Урок по русскому языку для 2 класса «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС

ФИО педагога: Проникова Инна Михайловна

Предмет/ класс: русский язык/ 2 класс

Общая информация о занятии

Дата: 19.03.14

Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Цель: определить роль и значение имён прилагательных в нашей речи; формировать способность распознавать имена прилагательные по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу.

Тип занятия: ОНЗ

Материально-технические средства: раздаточный материал (карточки для работы в парах, для самостоятельной работы), «светофоры» для обратной связи, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

Технология (авторская методика): проблемно-поисковая, алгоритмизированная.

Структурные параметры

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации межличностного коммуникативного

взаимодействия и вид контроля


Стратегия учителя

Действия ученика

Предметные УУД

Метапредметные УУД:

познавательные, коммуникативные,

регулятивные,

личностные


1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Осознанный переход учащегося из жизнедеятельности

в пространство учебной деятельности

Просматривает перед уроком карточку с вопросами для «Мозгового штурма», выполненную одним из учащихся.

Один из учащихся предлагает ложные и истинные высказывания

(Слайд 2)

Соглашаются с высказыванием одноклассника или нет. Если не соглашаются, объясняют своё решение.

Предметные: вспоминают изученные правила русского языка по разделу «Части речи», соотносят их с высказыванием, определяют истинность и ложность высказывания.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, формируют умение правильно задавать вопросы, умение контролировать действия партнёра.

Мозговой штурм «Истина - ложь»

Светофоры, локальный контроль

  1. этап Актуализация и пробное учебное действие.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Предлагает задание с недостающими данными: именами прилагательными. Организует дискуссию. Примерное задание: «Под кустом притаился ... зверь. У него ... уши, ... хвост, … лапы. Тело покрыто ... шерстью. Кто это?». (Слайд 3)

(Слайд 3) Пытаются найти нужный предмет, удаляют лишние предметы. Высказывают своё мнение. Делают вывод: «Задание с недостающими данными, нельзя дать односложный ответ».

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Интерактивная игра: «Найди нужный предмет»

Фронтальная беседа по вопросам учителя.

3 этап Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения, осознать то, чем именно поможет раннее изученный материал для выполнения нового задания.

- Организует работу в парах по карточкам с деформированным текстом.

- Выслушивает ответы учащихся на вопрос: «На какие вопросы отвечают слова, которые вы вставили в текст? Какой частью речи они являются? Что мы знаем об имени прилагательном?»

- Работают в парах, подбирают недостающие слова в текст-описание животного.

-Предлагают одноклассникам угадать животное по описанию.

- Самостоятельно формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Делают выводы.

Познавательные:

формировать умение работы с деформированным текстом.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

формулировать в рамках учебного диалога фиксацию места, вызвавшего затруднения.

Работа в парах с деформированным текстом.

Выступление перед одноклассниками с текстом-описания. Оценивание работы пары.

4 этап Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Уточняет тему и цели урока

- С чего начнём изучение темы?

- Предлагает вспомнить алгоритм «Части речи».

  • Что обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Какова роль и значение?

  • С какой частью речи связано в предложении?

  • Как изменяется?

- Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, предлагают тему урока.

- Вспоминают алгоритм изучения частей речи.

-Знакомятся с лексическим значением имени прилагательное на «Странице для любознательных»

- Формулируют определение имени прилагательного.

Познавательные:

формулировать тему и цели;

выбирать вариант выполнения задания, выделять главное и обобщать, делать выводы.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание.

Компьютерная поддержка.

«Страницы для любознательных» на с.88 учебника.

Фиксация ответов учащихся на слайде.


Физминутка

Учитель называет слова, учащиеся, если услышат имя прилагательное, прыгают и «ловят» слова, если глагол или имя существительное, присаживаются.

- Как будете определять имя прилагательное? (по вопросу).

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

5 этап Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Построение учащимися нового способа действия (наблюдают и сравнивают два текста).

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Координирует работу учащихся по алгоритму «Части речи» - Выслушивает ответы (гипотезы) на вопрос: «Какова роль имён прилагательных в нашей речи?»

Организует работу с текстом.

Подводит учащихся к выводу с помощью наводящих вопросов.

- Работают с текстами на слайде. Отвечают на наводящие вопросы учителя. Находят отличия. Делают самостоятельные выводы:

«Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной»

Предметные: формировать умение работать с текстом, проводить наблюдение за ролью прилагательных в нашей речи.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций

других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Компьютерная поддержка.

Пошаговый контроль

6 этап Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Организует самостоятельную работу.

- Определи порядок расположения математических фигур: «Круг находится между треугольником и квадратом».

- Решают поставленную задачу, делают вывод, что

«Данных достаточно, но их нужно уточнить».

Делают вывод:

«Имена прилагательные нужны для точности описания предметов».

Самостоятельно находят соответствия к условиям задания.

Осуществляют взаимопроверку.

Предметные: развивать умение самостоятельной работы, умения формулировать задание по образцу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, уметь контролировать действия партнёра.

Индивидуальная работа по карточкам

Непрерывный контроль. Взаимопроверка.







7 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Предлагает вспомнить тему и цели урока. Оценить их выполнение.

Предлагает оценить деятельность учащихся на уроке.

Предлагает дифференцированное домашнее задание ( на зелёных карточках - задания по образцу в рабочей тетради, на жёлтых - самостоятельное выполнение задания: выписать из словаря имена прилагательные, составить с ними предложения, на красных - повышенной трудности: написать сочинение-описание на тему «Дятел»).

- Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

- Оценивают с помощью «Светофора» ( зелёный - «Я всё понял у меня всё получается», жёлтый - «Я всё понял, но иногда ошибаюсь», красный - «Я пока ещё не всё понял, поэтому много ошибался»

- Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Предметные: умение делать выводы, формулировать определения.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание.

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного знания и «незнания».

«Светофоры»



© 2010-2022