- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо) на тему Звуки [д], [д] и буква д (1 класс)
Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо) на тему Звуки [д], [д] и буква д (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попрухина Е.И. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: "Звуки [д], [д'] и буква д"
Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо)
по программе "Школа - 2100" ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ УРОКА:
Ознакомление учащихся с новой буквой и звуками.
- Обучающая (Образовательная):
− познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д;
− вырабатывать навыки осознанного чтения;
- формировать умение выполнять звуковой анализ слов;
- продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах
− продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
- Развивающая:
- Воспитательная:
Ход урока
- Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно Работаем старательно. -Улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Слайд № 1
- Постановка учебной проблемы. Определение темы, целей урока.
-Во 2 группе какое слово лишнее? Почему? (Диван -неживой, остальные -живые. Диван- 2 слога, в остальных словах 3 слога.)
-2 слова дом, диван -выполните звукобуквенный анализ слов в парах. Проверка с доской. -Назовите первые звуки в этих словах и сформулируем тему урока. Итак, тема урока: Звуки «д» и «д*» и буква, которая обозначает эти звуки Слайд № 4
-Какие цели урока? (Используя карточки со словами познакомиться, учиться вместе с учителем обозначают цели урока)
3. БУКВАРЬ с. 94
- Характеристика новых звуков.
Рисунок - схему прикрепить над доской.
- На что похожа буква Д? ( На доску прикрепляется рисунок с буквой:
Вот стоит дымок пуская буква Д - труба печная)
- Чтение слогов (с.94).
4. ФИЗМИНУТКА. Игра "Поймай звук". [Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки. Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис.
5. ПРОПИСИ с. 14 Знакомство с буквой д. − Рассмотри картинки. Назовите слова со звуком [д] -мальчики, затем слова со звуком [д']- девочки. Письмо элементов строчной буквы д. − Чем отличается письменная буква от печатной? − Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу). − В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у). − Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)
- Письмо строчной буквы д на слайде с объяснением учителя. Слайд № 5
- Прописывание буквы детьми в воздухе по образцу на слайде.
- Письмо слогов, отработка соединений.
- Самостоятельная работа в прописи.
Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Примечание: скороговорка применяется еще и в качестве речевой разминки перед чтением.
7. Чтение слов, работа с однокоренными словами
- Ребята, давайте поработаем со словами.
Слова из букваря для удобства вынесены на доску. Слайд № 10
Дым
Дымок
Дыра
Дырка
Дар
Дарит
Подарит
Подарок
Ладони
Ладошки
Ладушки
Оладушки
Дом
…ик
…ишко
… овой
душа дышит
- 1 столбик
- Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие, где есть ошибкоопасное место.
( Объяснение непонятных слов: ДУМА -мысль, ДУША - внутреннее чувство, совесть человека)
- Прочитайте слова 2 столбика, на какие 2 группы их можно разделить?(По количеству слогов лишнее ДЫМ и по корню) Выделите корень в словах.
- Какая общая часть в словах 3 столбика? С помощью какой приставки образованы слова «подарит, подарок»?
- Какое слово лишнее в 4 столбике? Выделите корень в однокоренных словах.
Продолжите 5 столбик однокоренными словами.
Примечание: особенности программы (наблюдение за однокоренными словами)
8. БУКВАРЬ с. 94 Работа с текстом
- Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначено рисунками.
- Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим. (чтение текста несколькими учениками)
- Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?
- Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?
9. Итог урока.
- С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте им характеристику.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
10. Рефлексия
Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке Слайд № 11
… был очень внимателен и активен.
… испытывал затруднения. 11. ПРОПИСИ с.15 1. Списывание слов с письменного образца по заданию. 1 строчка. − Прочитайте слова. Найти слова, которые отличаются одним звуком (дом, дым). − На что обратим внимание при написании этих слов? (соединение с буквой М). − Слово, в котором глухих согласных звуков больше, чем звонких (доска). Что заметили в этом слове? (опасное место). Устно подберите проверочное слово. 2 строчка. − Прочитайте слова. Найди слово, состоящее из одного слога. Докажите. (Дно) − Слово, в котором встречается мягкий согласный звук [д'] и два слога (один). − Как сказать одним словом: замороженные на воздухе дождевые капли (градина). 2. Словообразование. Беседа о лексическом значении слов. − Что значит «настоящий друг»? У кого есть такой друг? А подруга? − Что можете сказать об этих словах: друг и подруга? (Однокоренные). − Найдите эти слова в прописи, выделите корень. Как сказать, одним словом?
- Место рождения; земля, государство, где родился. (Родина)
- Поколения, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи. (Род)
- Исток реки. (Родник)
Дома пофантазируйте: куда мог полететь Дымок и что мог увидеть, если бы не растаял 15. Итог урока. Рефлексия. Самооценка собственной деятельности на уроке. Слайд № 14 − Что интересного было на уроке? - Что нового узнали? - Оцените каждый свою работу на уроке: хорошо работал и много нового узнал - раскрасит букву Д в зелёный цвет. Кто считает, что недостаточно работал и мог бы ещё лучше - раскрасит в жёлтый цвет. Кто считает, что время зря потратил на уроке - раскрасит в красный цвет.
Обучение грамоте - важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы. Обучение грамоте - это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.
Характерная особенность этого периода в том, что он знаменует собой переход ребенка от одного образа жизни к другому, изменение акцентов в его игровой и трудовой деятельности, что в значительной мере определяет сложность воспитательной работы по созданию классного коллектива, по осознанию первоклассниками норм и правил поведения в школе.
Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются недостатки в речи, не все дети в одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов. Кроме этого, как показывает практика последних лет, большинство первоклассников, начинающих обучение в школе уже умеют читать, а доля нечитающих детей невелика.
Необходима дифференцированная работа педагога по обучению младших школьников грамоте. На помощь учителю приходят современные учебно-методические комплекты, предполагающие возможность уровневой дифференциации в 1 классе. Данный учебный комплект по обучению грамоте авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной содержит речевой материал для работы как с группой обучающихся, умеющих бегло читать, так и с теми детьми, которые только начали осваивать грамоту.
Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету.