- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование курса Доноведение 2 класс
Тематическое планирование курса Доноведение 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нагорная О.А. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доноведение
Пояснительная записка
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
-
Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
-
Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
-
Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
-
Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
-
Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
-
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
-
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
-
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
-
История Донского края - часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь
представления:
знать:
уметь:
-
о связях между живой и неживой природой родного края;
-
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
-
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
-
об истории родного края;
-
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
-
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
-
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
-
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
-
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
-
государственную символику Ростовской области, своего района;
-
важнейшие события в истории родного края;
-
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
-
родственные связи в семье;
-
правила поведения в общественных местах и на улице;
-
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
-
различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
-
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
-
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
-
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
-
описывать наиболее важные события истории родного края;
-
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
-
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
-
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
-
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
-
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
-
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
-
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
-
тавить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
-
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Тематическое планирование курса «Доноведение»
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата планир.
Дата факт.
Образовательные задачи
Виды деятельности
Я и окружающий мир. (2 часа)
1
С чего начинается Родина…
1
2.09
Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
2
Школа - светлая гавань детства.
1
9.09
Жизнь на Дону. (1 час)
3
С днём рождения, родной город (село)
(экскурсия по родному городу (селу.)
1
16.09
Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями.
Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.
Праздничное представление.
Я и окружающий мир. (1 час)
4
Дорога от дома до школы (экскурсия).
1
23.09
Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
-
правила перехода через проезжую часть;
-
сигналы светофора;
-
правила посадки и высадки из общественного транспорта;
- дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.
Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Природа Донского края. (10 часов)
5-6
Природа (экскурсия.)
2
30.09
7.10
Углубить понятие о живой и неживой природе родного края.
Наблюдение предметов живой и неживой природы.
7
Город и природа (экскурсия).
1
14.10
Систематизировать знания детей о природе родного города (села).
Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»
8-9
Что за дерево такое?
2
21.10
28.10
Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края).
Игра «У кого детки с этой ветки?»
10
Кустарники (экскурсия).
1
11.11
Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.
11-12
Травушка-муравушка.
2
18.11
25.11
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».
13
Растения и мы.
1
2.11
Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.
Игра «Природная лечебница»
Изготовление справочника лекарственных трав.
14
Краски Тихого Дона.
1
9.12
Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.
Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.
Я и окружающий мир. (2 часа)
15
Мои имя, фамилия, отчество…
1
16.12
Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».
16
Что ты знаешь о роде своём…
1
23.12
Жизнь на Дону. (3 часа)
17-19
Обряды на Дону.
Зимние обряды
(праздничное мероприятие).
3
30.12
13.01,
20.01
Дать общее представление о зимних обрядах на Дону.
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Природа Донского края. (11 часов)
20
Животный мир Ростовской области (экскурсия).
1
27.01
Расширить представления о животном мире родного края.
Наблюдение за животными в природе, дома.
Посещение краеведческого музея.
21-22
Домашняя мохнатая азбука.
2
3.02
10.02
Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).
Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».
23-24
Мой домашний милый друг.
2
17.02
24.02
Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.
Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.
25
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.
1
3.03
Закрепить правила безопасного обращения с животными.
Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг».
26
Родные просторы (экскурсия).
1
10.03
Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность).
Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
Игра «Помоги кузнечику добраться до дома».
27
Чем богаты наши недра?
1
17.03
Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.
Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?».
28
Что такое почва?
1
31.03
Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.
Исследование состава почвы.
29-30
Почва нам и стол и дом (экскурсия).
2
7.04
14.04
Человек и природа. (3 часа)
31
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия).
1
21.04
Познакомить с общими представлениями о природных сообществах.
Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.
32
Человек - хозяин природы?
1
28.04
Показать влияние человека на природное сообщество.
Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.
33
Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое
защите природы).
1
5.05
Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.
Ролевое театрализованное представление.
Жизнь на Дону. (2 часа)
34
День освобождения!
(экскурсия в исторический музей).
1
12.05
Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.
Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.
35
Вместе дружная семья
(праздничное мероприятие).
1
19.05
Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.
Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.