Рабочая программа Чтение с увлечением для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Владимира Прокофьевича Беляева

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим

объединением

Протокол №1 от 29 августа 2013 г.

С.Пичаево

2013 г.



Утверждена приказом №67-А МБОУ

Пичаевской СОШ им. В.П. Беляева

от 2 сентября 2013 г.




Рабочая программа

учебного предмета «Чтение с увлечением»

для 2 класса

на 2013-2014 учебный год



С.Пичаево

2013 г.


















Пояснительная записка


Программа предмета «Чтение с увлечением» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений «Ознакомление с художественной литературой». Эта программа адаптирована для детей 2 класса. Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимость чтения в нашем обществе, укреплять сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности. Основными задачами для курса являются:

  1. Формировать у детей интерес к книге;
  2. Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
  3. Учить отвечать на вопросы по содержанию;
  4. Учить пересказу;
  5. Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
  6. Учить читателя становиться исследователем, конкретизирую в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».
Предмет необходим по ряду причин:
  1. Количество базисных часов уменьшилось.
  2. Перенасыщенность информации через телевидение и интернет ослабило интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности. Для развития речи ( словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение в слух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы- фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность. В программу курса включены произведения Тамбовских прозаиков и поэтов, членов союзов писателей России, с целью- помочь детям узнать писателей родного края, начать знакомство с их произведениями, вызвать интерес к дальнейшему изучению творчества талантливых земляков. Данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчета одно занятие в неделю.
Универсальные учебные действия. 2- й класс. Личностными результатами предмета являются следующие умения:
  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей ;
  • Оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника ( диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития- эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий ( УУД) . Регулятивные УД:
  • Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях ;
  • Учиться высказывать свое предложение (версию)на основе работы с иллюстрацией учебника ;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития- формирование функциональной грамотности ( первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);
  • Слушать и понимать речь других;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли ( лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парках и малых группах. Предметными результатами является сформированность следующих умений:
  • Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • Понимать смысл заглавия произведения, выбирать наиболее подходящее заглавие из данных, самостоятельно озаглавливать текст ;
  • Делить текст на части, озаглавливать части;
  • Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • Подробно и выборочно пересказывать текст;
  • Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • Размышлять о характере и поступках героя;
  • Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную(авторскую) сказку;
  • Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • Относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • Соотносить автора, название героев прочитанных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате освоения курса «Чтение с увлечением» во 2 классе у учащихся формируются читательские навыки и умения, осмысленность чтения. В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик должен уметь: - выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно и осознавать потребность в выяснении их смысла; - отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; - выделять опорные слова; - уметь прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - определять характер книги по обложке, заглавию, рисункам. В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик должен уметь: - повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; - соблюдать паузы ; - передавать эмоциональный тон персонажа, произведения; - выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; -пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста. При работе с текстом и книгой второклассники научатся: - выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора; - определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.; - выявлять авторское отношение к персонажам; - определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам; - выделять эпизод из текста; - пересказывать текст; - заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать; - правильно называть книгу (автор, заглавие); - составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста; - ориентироваться в книге; - работать с содержанием (оглавлением); -ориентироваться в группе книг(5-6 книг). В ходе изучения курса «Чтение с увлечением» обучающиеся должны: - расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений; - осознать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора); - воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи; - получить элементарные понятия о рифме. Выполняя задания творческого характера на уроках курса, обучающиеся должны уметь - говорить с разной интонацией; - читать по ролям; - составлять словесное описание. Формы организации учебного процесса Изучение курса «Чтение с увлечением» предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: уроки - конкурсы, уроки - творческие отчеты, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки - викторины и др. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, парах, в проектной группе и фронтальной. Программа предусматривает многоуровневую систему контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий контроль.






Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение с увлечением»



Наиме-

нова-

ние

раздела





Тема урока

Коли-

чест-

во

часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Форма и вид дея-

тельнос-

ти.





УУД

Дата

про-

веде-ния

____

План.

Факт.

1

1 четв.

«1 сентября - первый день календаря». Короткие стихи и рассказы о школе.

1

Выбор и чтение стихов и рассказов на заданную тему

Уметь выбирать произведение на заданную тему.

Конкурс на лучшего чтеца.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

2

Тамбовские писатели - детям. А.М. Акулинин «Одно имя на двоих», «Катькин урок».

1

Чтение и анализ рассказов.

Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.

Беседа по вопросам.

Работать с художественными текстами, искать информацию.

3

Веселые стихи Б. Заходера.

1

Выбор и чтение стихов автора. Определение формы выступления и подготовка к нему.

Уметь читать выразительно, определять тему и главную мысль, высказывать свое мнение.

Конкурс на лучшего чтеца.

Обосновывать высказанное суждение.

4

Тамбовские писатели. А.М. Акулинин «Кукольный класс», «Как боролись с двойкой».

1

Чтение и анализ рассказов.

Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.

Беседа по вопросам.

Работать с художественными текстами, искать информацию.

5

Е.И. Чарушин «Рассказы о животных»

1

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки

Уметь читать и анализировать прочитанное.

Свободные высказы-

вания.

Искать необходимую информацию, работать с художественными текстами.

6

Тамбовские писатели. А. М. Акулинин «Анисовые яблоки», «Свои загадки».

1

Чтение и анализ рассказов.

Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.

Беседа по вопросам.

Работать с художественными текстами.

7

Е.А. Пермяк и его книги.

1

Чтение рассказов Е. Пермяка по выбору.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

Свободные высказыва-

ния.

Работать с художественными текстами.

8

Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова. Стихи.

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему, уметь читать по строфам.

Конкурс-

ное чтение.

Обосновывать высказанное суждение.

9

2 четв.

Моя Родина.

1

Отбор и чтение стихов о Родине.

Уметь выбирать произведения по данной теме.

Конкурс на лучше-

го чтеца.

Обосновывать высказанное суждение.

10

Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова. Стихи.

1

Выразительное чтение с использованием интонаций.

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему.

Конкурс-

ное чтение.

Обосновывать высказанное суждение.

11

А.Л. Барто «Кого считать красивым». Стихи.

1

Чтение стихов. Восприятие и переживание эмоционально- нравственных переживаний героев.

Уметь выразительно читать стихотворение, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, уметь делать выводы.

Урок - игра.

Обосновывать высказанное суждение.

12

Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова «Новогодняя сказка».

1

Выразительное чтение с использованием интонаций.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Конкурс.

Работать с информацией. Понимать значимость и важность ее в формировании личности читателя

13

В.В. Чаплина. Из жизни зоопарка.

1

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь анализировать прочитанное.

Выставка

книг.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

14

Тамбовские писатели. Г.А. Попов. Стихи.

1

Выразительное чтение стихов.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Конкурс.

Обосновывать высказанное суждение.

15

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Сказка - несказка.

1

Чтение и пересказ прочитанного.

Уметь отвечать на вопросы к тексту, презентовать любимую сказку.

Защита своего мнения.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

16

3 четв.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

Пересказ прочитанного.

Уметь отвечать на вопросы к тексту.

Защита своего мнения.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

17

Тамбовские писатели. Г.А. Попов. Загадки.

1

Выразительное чтение загадок, сочинение своих загадок.

Уметь фантазировать и творчески мыслить.

Проба пера.

Обосновывать высказанное суждение.

18

Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Считалочки».

1

Чтение считалок, вспомнить свои считалки.

Уметь отличать жанры лирики, загадок и считалок.

Урок- игра.

Обосновывать высказанное суждение.

19

Г.Х. Андерсен. Сказки и истории.

1

Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.

Малая конферен-

ция.

Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией.

20

Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Как звери спали зимой». Сказка.

1

Чтение и анализ сказки.

Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.

Беседа по вопросам.

Работать с информацией.

21

Н.Н. Носов. Рассказы.

1

Выделять при чтении героев и рассказывать о них. Рассказ от лица героя.

Уметь инсценировать прочитанное.

Инсцени- рование.

Формировать потребность в общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

22

Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Подружились». Сказка

1

Чтение и анализ сказки.

Уметь комментировать прочитанное.

Конкурс рисунков.

Формировать потребность в общении.

23

Н.К. Чуковский «Морской охотник».

1

Упражнение в технике чтения

Уметь анализировать прочитанное

Малая конферен-

ция.

Определять роль художественного произведения в формировании взглядов.

24

Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Премудрый пескарь».

1

Чтение и анализ сказки.

Уметь комментировать прочитанное.

Беседа по вопросам.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

25

С.В. Михалков. Стихи, сказки, басни.

1

Выразительное чтение.

Уметь анализировать стихотворение.

Выставка книг.

Обосновывать высказанное суждение.

26

Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Сто лет для дедушки».

1

Чтение и анализ рассказа.

Уметь читать и анализировать прочитанное.

Свободные высказыва-

ния.

Работать с художественными текстами.

27

4 четв.

Из рассказов дрессировщиков Дуровых.

1

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, фантазировать.

Беседа по вопросам.

Работать с художественными текстами.

28

Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Друг подвел». Рассказ.

1

Чтение и анализ рассказа, чтение по ролям.

Уметь инсценировать прочитанное.

Инсцени-

рование.

Работать с художественными текстами.

29

«Необычный календарь»: из «Лесной газеты» В.В. Бианки.

1

Чтение. Изготовление книжки - самоделки.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Книжка-самоделка.

Работать с художественными текстами.

30

Тамбовские писатели. Г. А. Попов «Скачки». Рассказ.

1

Чтение и анализ рассказа, чтение по ролям.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

Инсцени-

рование.

Работать с художественными текстами.

31

Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»: Повесть о Ю. Гагарине.

1

Чтение о первом космонавте.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы.

Составле-

ние презента-

ции.

Работать с художественными текстами.

32

Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Кем быть?» Рассказ.

1

Чтение и анализ рассказа.

Уметь читать и анализировать прочитанное, определять тему и главную мысль рассказа.

Свободные высказыва-

ния.

Работать с художественными текстами.

33

Б. Житков «Про умельцев».

1

Формулировка личной оценки.

Уметь вести беседу

Высказы-вания.

Работать с худ. текстами.

34

К. Паустовский «Рассказы и сказки»

1

Чтение Рассказов и сказок.

Уметь вести беседу о прочитанном.

Беседа по вопросам.

Работать с худ. текстами.

Материально- техническое обеспечение.

Библиотечный фонд: стихи, рассказы, сказки разных писателей, соответствующие темам курса.

Портреты детских писателей и поэтов.

Технические средства обучения: магнитная доска, телевизор, П К, мультимедийный проектор.

© 2010-2022