Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо) на тему Звуки [д], [д] и буква д (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: "Звуки [д], [д'] и буква д"

Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо)

по программе "Школа - 2100" ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ УРОКА:

Ознакомление учащихся с новой буквой и звуками.

  1. Обучающая (Образовательная):

− познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д;

− вырабатывать навыки осознанного чтения;

- формировать умение выполнять звуковой анализ слов;

- продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах

− продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;

  1. Развивающая:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; - развивать произвольное внимание; - совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации;
  1. Воспитательная:
− способствовать воспитанию доброты, формировать умение сотрудничать, дружить, умение радоваться успехам друзей. ТИП УРОКА: изучение нового материала МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый. ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами, звуковые кружки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»

Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно Работаем старательно. -Улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Слайд № 1

  1. Постановка учебной проблемы. Определение темы, целей урока.
(На доске рисунки ). -Назовите предметы 1 группы, 2 группы. 1 группа: малина, виноград, дом. Слайд № 2 2 группа: рак, диван, кит. Слайд № 3 -Какое слово лишнее в 1 группе? (Лишнее слово-дом , в нём 1 слог, а в остальных словах -3 слога. Лишнее слово-дом. Это постройка, жилище человека, а остальные слова - ягоды)
-Во 2 группе какое слово лишнее? Почему? (Диван -неживой, остальные -живые. Диван- 2 слога, в остальных словах 3 слога.)
-2 слова дом, диван -выполните звукобуквенный анализ слов в парах. Проверка с доской. -Назовите первые звуки в этих словах и сформулируем тему урока. Итак, тема урока: Звуки «д» и «д*» и буква, которая обозначает эти звуки Слайд № 4
-Какие цели урока? (Используя карточки со словами познакомиться, учиться вместе с учителем обозначают цели урока)
3. БУКВАРЬ с. 94
  • Характеристика новых звуков.
- Рскрашивание звуковичка на доске, в букваре и характеристика. - Произнесите звук, прижав пальчики к горлу. - Сделаем выводы: звуки «д» и «д,» согласные, звонкие, бывают мягкий и твёрдый. Обозначаются буквой д. - Оденьте звуковичка. Дети рисуют человечку шляпку в виде колокольчика, раскрашивают один башмачок в синий цвет, а другой в зеленый.

Рисунок - схему прикрепить над доской.

- На что похожа буква Д? ( На доску прикрепляется рисунок с буквой:

Вот стоит дымок пуская буква Д - труба печная)

  • Чтение слогов (с.94).
− Прочитай слоги, где согласный звук [д'] произносится мягко. − Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо. − Прочитай слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. (3 строка) − Прочитай слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук. (4 строка) - Кто догадался, почему даны слоги с согласными Д и Т в парах для сравнения? (Это парные согласные . Показать на ленте букв)
4. ФИЗМИНУТКА. Игра "Поймай звук". [Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки. Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис.
5. ПРОПИСИ с. 14 Знакомство с буквой д. − Рассмотри картинки. Назовите слова со звуком [д] -мальчики, затем слова со звуком [д']- девочки. Письмо элементов строчной буквы д. − Чем отличается письменная буква от печатной? − Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу). − В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у). − Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)
  • Письмо строчной буквы д на слайде с объяснением учителя. Слайд № 5
  • Прописывание буквы детьми в воздухе по образцу на слайде.
  • Письмо слогов, отработка соединений.
  • Самостоятельная работа в прописи.
6. Физминутка. Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий. Слайд № 6-9 Физиминутка

Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Примечание: скороговорка применяется еще и в качестве речевой разминки перед чтением.

7. Чтение слов, работа с однокоренными словами

- Ребята, давайте поработаем со словами.

Слова из букваря для удобства вынесены на доску. Слайд № 10

Дым

Дымок
Дыра

Дырка

Дар
Дарит
Подарит
Подарок

Ладони
Ладошки
Ладушки
Оладушки

Дом
…ик
…ишко
… овой

Дама дума

душа дышит
- 1 столбик

- Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие, где есть ошибкоопасное место.

( Объяснение непонятных слов: ДУМА -мысль, ДУША - внутреннее чувство, совесть человека)

- Прочитайте слова 2 столбика, на какие 2 группы их можно разделить?(По количеству слогов лишнее ДЫМ и по корню) Выделите корень в словах.

- Какая общая часть в словах 3 столбика? С помощью какой приставки образованы слова «подарит, подарок»?

- Какое слово лишнее в 4 столбике? Выделите корень в однокоренных словах.

Продолжите 5 столбик однокоренными словами.

Примечание: особенности программы (наблюдение за однокоренными словами)

8. БУКВАРЬ с. 94 Работа с текстом

- Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначено рисунками.
- Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим. (чтение текста несколькими учениками)
- Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?
- Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?

9. Итог урока.

- С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте им характеристику.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?

10. Рефлексия

Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке Слайд № 11
… был очень внимателен и активен.
… испытывал затруднения. 11. ПРОПИСИ с.15 1. Списывание слов с письменного образца по заданию. 1 строчка. − Прочитайте слова. Найти слова, которые отличаются одним звуком (дом, дым). − На что обратим внимание при написании этих слов? (соединение с буквой М). − Слово, в котором глухих согласных звуков больше, чем звонких (доска). Что заметили в этом слове? (опасное место). Устно подберите проверочное слово. 2 строчка. − Прочитайте слова. Найди слово, состоящее из одного слога. Докажите. (Дно) − Слово, в котором встречается мягкий согласный звук [д'] и два слога (один). − Как сказать одним словом: замороженные на воздухе дождевые капли (градина). 2. Словообразование. Беседа о лексическом значении слов. − Что значит «настоящий друг»? У кого есть такой друг? А подруга? − Что можете сказать об этих словах: друг и подруга? (Однокоренные). − Найдите эти слова в прописи, выделите корень. Как сказать, одним словом?

  • Место рождения; земля, государство, где родился. (Родина)
  • Поколения, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи. (Род)
  • Исток реки. (Родник)
− Как можно назвать эти слова? По происхождению эти слова однокоренные. Найдите их в прописи. Пропишите. 3. Запись слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко, дымок). − Какое слово лишнее? Выделение корня и суффикса у однокоренных слов. 4. Орфографическое чтение 2 столбика. Наблюдение над произношением и написанием. 5. Списывание предложения с печатного образца. Чтение и анализ предложения. Запись с измененным порядком слов. 12. Физминутка. Зарядка для глаз. Слайд № 12-13 14. БУКВАРЬ с. 95 - Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка? На слайде ключевые слова: Дымок, труба, все-все увидеть, растаял. 1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию. 2. Чтение по предложениям с комментариями. 1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...) 2-е предложение. Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался). 3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту? − Постой, не спеши - стала учить труба. Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома). 4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным). А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.) 5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок? 6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте. − Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко). − Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша. 7-е предложение. И....(предупредить о выразительном чтении - длинная пауза). 8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему? 9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял. − А как текст об этом говорит? Размышляем дальше. − Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок? − Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых. - Чтение по ролям : автор, Дымок , мама.
Дома пофантазируйте: куда мог полететь Дымок и что мог увидеть, если бы не растаял 15. Итог урока. Рефлексия. Самооценка собственной деятельности на уроке. Слайд № 14 − Что интересного было на уроке? - Что нового узнали? - Оцените каждый свою работу на уроке: хорошо работал и много нового узнал - раскрасит букву Д в зелёный цвет. Кто считает, что недостаточно работал и мог бы ещё лучше - раскрасит в жёлтый цвет. Кто считает, что время зря потратил на уроке - раскрасит в красный цвет.



Обучение грамоте - важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают та­кими умениями, навыками и знаниями, кото­рые имеют огромное значение для последующей ус­пешной учебы. Обучение грамоте - это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чте­ния и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Характерная особенность этого периода в том, что он знаменует собой переход ребенка от одного образа жизни к дру­гому, изменение акцентов в его игровой и трудовой деятельно­сти, что в значительной мере определяет сложность воспитатель­ной работы по созданию классного коллектива, по осознанию первоклассниками норм и правил поведения в школе.
Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются не­достатки в речи, не все дети в одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов. Кроме этого, как показывает практика последних лет, большинство первоклассников, начинающих обучение в школе уже умеют читать, а доля нечитающих детей невелика.

Необходима дифференцированная работа педагога по обучению младших школьников грамоте. На помощь учителю приходят современные учебно-методические комплекты, предполагающие возможность уровневой дифференциации в 1 классе. Данный учебный комплект по обучению грамоте авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной содержит речевой материал для работы как с группой обучающихся, умеющих бегло читать, так и с теми детьми, которые только начали осваивать грамоту.

Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету.



© 2010-2022