- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: «Текст и предложение как единица речи»
Тема: «Текст и предложение как единица речи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова М.Ю. |
Дата | 11.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Класс: 1 А
Дата: 18.01.12 г.
Учитель: Орлова М.Ю.
Тема: «Текст и предложение как единица речи».
Тип урока: урок закрепления пройденного материала. Вид урока: урок-игра с применением активных, интерактивных методов обучения: работа в группах, с наглядным электронным материалом, использование интерактивных упражнений и заданий на изучение нового материала, вопросов по кругу, выполнение творческих заданий, здоровье сберегающих упражнений.
Цель: расширять знания о тексте предложении, активизировать речемыслительную деятельность, развивать сознательное отношение к слову, развивать память, внимание, умение слушать, воспитывать у детей любовь и интерес к русскому языку, совершенствовать лексические навыки предыдущих уроков, организовать закрепление материала.
Педагогическая цель: показать эффективность использование приёма создания проблемной ситуации, разных видов продуктивных заданий в уроке введения нового знания.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по уровню познавательной активности: проблемный, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный, обобщающий.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
УДД каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Минутка чистописания.
Цель - активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
I этап. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
Минутка чистописания.
Повторение написания заглавной и строчной прописных букв Г,г.
I этап. Организационный момент. Коммуникативные УУД Анализировать способ соединений элементов букв.
Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
II этап. Актуализация знаний.
Цель - повторение видов речи. Подготовительная работа к изучению нового материала.
Работать с информацией, представленной на интерактивной доске и нетбуках.
Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать фронтальную работу,
показать учащимся все виды речи,
включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
II этап. Актуализация знаний.
- Давайте повторим виды речи, изученные на предыдущих уроках.
II этап. Актуализация знаний.
Познавательные УУД
Строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
Задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Участвовать в учебном диалоге.
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
III этап. Изучение нового материала.
Цель - дать представление о тексте и предложении как единицах речи.
Физ. минутка
Участвовать в исследовательской практической работе по изучению признаков текста и предложения.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать практическую исследовательс-кую работу по выделению признаков текста и предложения.
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
III этап. Изучение нового материала.
Работа с заданиями по интерактивной доске.
-
Что называется текстом с текстом;
-
Заголовок текста;
-
Составление предложений из слов;
-
Предложение выражает какую-то мысль;
-
Запись начала и конца предложений;
- Прочитайте записи:
1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.
2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.
- Определите, где написан текст? Докажите это.
- О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
- О чем говорится в записи под цифрой «два»?
- Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
- Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
- Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
- Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.
Вывод: текст состоит из предложений. Предложения связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.
Развитие логико-грамматических конструкций.
- Для того чтобы составлять текст, нужно знать схемы предложений и знаки, которые ставятся в конце предложения.
Упражнения в составлении схем предложения со знаками в конце предложения- ! ? .
бабушка сказка внук читает
- составьте из этих слов 3 предложения и прочитайте с интонацией.
- Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.
- Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
- Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья познаются в беде.
3) Друзья познаются в беде.
- Каким словом можно заменить слово «познаются»?
Проведение видео физминутки.
Выделение предложений из сплошного текста.
- Прочитайте текст.
Проворонила ворона вороненка добры бобры идут в боры
- Получился рассказ?
- Почему?
- Укажите письменно границы предложений. Проставите знаки препинания в тексте.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Как еще можно показать границы предложения?
- Что такое граница?
- С какой буквы начинается предложение?
- Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
- Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
- Докажите, что вы прочитали текст.
- Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
- Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец)
Вывод: текст состоит из предложений. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения можно поставить .!?. Предложения в тексте связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.
III этап. Изучение нового материала.
Личностные УУД
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД
Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД Ученик получает возможность научиться:
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции для своей деятельности.
IV этап. Закрепление изученного.
Цель - научиться исправлять текст и подбирать заголовок.
Работать с информацией.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
IV этап. Закрепление изученного.
-
Исправление деформированного текста, подбор заголовка, списывание.
- Прочитайте предложения.
Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.
- Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
- Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
- Прочитайте предложения в нужной последовательности.
- Докажите, что вы составили текст.
- Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
- Как располагаются предложения в тексте?
- Можно ли в таком виде записать текст?
- Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
- Слово красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.
- В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.
- Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
- Спишите текст.
Мурка.
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.
Запись текста в тетрадях.
IV этап. Закрепление изученного.
Регулятивные УУД
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Выбирать нужный способ проверки.
Познавательные УУД
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД
Участвовать в учебном диалоге.
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:
-
Я запомнил
-
Я смог