- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок: «Значение лесов для природы и для жизни человека»
Урок: «Значение лесов для природы и для жизни человека»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шалковская Н.С. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 1 Тема: «Значение лесов».
Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесе; объяснять ценность значение лесов для природы и для жизни человека; воспитание ценностного отношения к природе.
Ход урока:
-
Организационный момент.
- Какое у вас настроение? Покажите изображения человечка с таким настроением. Я хочу, чтобы такое же хорошее настроение было у вас на протяжении всего урока.
-
Определение темы урока.
Сегодня я приглашаю вас на экскурсию. А вот куда, отгадайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём.(Лес.)
Сегодня мы отправимся в летний лес по учебной тропинке.
-
Формирование новых знаний.
Учитель читает стихотворение С.Никулина «Русский лес».
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться - и видно всё до дна.
Течёт вода - водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану - присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где - то бродит леший с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
- Что вам известно о лесе? Почему нужно дружить с лесом?
(Появляются слайды)
Лес - это:
- «фабрика» чистого воздуха;
- место отдыха;
- аптека;
- дом для растений и животных;
- источник топлива и строительных материалов;
- кладовая ягод, орехов, грибов;
- зелёная одежда планеты.
- Прежде чем мы отправимся в лес, вспомним правила поведения в природе (дети называют правила поведения в лесу).
(Звучит шум леса и голоса птиц. Появляется слайд: на лесной поляне - мусор, деревья поломаны, видим грустного Лесовичка и читаем его письмо.)
«Ребята, беда! Человек вырубает деревья, кустарники, разоряет гнёзда птиц и жилища животных. Загрязняется воздух и вода, исчезают растения и животные. Наша природа в опасности!
Предлагаю создать «Комитет по охране природы.» Каждый отдел должен решить проблему защиты растений, зверей, птиц,насекомых. Это поможет поляне засиять яркими красками».
(Учащиеся класса делятся на 4 группы: «Отдел по охране растений», «Отдел по охране птиц», «Отдел по охране зверей», «Отдел по охране насекомых». Каждый отдел получает конверт с заданием, разбирает его и представляет отчёт о работе.) После выступления каждой группы, картинка леса преображается, слышится шум деревьев, голоса птиц.
IV. Обобщение. Итог.
- А теперь нравится наш лес? Хотите гулять по такому лесу? Давайте ещё раз вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).
От имени Лесовичка, учитель вручает эмблему «Юный друг природы».
- Спасибо за работу. Наше общение показало,что вы очень много знаете о лесе и его обитателях.
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите. Я рада, что у вас хорошее настроение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛОВ.
Отдел по охране растений.
-
Отгадайте загадки.
- Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёной шали(берёза)
- Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)
- У какого дерева дрожат листочки? (у осины)
2. Как вы поступите?
Дети пошли в поход в лес. Увидев поляну с мухоморами, стали сбивать их и топтать ногами. Правы ли они?
-
Помогите разобраться.
Вова стоял у цветочной клумбы и бил по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила старушка.
- Пчёл отгоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика, что-то сказала ему. После этого Вова выбросил прутик, пожав плечами, сказал: «А я и не знал об этом».
О чём не знал Вова?
4. Чтение стихотворения о бережном отношении к растениям.
Давайте пройдёмся медленно по лесу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Отдел по охране птиц.
-
Отгадайте загадки.
- Спинкой зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика (синица).
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
- У какой птицы длинный хвост? (у сороки, павлина)
-
Как вы поступите?
Дети увидели в траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять с собой. А вы как бы поступили?
-
Помогите разобраться.
Вы увидели гнездо птицы с птенцами. Как надо себя вести?
-
Чтение стихотворения о бережном отношении к птицам.
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойства за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить.
И тогда холода им будет легко пережить!
Отдел по охране зверей.
-
Отгадайте загадки.
- Эти звери - хищники. Глаза и уши у них маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Но любимое лакомство - мёд.(медведь)
- Какого зверя называют «косой»? (зайца)
- Эти зверьки рыжеватые по цвету. Гнездо сооружают у вершины ели или пихты. Питаются орехами, грибами, ягодами. Основной корм - семена хвойных растений.(белка)
-
Как вы поступите?
Дети гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, но так и не нашли своего любимца. Что бы вы посоветовали?
-
Помогите разобраться.
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
-
Чтение стихотворения о бережном отношении к зверям.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Отдел по охране насекомых.
-
Отгадайте загадки.
- Не птичка, а с пёстрыми крыльями (бабочка)
- Летит - пищит, сядет - молчит, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.(комар)
- Рогат, да не бык, шесть ног, да без копыт (жук)
-
Как вы поступите?
Гуляя по лесу с родителями, Маша и Миша увидели большой муравейник.
- Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика,- сказал Миша.
- Давайте,- с интересом ответила Маша.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они сказали бы вам, что…»
Что сказали бы муравьи?
-
Помогите разобраться.
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (её цвет предупреждает об опасности, она выделяет неприятную жидкость)
-
Чтение стихотворения о бережном отношении к природе.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным друзьям!
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нет:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?