Разработка урока по литературному чтению А. И. Куприна Барбос и Жулька

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
А.И. Куприн " Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Тема: А.И. Куприн « Барбос и Жулька» Цель для учителя: создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста. Цели для ученика: - познакомить учеников с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька» - учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения - развивать словарный запас детей, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей - воспитывать доброе, внимательное отношение к животным 1. Организация класса. Цель: проверить обучающихся к началу урока, создать настрой на урок. Всё готово к уроку? Садитесь. Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали удачи. Учитель: сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного писателя ( на доске портрет писателя)
Работа по теме урока. Немного об авторе. 1-й ученик: Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии - Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.
2 ученик: Дочь Куприна вспоминала,что в их доме было много животных, но любимцем был Сапсан. ( фотография на доске)
3 ученик: Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлёром. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.
Вывод: Что интересного узнали о Куприне? О ком он написал много рассказов? (о животных)
Учитель: Отгадайте загадки
1.Ноги тонки, бока звонки, А хвост закорючкой. Днём молчит, а ночью рычит. (собака)
Учитель: Какие виды собак вы знаете? ( на доске) Учитель: Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке? Кто будет героями нашего урока?
Тема нашего урока А.И. Куприн « Барбос и Жулька». ( записывают в тетрадях)
Знакомство с текстом Слушание рассказа, обучающиеся следят по тексту с карандашом в руке. Отмечаем непонятные слова.
Словарная работа ( на доске) Ребята, встретились вам непонятные слова? Познакомимся с их значением Репяхами - репейник Сталактитов - сосульки, наросты, свисающие с потолка пещер. Искони - издавна. Лицемерные - неискренние. Карьерт- самый быстрый конный бег. Триумфальном - победном. Фестон - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавески
Я нашла для себя некоторые словосочетания, значение которых мне непонятно. Поработав в группах, объясните мне значение этих словосочетаний. Работа в группе ( карточки) «УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК» « НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР» «ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ» « СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ» «ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС» «ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА» « ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ»
Проверка
Беседа по первичному восприятию. Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что поразило, удивило в этом рассказе? Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?




Работа с текстом Чтение по смысловым частям, построение композиции.
Начинаем работать с текстом. В любом рассказе есть композиция (построение). Из каких частей состоит композиция? (ответы детей) Работаем над композицией рассказа. Композиция рассказа состоит из: ВСТУПЛЕНИЕ ЗАВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВЯЗКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я предлагаю вам карточку-план. Но в этом плане нет порядка. Работая над композицией, вы мне поможете его навести. У вас есть карточка №1 прочитайте задание. Начнём со вступления.
Карточка Появление бешеной собаки. Прощание собак. Описание Барбоса. Описание Жульки. Дружба собак. Смерть Жульки. Характер собак. Подвиг Жульки. Болезнь Жульки. Выберите пункты плана, которые входят во вступление. Вступление. ( запись в тетрадях) 1. Описание Барбоса. 2. Описание Жульки. 3. Дружба собак.
Кто у нас главные герои рассказа? Прочитайте как выглядел Барбос (выборочное чтение). С чем сравнивает автор шерсть Барбоса? А его уши? Прочитайте как выглядела Жулька.
Эти две собаки отличаются только внешностью? (ответы детей) Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке. К какому выводу он нас подталкивает?
Переключаю внимание на план. Найдите пункты плана для завязки.


Завязка.( запись ) Появление бешеной собаки.
Найдите эпизод завязки (зачитывают). Кто однажды ворвался во двор? И как вёл себя? Рассказ о бешенстве. Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки. Мы подошли к кульминации рассказа.( запись) Кульминация (напряженный момент) - чтение этого момента Как?(буксиром)
Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок.
Развязка.( запись) Выберите пункты плана, соответствующие развязке. Болезнь Жульки. Прощание собак.
-Как автор описывает болезнь собаки? Чем болела? Бешенством? В чем это проявилось? Изменило ли поведение бешеной собаки Жульку? Кто хочет поспорить и найти предложения доказательства? В паре друг другу. Чувствовал ли Барбос себя виноватым? В чем это проявлялось? Найдите и перескажите своими словами. Заканчивая работу над композицией найдём заключение. Заключение. ( запись) Смерть Жульки. Прочитаем последний абзац. Что же произошло? Как все узнали о смерти Жульки? Что у нас получилось? (план) Где можем использовать? (при подготовке пересказа). Творческая работа. А может быть кто-то хотел изменить заключение. Предложите. Итог: Вернёмся к ключевым вопросам и ответим на них. (отвечают на ключевые вопросы) Домашнее задание: перечитать рассказ, составить пересказ по плану.


© 2010-2022