Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин Ребята и утята (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОМИНАЦИЯ «ПРЕДМЕТНЫЕ РАЗРАБОТКИ»

Пояснительная записка

Автор: Михалева Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов, МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбург Предмет - начальные классы, литературное чтение Авторский медиапродукт: конспект урока литературного чтения с использованием презентации Уровень образования школьников - 2 класс. Предназначение - для групповой и фронтальной работы. Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы - работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята»
Цели: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина Задачи урока:

  • Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
  • Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.
Ход урока.
  1. Организационный момент.

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.


Учитель. Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника. - Как называется раздел, который сейчас познаем? Учащиеся.

- «Мои самые близкие и дорогие или моя семья»

Учитель.

Кто для вас самые близкие люди на земле? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

- Произведения, каких авторов мы уже узнали? (Заходер, Успенский, Толстой)

  1. Актуализация знаний.
  1. Рассказ о М. Пришвине.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

Знакомство с автором и его произведениями.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др. Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будет главные герои мы узнаем, отгадав загадку (слайд )

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Прочитайте его название «Ребята и утята».

- Кто видел маленьких утят?

- Где?

- Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?

Ответы учащихся. Варианты ответов

  • В рассказе говорится о ребятах и утятах

  • Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.

  • Говорится о взаимоотношениях человека и животных.

  • Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.

  • Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.

Учитель.

- А как проверить ваши предположения?

Учащиеся.

- Прочитать, понять, что - то взять для себя.

- Итак, какова основная цель нашего урока

Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

(на доске - слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

* Узнать о жизни и творчестве писателя

* Познакомиться с новым произведением

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

Работа с текстом до чтения

  1. Словарная работа
- В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
  • Холм - небольшой бугорок. Слайд 11
  • Чирок-свистунок - птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 12)
  • Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. (слайд13)
  • Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов. (слайд 14)
  • Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 15)
  • Кузнеца - помещение, где работают кузнецы. (слайд 16)

Б) читает учитель произведение

В) первичное восприятие текста

Учитель.

- Какие чувства у вас возникли?

- Какую ошибку совершили дети?

- Исправили ли они свою ошибку?

- Кто им помог её исправить?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

- Не захотелось ли бы вам поймать утят? Почему?

Ответы учащихся.

Физпауза

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Чтение текста по частям до слов



1 остановка. Вот тут их увидела ребята…. - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из произведения. - Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу. - Что значит для утят свобода?

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? - Докажите строчками из произведения. - Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты - Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров. - Это много или мало для человек? - А для маленькой уточки? - Прочитай, как шла мать-уточка с утятами. - Почему уточка-мать шла позади утят? - Какие враги были у уток?

- Докажите строчками из произведения. - Кто страшнее? - Почему? Поработайте в парах и озаглавьте эту часть
- Как дальше будут развиваться события?
2 остановка. - Что вы будете делать с утятами? - спросил я строго у ребята…
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Докажите строчками из произведения. - Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы. - Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

- Докажите строчками из произведения. - Могла ли утка кричать?

- Докажите строчками из произведения. - Ее немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях. - А какое чувство пережили утята? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама - А ваша мама переживает за вас? - Как она ведет себя при этом? - Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать. - А какая она мама?

- Заботливая. - Вам ее жалко?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Утята пойманы, что собираются делать ребята?
3 остановка…и побежали с утятами на холм.
Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? - Докажите строчками из произведения. - Назовите слова, которые показывают строгость автора. - Что делали бы вы, оказавшись рядом? - Что можно сказать о ребятах?
- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?
4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили? - Докажите строчками из произведения. - Как шла уточка-мать в начале рассказа? - А почему сейчас она побежала вперед? - Хотела быстрее увести детей от врагов. - Как Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? - Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Знак уважения. - Перед кем этот знак уважения? - Почему? - Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца. - Что можно сказать о ребятах? - Как их назвал рассказчик? - Как можно назвать их по-другому? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. - Что пожелали люди уточке? - Нужно ли было пожелание людей уточке? - Почему? - Докажите строчками из произведения.


Слайд 18-19 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Слайд 20. Подбор пословиц к произведению. Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.
Умел ошибиться, умей и…. исправиться. Добрый пример лучше ста… слов. Сначала думай - потом… делай. Сей добро, посылай….., оделяй…. Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.
К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?
5.Закрепление. Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Слайд 21. Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1. Произведения «Ребята и утята» - это сказка

2. Главными героями были дети и семья уточки

3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково

6. Ребята смогли объяснить свой поступок

7. Уточка бросила своих утят

8. Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

Слайд 22. ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

  1. Определение главной мысли рассказа.
- Как автор назвал свой рассказ? - Почему? - Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании. - Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? - Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.
6. Итог урока Слайд 24. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека».
- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание. Другими словами человек испытывает такие же чувства, как и к своей семье.
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 25) Мои молодцы друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

© 2010-2022