УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Головина Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 10» г. Абакана

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ

КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В основе стандартов второго поколения лежит деятельностная парадигма образования. В качестве цели образования заявлено развитие личности школьника. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные способы деятельности. Они определены в программе формирования универсальных учебных действий. Поэтому в примерных программах по учебным предметам в разделе варианта тематического планирования представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета). Стандарты второго поколения вводят новое понятие - учебная ситуация. Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. [1, с.133] Творчество педагога должно быть направлено на: · создание учебной ситуации, · разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Учебные ситуации строятся с учетом: · возраста ребенка, · специфики учебного предмета, · меры сформированности действий учащихся (исполнительских или ориентировочных). Проектирование учебного процесса в этих условиях означает: · определение педагогических задач, · отбор учебного материала, · определение способов организации, · прогнозирование возможных действий детей. Примером учебной ситуации можно привести следующие: Предмет: Математика Тема: Измерение двумя мерками Учебная задача: Научить измерять и строить величины по частям, используя для каждой из них свою мерку. Характеристика деятельности: Сравнивать разные способы измерения и построение величин; выполнять практическую работу с помощью сосудов с водой; знакомить с табличной записью результатов, моделировать чертеж, показывая действия измерения. Описание учебной ситуации: К тебе пришли в гости ребята из класса. Скольких ребят ты сможешь угостить чаем? Измерь объем чайника разными мерками. Запиши результат в таблицу, выведенную на уроке. Предмет. Окружающий мир. Тема: Кто такие пингвины? Учебная задача: определить принадлежность животного к своей группе, способствовать эмоциональному благополучию, росту мотивации учащихся; развивать самостоятельный творческий опыт учащихся, формировать умения самостоятельно конструировать свои знания. Характеристика деятельности: различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдения при просмотре видеоролика. Описание учебной ситуации: Учитель задает обучающимся вопрос: "Кто такие пингвины?" и предлагает составить энциклопедический рассказ о пингвинах на основе видеоролика. Учащиеся работают в группах, составляют рассказ о пингвинах, делая иллюстрации к этому рассказу. После выступления учащихся делаем вывод: пингвин - это птица, тело которой покрыто перьями, крылья использует для плавания, несёт яйца.
Предмет. Русский язык.

Тема: Алфавит

Учебная задача: Научиться правильно называть по порядку все буквы русского алфавита.

Характеристика деятельности: Группировать слова в алфавитном порядке.

Описание учебной ситуации:

1) Продолжить в верной последовательности перечисление букв алфавита.

2) Попросить детей выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве своего имени) 3) Подготовить схему для заполнения ее словами, используя алфавит, как основу организации списка. 4) Составление классной алфавитной книги. Создание банка таких учебных ситуаций - одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов. Список литературы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010 г.

© 2010-2022