Урок русского языка Слог (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС (на примере урока русского языка)

Н.В. Дуплинская,

учитель начальных классов,

МБНОУ «Гимназия №70»,

г. Новокузнецк Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. С целью успешного формирования общекультурных умений младших школьников на уроках русского языка используются герои русских народных сказок. Обучение организуется так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие ребёнка. В основе педагогических приемов и техник, используемых на предлагаемом уроке, лежат следующие основные принципы: принцип деятельности, обратной связи, открытости, свободы, творчества и принцип идеальности. Тема: Однокоренные слова. Корень слова. Цель: 1. (для учителя) учить определять корень в группе однокоренных слов. 2. (для ученика) учиться определять корень у однокоренных слов. Задачи: образовательные: познакомить с однокоренными словами; научить определять корень слова; повторить ранее изученные орфограммы корня; развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, аккуратность при письме; развивать логическое мышление; воспитательные: воспитывать интерес к образованию русских слов, к изучаемому предмету; корректному отношению друг к другу. Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах; пользоваться справочниками; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; задавать вопросы. Оборудование: Демонстрационный материал: учебник, таблица "Корень. Однокоренные слова", справочник "Разбор слов по составу", запись на доске, толковый словарь, иллюстрации: дерево, гусь, гусыня, гусёнок, гусеница, мягкие игрушки: заяц и медведь. Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник, наклейки. Ход урока: 1. Организация класса на работу. Начинаем день с зарядки. Всё ли на столе в порядке? Полетели на ракете - С нами зайчик и медведи. Знания будем получать, Изучать и закреплять. 2. Актуализация знаний. - Вспомним то, о чём читали, наблюдали и писали. - Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем. - Для чего это нужно? - Мы говорили о словах обозначающих предметы, признаки, действия. 3. Минутка чистописания. - Почему каждый урок мы начинаем с тетради по чистописанию? (Чтобы правильно и красиво писать) - Открыли тетради по чистописанию урок 58, стр.25. Какую букву будем писать? Что вы знаете о звуках, которые она обозначает? (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х] и [х'] - твердый и мягкий, глухой). - Вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Зайчик и Медвежонок. - На красиво написанной строке Зайчик будет ставить свою лапку (наклейка -зелёная лапка), а на строке с небрежным написанием Медвежонок пройдётся своей медвежьей походкой (наклейка - синяя лапка). - Много ли строчек "замарал" Медвежонок своими лапами? 4. Работа со словарем. - Чем мы занимаемся после чистописания? (словарные слова). - Зачем мы изучаем словарные слова? - Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение. 1. Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно-оранжевыми ягодами. (рябина) 2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек) 3. Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. (дорога) 4. Небольшая певчая птица серая, с красной грудью. (снегирь) 5. Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира. (заяц) 5. Повторение пройденного материала. - Зайчик вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика. 1 столбик - слова, обозначающие предмет; 2 столбик - слова, обозначающие признак предмета; 3 столбик - слова, обозначающие действие. СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать. ВЗАИМОПРОВЕРКА. - Проверить работу соседа по парте вам поможет Медвежонок, если есть ошибка, он поставит свою лапку-наклейку, исправьте её простым карандашом. (Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске) - Поставьте в словах ударение и выделите опасные места.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик) - Что вы заметили в написании этих слов? (среди них есть однокоренные или родственныез). - Выделите корень. 6. Изунение нового материала. - Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок) - Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес - из деревьев, речь - из предложений, а предложения - из слов. Слова имеют корень. Я вам расскажу одну историю: «Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?». А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло. (На доске иллюстрация дерева со словами: ход, поход, ходунки, заходил, ходики). Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая? (ход). - Что мы называем корнем? (Корень - это общая часть родственных слов). - Какую цель вы можете поставить перед собой сегодня на уроке? - Чему вы хотите научиться? - Давайте попробуем «посадить» корень слова «сад», вырастить своё деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов). Кому трудно, можно пользоваться справочником "Разбор слов по составу". Постановка целей через проблемную ситуацию: - Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка - гусеница. Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»? Учитель: Медвежонок выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Зайчонок сказал, что гусеница - это не родственное слово. А Медвежонок не согласился с ним: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово» - Вы согласны с Медвежонком? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение) - Так какие слова можно называть однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем). (Таблица) Учитель: Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове? (Чтобы правильно определить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.) - Зайчонок придумал вам задание (на доске записаны слова в два столбика, слова второго - закрыты). - Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными: Пододеяльник одеяло Подорожник дорога Подосиновик осина Подберёзовик берёза Варианты ответа: - Да, они имеют одинаковый корень: «подо» - Нет! Эти слова разные по смыслу. - Объясните смысл этих слов. Пододеяльник - мешок из ситца, надетый на одеяло. Подорожник - лекарственное растение, растущее вдоль дорог. Подосиновик - гриб, растущий под осиной. Подберезовик - гриб, растущий под березой. (После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты). - Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные). - Запишите их, выделите корень. Физ. минутка (упражнения под музыку из мультфильма о зайце и медведе). - Продолжаем работать. Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень (запись на доске).

  • Лист хвостик
  • хвостатый листок
  • листочек хвост
  • листопад
Самопроверка. - Кому Зайчонок оставил след своей лапки за правильно выполненное задание? Выполнить фонетический разбор: У доски - слово лист. Остальные самостоятельно слово хвост. Письмо по памяти (запись на доске): Землю вьюга белая Замела снежком. Мы из снега сделали Двухэтажный дом. Проверка в парах (на полях - лапки-наклейки). - Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень. - В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. 7. Самостоятельная работа. По учебнику Р.Н. Бунеева, с.74, упражнение 120.) Самоконтроль (ставят на полях): - Выполнил всё сам - *. - Пользовался справочной литературой - *. - Выполнил при помощи товарища или учителя - *. 8. Итог урока. - Какую цель вы ставили для себя сегодня на уроке? - О чём не знали, а на уроке узнали? - Научились ли вы определять однокоренные ли слова друг другу? - Что вам помогало определить корень слова? - Прав был Медвежонок, когда утверждал что гусыня и гусеница однокоренные слова? - Чего он не знал об однокоренных словах? - Какое задание вы выполнили самостоятельно? - В каком задание вы брали в помощь справочники? - Что вам необходимо сделать, чтобы на следующем уроке не брать помощь? Домашнее задание: дид. материал: для всех - упр.100, 101, ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Зайчонок - ещё упр.103. 9. Рефлексия. Урок русского языка Слог(2 класс)Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим и у вас сегодня Зайчонок оставил более 5 своих лапок-наклеек. Вы считаете, что научились выделять корень Урок русского языка Слог(2 класс)в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь и у вас сегодня 4 - 5 лапок-наклеек. Урок русского языка Слог(2 класс)Вы считаете, что было трудно на уроке и лапок-наклеек у вас сегодня менее 4.
© 2010-2022