- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок - путешествие по чтению на тему Практическое представление о речевых и неречевых звуках ( 1 класс)
Урок - путешествие по чтению на тему Практическое представление о речевых и неречевых звуках ( 1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дудник Н.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - путешествие
Тема : « Практическое представление о речевых и неречевых звуках».
Цель : дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками ; учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха ; воспитывать чувство коллективизма, дружбы.
Оборудование : карточки для индивидуальной работы ,диск «Голоса птиц», таблица «Виды транспорта», предметные картинки.
Ход урока
I . Беседа о разных природных звуках
- Продолжаем наше путешествие в Страну Знаний.
Но сначала нужно дать сигнал для отправления поезда. Машинистом буду я. Даю гудок : «У-у-у».Все вместе! ( Дети : « У-у-у».) Поехали! ( Дети выполняют ход поезда, поют песню «Голубой вагон».)
-
Первая остановка.
- Станция, на которой мы остановились,называется «Звуки». У-у-у. С одним звуком мы встретились с самого начала , он помог нам отправиться в путь.
- Какой это звук? [ У ]. Существует много других звуков. Проведем игру. (Выставляю рисунки с изображением шарика,кипящего чайника,ёжика,кошки,синицы,бормашины,коровы,петушка,козы.)
- Сейчас я произнесу звуки,а вы отгадайте ,где вы их слышали (может , помогут рисунки).
Ф-ф-ф (фыркает ежик,кот).
С- с-с (воздух выходит из шарика ,чайник закипает и свистит).
Ц-ц-ц (когда надо сделать тихо,приставляем пальчик к губам).
- А теперь,наоборот,вы мне будете называть звуки.
- Какой звук мы слышим больше всего, когда рычит собака? ( Ррр)
- А когда сычит гусак ( ссс), кудахчет курица? ( Ккк)
- Как пыхтит каша? ( П-п-п)
- Как говорит удивленный человек? (О!)
- Какие звуки вы слышите, когда мычит корова? ( [ М] ,[ у ] )
2. Слушание диска « Голоса птиц».
II . Понятие о звуках человеческой речи
-
Работа по иллюстрации.
- Расскажите , что вы видите. Чтобы кукла быстрее уснула, девочка напевает ей колыбельную.
-Какой звук напевает девочка , баюкая куклу? ( А- а - а ) Подпоем ей.
Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай…
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
( Аа- аа- а )
-
Речевые органы.
- Итак , человек тоже произносит звуки. Сейчас я говорю, и вы также слышите звуки. Вокруг себя мы постоянно слышим звуки человеческой речи. Но они имеют свои особенности , потому что отличаются от других.
- Почему гудит поезд? ( Машинист включает гудок.)
- Таким образом , поезд не сам гудит, это машинист подает гудок , когда нужно.
-А звуки речи призносятся самим человеком, когда надо говорить. И помогают ему органы речи : язык, губы и даже зубы.
- А ежик может , кроме фыркания, произносить такие же звуки ,как синичка? ( Нет)
- А человек умеет произносить самые разнообразные звуки.
3. Разновидности звуков , которые произносит человек.
1) Иллюстрации :
- Чего испугался Винни- Пух? ( Что его ужалят пчелы )
- Мы можем показать голосом , как сердито жужжат пчелы? ( Ж-ж-ж)
2) - Чего испугался мальчик? ( Комаров)
- Как зудят комары? ( З-з-з)
3) Какая беда произошла у футболиста? ( лопнул мяч)
- Представим, как шипит воздух, который выходит из него. ( Ш-ш-ш)
- Какой звук произнесли на этот раз? (Ш)
- Составим предложение о том , как шипит воздух. ( Воздух шипит «ш-ш-ш».)
-Изобразим схему слова воздух ( делим на слоги, ударение).
4) - Посмотрите на следующий рисунок.
Запись под ним:
Барбос грыз косточку . Прилетела серая ворона. Хочет забрать косточку. Барбос зарычал.
- Как зарычал Барбос? ( « Р-р-р»)
Вывод. Мы смогли показать , как жужжат пчелы и комары, рычит собака. Мы произносили одинаковые звуки? ( Разные звуки)
- Итак , в речи, когда мы говорим , тоже используем звуки.
Произношу слово «Даша» : [ Дддааашшшааа ] .
-Послушайте, сколько разных звуков я произнесла.
- Какие звуки вы услышали и сколько их?
- Трудно услышать каждый звук в слове. А все дело в том, что человек говорит не отдельными звуками , а объединяет их между собой в слова.
Давайте посчитаем звуки вместе.
- Заканчивается наша остановка, надо двигаться дальше. А билет ...- это правильный ответ.
III . Беседа о разных способах передвижения
- Дети, на чем бы вы хотели путешествовать в следующий раз?
- Отгадайте загадки.
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)
Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет -
Как вкопанный станет.
(Автомобиль)
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Есть троллейбусы, трамваи,
Есть автобусы , такси,
Автопарк их богатыфрский,
Это ж транспорт ... ( пассажирский ).
Летит птица -небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет)
-Как вы думаете, какой вид транспорта самый быстрый и самый удобный? ( Самолет)
Он особенно выгодный в горных местностях, в пустынях, где железную дорогу проложить тяжело, или невозможно.
- Каким видом транспорта можна путешествовать по реке? ( пароходом, теплоходом, моторной лодкой)
IV . Станция « Находчивых»
- За разговорами быстро прошло время. Вот и наша станция «Находчивых». Сойдем с поезда, отдохнем. Посмотрите, как ясно светит солнце, улыбается нам.
1. Физкультминутка.
Два прихлопа, два прихлопа,
Ежики , ежики.
Бег на месте, бег на месте,
Ножницы, ножницы.
Наковальни, наковальни,
Зайчики, зайчики.
Ну- ка, дружно !
Ну - ка , вместе!
Девочки ! Мальчики!
2. Упражнения на слоговой анализ слов.
1) Ученики делятся на две команды и соревнуются.
- Кто быстрее назовет пять слов - названий предметов, которые можна увидеть в лесу?
Ученики делят слова на слоги и после повторного произношения определяют в них ударный слог.
2) Преобразование короткого слова в длинное.
Лис - лиса - лисица
Кот - котик - котенок
-
Эстафета.
Две команды детей строятся в две шеренги. В руках у детей ( тех, которые стоят впереди ) флажки.
Предлагаю одни и те же задания для участников обоих команд.Задания направлены на закрепление знаний о слоговом составе слов. Например, название какой птички состоит из трех слогов? Вспомните рыбок, в названии которых два слога. А есть насекомые , в названии которых один слог?
Заучивание стихотворений и скороговорок с выразительным артикулированием звуков.
- Какие звуки чаще слышатся в скороговорках?
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
- А сейчас пора возвращаться назад. В родной город. Сели? Поехали!
- Какие звуки слышим, когда выглянем в окно поезда?
V . Станция « Евпатория»
- Вот мы и остановились в нашем родном городе.
Игра «Почтальон принес письмо»
- Пока мы отсутствовали , почтальон принес нам письма. ( Все дети держат конверты, в каждом из них лежат 4 предметные картинки.)
Сначала дети отбирают те, которые состоят из двух слогов, а потом , которые состоят из трех слогов. Отвечают по очереди.
VI . Итог урока
-
Мы говорили о разных звуках...
-
Какие органы принимают участие в произношении звуков?
-
- Каким видом транспорта мы путешествовали?
-
На каких остановках останавливались?