Тема: «Текст и предложение как единица речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока



Класс: 1 А

Дата: 18.01.12 г.

Учитель: Орлова М.Ю.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

Тип урока: урок закрепления пройденного материала. Вид урока: урок-игра с применением активных, интерактивных методов обучения: работа в группах, с наглядным электронным материалом, использование интерактивных упражнений и заданий на изучение нового материала, вопросов по кругу, выполнение творческих заданий, здоровье сберегающих упражнений.

Цель: расширять знания о тексте предложении, активизировать речемыслительную деятельность, развивать сознательное отношение к слову, развивать память, внимание, умение слушать, воспитывать у детей любовь и интерес к русскому языку, совершенствовать лексические навыки предыдущих уроков, организовать закрепление материала.

Педагогическая цель: показать эффективность использование приёма создания проблемной ситуации, разных видов продуктивных заданий в уроке введения нового знания.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: проблемный, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный, обобщающий.

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.



Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


УДД каждого этапа


I этап. Организационный момент.

Минутка чистописания.
Цель - активизация учащихся. Тема: «Текст и предложение как единица речи».

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».Тема: «Текст и предложение как единица речи».I этап. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.

Минутка чистописания.

Повторение написания заглавной и строчной прописных букв Г,г.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

I этап. Организационный момент. Коммуникативные УУД Анализировать способ соединений элементов букв.

Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

II этап. Актуализация знаний.

Цель - повторение видов речи. Подготовительная работа к изучению нового материала.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

Работать с информацией, представленной на интерактивной доске и нетбуках.

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу,

показать учащимся все виды речи,

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


II этап. Актуализация знаний.

- Давайте повторим виды речи, изученные на предыдущих уроках.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

II этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД

Строить речевое высказывание в устной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные

Задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Участвовать в учебном диалоге.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

III этап. Изучение нового материала.

Цель - дать представление о тексте и предложении как единицах речи.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».









Физ. минутка

Участвовать в исследовательской практической работе по изучению признаков текста и предложения.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую исследовательс-кую работу по выделению признаков текста и предложения.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

III этап. Изучение нового материала.

Работа с заданиями по интерактивной доске.

  • Что называется текстом с текстом;

  • Заголовок текста;

  • Составление предложений из слов;

  • Предложение выражает какую-то мысль;

  • Запись начала и конца предложений;

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

- Прочитайте записи:

1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

- Определите, где написан текст? Докажите это.
- О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
- О чем говорится в записи под цифрой «два»?
- Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
- Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
- Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
- Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.

Вывод: текст состоит из предложений. Предложения связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.

Развитие логико-грамматических конструкций.
- Для того чтобы составлять текст, нужно знать схемы предложений и знаки, которые ставятся в конце предложения.

Упражнения в составлении схем предложения со знаками в конце предложения- ! ? .

бабушка сказка внук читает

- составьте из этих слов 3 предложения и прочитайте с интонацией.

- Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.
- Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
- Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья познаются в беде.
3) Друзья познаются в беде.
- Каким словом можно заменить слово «познаются»?

Проведение видео физминутки.

Выделение предложений из сплошного текста.

- Прочитайте текст.


Проворонила ворона вороненка добры бобры идут в боры


- Получился рассказ?
- Почему?

- Укажите письменно границы предложений. Проставите знаки препинания в тексте.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Как еще можно показать границы предложения?
- Что такое граница?
- С какой буквы начинается предложение?
- Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
- Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
- Докажите, что вы прочитали текст.
- Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
- Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец)

Вывод: текст состоит из предложений. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения можно поставить .!?. Предложения в тексте связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.

III этап. Изучение нового материала.

Личностные УУД

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД Ученик получает возможность научиться:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции для своей деятельности.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель - научиться исправлять текст и подбирать заголовок.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

Работать с информацией.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

  • Исправление деформированного текста, подбор заголовка, списывание.

- Прочитайте предложения.

Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.

- Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
- Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
- Прочитайте предложения в нужной последовательности.
- Докажите, что вы составили текст.
- Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
- Как располагаются предложения в тексте?
- Можно ли в таком виде записать текст?
- Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
- Слово красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.
- В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.

- Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
- Спишите текст.

Мурка.
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

Запись текста в тетрадях.

Тема: «Текст и предложение как единица речи».

IV этап. Закрепление изученного.

Регулятивные УУД

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Выбирать нужный способ проверки.

Познавательные УУД

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД

Участвовать в учебном диалоге.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

  • Я запомнил

  • Я смог



© 2010-2022