экскурсии, иллюстрации природы Урала и Сибири, энциклопедия по истории Российского государства.

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Наши путешествия продолжаются: Сегодня ученики в Сибирь направляются.

Узнаем, как сибирские города называются, зачем там землепроходцы поселяются.

II. Проверка домашнего задания

- Почему человек путешествовал?

- Для чего открывали новые земли, строили новые поселения?

- Кто такие землепроходцы?

- Какие реки впадают в Белое море?

- Назовите города, которые расположены на них.

Открывать новые земли.

Строили новые поселения, переезжали из центра России, спасаясь от налогов.

Чтение ответа в толковом словаре в учебнике.

Открывают в рабочей тетради № 2 карту - Северная Двина, Печера (показ на карте у доски).

Отмечают красными фишками города у доски на физической карте.

III. Постановка учебной задачи

На доске маршрутный лист

 Уральские горы

 Новые города

 Люди

 Богатства Сибири

Изучите маршрутный лист. Попробуйте определить учебную задачу на урок.

Познакомиться, где расположены Уральские горы, что входит в богатства Сибири, какие новые города появились на Урале и Сибири и как зовут людей - первооткрывателей этих земель

IV. Формирование новых знаний

1. Показ учителем на карте Уральских гор.

2. Показ иллюстрации в энциклопедии - как выглядела земля за Уральскими горами. Портрет Ермака Тимофеевича.

3. Страна за Уралом уже в те времена называлась «Сибирь», но происхождение этого слова и сейчас до конца не выяснено:

а) название татарского города Искер;

б) либо народа «сабиры», живущего в Западной Сибири;

в) либо просто происходит от слова «север».

В сибири находятся самые высокие горы. В горах Южной Сибири берут начало самые большие в нашей стране реки: Обь, Енисей, Лена, Иртыш, Колыма. Они впадают в моря Северного Ледовитого океана.

г) показ иллюстрации о народах Севера.

Рассказ детей о покорении Уральских гор - Каменного пояса: Воропаева В., Тен Л., Алехина М.


Рассказ детей о Сибири: Кондрашова Ю., Чихранова А., Ковалев В.

V. Первичное закрепление новых знаний

а) работа с учебником

б) словарная работа

- Если есть нефть, уголь, золото, алмазы, лес, как вы думаете, что стали строить?

Главное богатство того времени - меха.

- За какими животными охотились, чтобы добыть мех и выгодно продать?

в) города - становища - укрепленные поселки.

Показ городов на карте: Тобольск, Томск, Енисейск, Красноярск, Иркутск.

г) историю делают люди.

- Назовите первых землепроходцев Урала и Сибири?

Чтение по цепочке статьи о богатствах Сибири.

Использование толкового словаря учебника.

Новые поселения.

Соболь, белка, куница, бобер, лиса, медведь.

Работа в парах - поиск городов в рабочей тетради № 2 на карте.

Ермак Тимофеевич и казаки, братья Строгановы и просто поселенцы: охотники, торговцы, ремесленники.

VI. Итог урока

- Как вы думаете, какую роль для России сыграло открытие земель за Каменным поясом?

-Какими качествами обладали путешественники?

- Самооценка своей деятельности на уроке.

Выбор характеристик написанных на доске:

смелость

отвага

честность

верность и преданность Родине

VII. Домашнее задание

Работа в рабочей тетради № 2 страница 6 № 5 «Контурная карта».


© 2010-2022