Конспект урок по литературному чтению на тему Басня ворона и лисица (3 класс) УМК школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
УМК: школа России. 3 класс. Тема: «Ворона и лисица» Цель: Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Задачи: Обучающая: - продолжить знакомство с художественным жанром - басней; добиться понимания содержания басен; показать воздействие содержания басен на чувства, мысли и поведения детей; научить выделять мораль; объяснять смысл морали. Развивающая: - развивать умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение; навык чтения выражения речи с помощью интонации; умения и навыки анализа басен; поиск главного; развивать умения работать со словарными и новыми словами. Воспитывающая: - содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету; воспитывать интерес к предмету; использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств; воспитать умения работать в парах. Оборудование: - выставка книг «Ворона и лисица», наглядность, раздаточный материал, учебник.

Ход урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Орг. мом. Ребята давайте повернемся друг к другу и скажем следующие слова. Повторяйте за мной. - Я умею думать, - Я умею рассуждать, - Что полезно для работы, - То и буду выполнять. - У меня получится, - И у тебя тоже.





- Я умею думать,

- Я умею рассуждать,

- Что полезно для работы,

- То и буду выполнять.

- У меня получится,

- И у тебя тоже.
2.Актуал. опорн. знаний. - Кроссворд «Определи литературный жанр» - Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.
Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения.



1







2









3







4





















5










Вопросы:

  1. «Из того ли то города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец». (Былина).
  1. « Красная сидит девица, а коса на улице» (Загадка).
  2. «Землю красит солнце, а человека - труд». (Пословица).
  3. «Ласточки пропали
А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой» (Стихотворение)
  1. «Дождик, дождик пуще
Дай хлеба гуще! Хлеба - каравай, Весь день - поливай!» (Песня)




Б А С Н Я



З А Г А Д К А




П О С Л О В И Ц А С Т И Х О Т В О Р Е Н И Е









П Е С Н Я






- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. - Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»?

Слово учителя об И.А. Крылове.
- Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова. - Каким он вам представляется по характеру? - Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым. Когда - то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком. - Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже - фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. - Задание: угадайте какой иллюстрации из басни принадлежит строка.
Конспект урок по литературному чтению на тему Басня ворона и лисица (3 класс) УМК школа России

























































-Басня.

- И. А. Крылов.

- Ответы детей. 3.Сообщение новой темы. - Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.
- Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни, с которой мы сегодня познакомимся.
Конспект урок по литературному чтению на тему Басня ворона и лисица (3 класс) УМК школа России
Работа с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.И Даля по понятию «басня».
- Кто из вас знает, что такое басня?
- Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.
























- Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?
- Составим свое определение басни. Задание: вставьте пропущенные по смыслу слова.






- На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? - Еще в басне всегда есть нравоучение или, по - другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки. - Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

















-«Ворона и Лисица».







ответы детей.

Басня (по С.И.Ожегову) - краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными).


Басня - короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

-на сказку, главные герои - животные, которые могут разговаривать. 4.Физ.мин. Физкультминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)





6.Работа по теме урока - А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем, какая история приключилась с Вороной. - Но прежде чем мы приступим к знакомству с басней, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в этой басне. Словарная работа. - Давайте, вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.


Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что - либо. Пленить - очаровать, покорить чем - либо. Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) - нежный, добрый. Царь - птица - главная среди птиц. Вещуньина (голова) - от слова вещунья - предсказательница. - А сейчас внимательно послушайте басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и подумайте, как по-другому можно озаглавить эту басню. Фактические вопросы. - Так как же можно по-другому озаглавить эту басню? - Понравилась вам басня? - Какая же история приключилась с Вороной? - А теперь давайте прочитаем басню (Чтение идет по назначению читающего ученика учителем). - О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем - то? Идейные вопросы. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?


- Опишите внешний вид лисы. Какая она? - Не зря Крылов назвал ее так метко - плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте. - Опишите, какова Ворона по внешнему виду? - Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? - А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.















- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?









- А что говорила о голосе Вороны Лиса?



- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.


- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?







- Удалось ей это? - Какова же главная мысль басни? - Так кого же осуждает Крылов?



Собственное отношение. - Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? - Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

- Какой вывод вы сделаете из этой басни?

Работа над моралью басни.

- Что такое мораль?

Мораль- от лат. Касающийся нравов. Свод правил нравственного поведения человека. - Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).





- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? - Какими хотел видеть Крылов людей?



Вторичный анализ. - Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?

Ворона

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красивая

Лисица

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

Работа с пословицами.

Задание: собери пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:

- Верь своим очам, а не чужим речам.

- На языке - медок, а на сердце - ледок.


- У лести нет чести.

Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни: Смотрит пристально, не отрываясь - Подходит тихо, осторожно - Утратила способность здраво рассуждать - Каркнула очень громко - Исчезла, скрылась - Трудно стало дышать - Нашёл случайно, без особого труда -

Чтение произведения по ролям.

- Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

Взаимооценка детьми.

























- Варианты ответов детей.

- это обман.

- в сказках Лисица - хитрая, умная, а Ворона - глупая.

- ответы детей.

- ответы детей.

-Нет.

- Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какиe перышки! какой носок!

- Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар».

- И, верно, ангельский быть должен голосок!

- «Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло».

- Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр.

- Да.

- И того кто льстит, и того кто принимает лесть.

- Нет, скромный не стал бы ее слушать

- от своей глупости.

- Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам.

- Искренними, честными, скромными.

Ворона:

Неуклюжая

Растяпа

Простофиля

Тщеславная

Глупая

Лиса:

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Льстивая

Умная

- Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.

- Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.

- Лиса льстила, обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть - хитрость и обман.

-глаз не сводит;

- на цыпочках подходит. - вскружилась голова.

- во всё горло;

-была такова

- дыханье спёрло. - бог послал. 6.Итог урока. Д\з

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

Домашнее задание дается по выбору

  • Выразительное чтение басни.

  • Чтение по ролям

  • Инсценировка басни







© 2010-2022