- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Чтение с увлечением для 2 класса
Рабочая программа Чтение с увлечением для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котикова Т.А. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Владимира Прокофьевича Беляева
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению методическим
объединением
Протокол №1 от 29 августа 2013 г.
С.Пичаево
2013 г.
Утверждена приказом №67-А МБОУ
Пичаевской СОШ им. В.П. Беляева
от 2 сентября 2013 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Чтение с увлечением»
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
С.Пичаево
2013 г.
Пояснительная записка
Программа предмета «Чтение с увлечением» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений «Ознакомление с художественной литературой». Эта программа адаптирована для детей 2 класса. Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимость чтения в нашем обществе, укреплять сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности. Основными задачами для курса являются:
- Формировать у детей интерес к книге;
- Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
- Учить отвечать на вопросы по содержанию;
- Учить пересказу;
- Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
- Учить читателя становиться исследователем, конкретизирую в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».
- Количество базисных часов уменьшилось.
- Перенасыщенность информации через телевидение и интернет ослабило интерес детей к книге.
Универсальные учебные действия. 2- й класс. Личностными результатами предмета являются следующие умения:
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей ;
- Оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на занятиях ;
- Учиться высказывать свое предложение (версию)на основе работы с иллюстрацией учебника ;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли ( лидера исполнителя).
- Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- Понимать смысл заглавия произведения, выбирать наиболее подходящее заглавие из данных, самостоятельно озаглавливать текст ;
- Делить текст на части, озаглавливать части;
- Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- Подробно и выборочно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- Размышлять о характере и поступках героя;
- Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную(авторскую) сказку;
- Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- Относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- Соотносить автора, название героев прочитанных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса «Чтение с увлечением» во 2 классе у учащихся формируются читательские навыки и умения, осмысленность чтения. В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик должен уметь: - выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно и осознавать потребность в выяснении их смысла; - отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; - выделять опорные слова; - уметь прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - определять характер книги по обложке, заглавию, рисункам. В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик должен уметь: - повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; - соблюдать паузы ; - передавать эмоциональный тон персонажа, произведения; - выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; -пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста. При работе с текстом и книгой второклассники научатся: - выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора; - определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.; - выявлять авторское отношение к персонажам; - определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам; - выделять эпизод из текста; - пересказывать текст; - заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать; - правильно называть книгу (автор, заглавие); - составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста; - ориентироваться в книге; - работать с содержанием (оглавлением); -ориентироваться в группе книг(5-6 книг). В ходе изучения курса «Чтение с увлечением» обучающиеся должны: - расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений; - осознать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора); - воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи; - получить элементарные понятия о рифме. Выполняя задания творческого характера на уроках курса, обучающиеся должны уметь - говорить с разной интонацией; - читать по ролям; - составлять словесное описание. Формы организации учебного процесса Изучение курса «Чтение с увлечением» предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: уроки - конкурсы, уроки - творческие отчеты, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки - викторины и др. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, парах, в проектной группе и фронтальной. Программа предусматривает многоуровневую систему контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий контроль.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение с увлечением»
№
Наиме-
нова-
ние
раздела
Тема урока
Коли-
чест-
во
часов
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Форма и вид дея-
тельнос-
ти.
УУД
Дата
про-
веде-ния
____
План.
Факт.
1
1 четв.
«1 сентября - первый день календаря». Короткие стихи и рассказы о школе.
1
Выбор и чтение стихов и рассказов на заданную тему
Уметь выбирать произведение на заданную тему.
Конкурс на лучшего чтеца.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
2
Тамбовские писатели - детям. А.М. Акулинин «Одно имя на двоих», «Катькин урок».
1
Чтение и анализ рассказов.
Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.
Беседа по вопросам.
Работать с художественными текстами, искать информацию.
3
Веселые стихи Б. Заходера.
1
Выбор и чтение стихов автора. Определение формы выступления и подготовка к нему.
Уметь читать выразительно, определять тему и главную мысль, высказывать свое мнение.
Конкурс на лучшего чтеца.
Обосновывать высказанное суждение.
4
Тамбовские писатели. А.М. Акулинин «Кукольный класс», «Как боролись с двойкой».
1
Чтение и анализ рассказов.
Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.
Беседа по вопросам.
Работать с художественными текстами, искать информацию.
5
Е.И. Чарушин «Рассказы о животных»
1
Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки
Уметь читать и анализировать прочитанное.
Свободные высказы-
вания.
Искать необходимую информацию, работать с художественными текстами.
6
Тамбовские писатели. А. М. Акулинин «Анисовые яблоки», «Свои загадки».
1
Чтение и анализ рассказов.
Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.
Беседа по вопросам.
Работать с художественными текстами.
7
Е.А. Пермяк и его книги.
1
Чтение рассказов Е. Пермяка по выбору.
Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
Свободные высказыва-
ния.
Работать с художественными текстами.
8
Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова. Стихи.
1
Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.
Уметь анализировать стихотворение, находить его тему, уметь читать по строфам.
Конкурс-
ное чтение.
Обосновывать высказанное суждение.
9
2 четв.
Моя Родина.
1
Отбор и чтение стихов о Родине.
Уметь выбирать произведения по данной теме.
Конкурс на лучше-
го чтеца.
Обосновывать высказанное суждение.
10
Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова. Стихи.
1
Выразительное чтение с использованием интонаций.
Уметь анализировать стихотворение, находить его тему.
Конкурс-
ное чтение.
Обосновывать высказанное суждение.
11
А.Л. Барто «Кого считать красивым». Стихи.
1
Чтение стихов. Восприятие и переживание эмоционально- нравственных переживаний героев.
Уметь выразительно читать стихотворение, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, уметь делать выводы.
Урок - игра.
Обосновывать высказанное суждение.
12
Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова «Новогодняя сказка».
1
Выразительное чтение с использованием интонаций.
Уметь выразительно читать стихотворение.
Конкурс.
Работать с информацией. Понимать значимость и важность ее в формировании личности читателя
13
В.В. Чаплина. Из жизни зоопарка.
1
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного
Уметь анализировать прочитанное.
Выставка
книг.
Описывать события и явления с применением дополнительных источников.
14
Тамбовские писатели. Г.А. Попов. Стихи.
1
Выразительное чтение стихов.
Уметь выразительно читать стихотворение.
Конкурс.
Обосновывать высказанное суждение.
15
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Сказка - несказка.
1
Чтение и пересказ прочитанного.
Уметь отвечать на вопросы к тексту, презентовать любимую сказку.
Защита своего мнения.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
16
3 четв.
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
1
Пересказ прочитанного.
Уметь отвечать на вопросы к тексту.
Защита своего мнения.
Наблюдать объекты и явления окружающего мира.
17
Тамбовские писатели. Г.А. Попов. Загадки.
1
Выразительное чтение загадок, сочинение своих загадок.
Уметь фантазировать и творчески мыслить.
Проба пера.
Обосновывать высказанное суждение.
18
Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Считалочки».
1
Чтение считалок, вспомнить свои считалки.
Уметь отличать жанры лирики, загадок и считалок.
Урок- игра.
Обосновывать высказанное суждение.
19
Г.Х. Андерсен. Сказки и истории.
1
Чтение и анализ сказок. Живые картины.
Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.
Малая конферен-
ция.
Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией.
20
Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Как звери спали зимой». Сказка.
1
Чтение и анализ сказки.
Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы.
Беседа по вопросам.
Работать с информацией.
21
Н.Н. Носов. Рассказы.
1
Выделять при чтении героев и рассказывать о них. Рассказ от лица героя.
Уметь инсценировать прочитанное.
Инсцени- рование.
Формировать потребность в общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.
22
Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Подружились». Сказка
1
Чтение и анализ сказки.
Уметь комментировать прочитанное.
Конкурс рисунков.
Формировать потребность в общении.
23
Н.К. Чуковский «Морской охотник».
1
Упражнение в технике чтения
Уметь анализировать прочитанное
Малая конферен-
ция.
Определять роль художественного произведения в формировании взглядов.
24
Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Премудрый пескарь».
1
Чтение и анализ сказки.
Уметь комментировать прочитанное.
Беседа по вопросам.
Описывать события и явления с применением дополнительных источников.
25
С.В. Михалков. Стихи, сказки, басни.
1
Выразительное чтение.
Уметь анализировать стихотворение.
Выставка книг.
Обосновывать высказанное суждение.
26
Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Сто лет для дедушки».
1
Чтение и анализ рассказа.
Уметь читать и анализировать прочитанное.
Свободные высказыва-
ния.
Работать с художественными текстами.
27
4 четв.
Из рассказов дрессировщиков Дуровых.
1
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.
Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, фантазировать.
Беседа по вопросам.
Работать с художественными текстами.
28
Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Друг подвел». Рассказ.
1
Чтение и анализ рассказа, чтение по ролям.
Уметь инсценировать прочитанное.
Инсцени-
рование.
Работать с художественными текстами.
29
«Необычный календарь»: из «Лесной газеты» В.В. Бианки.
1
Чтение. Изготовление книжки - самоделки.
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному
Книжка-самоделка.
Работать с художественными текстами.
30
Тамбовские писатели. Г. А. Попов «Скачки». Рассказ.
1
Чтение и анализ рассказа, чтение по ролям.
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
Инсцени-
рование.
Работать с художественными текстами.
31
Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»: Повесть о Ю. Гагарине.
1
Чтение о первом космонавте.
Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы.
Составле-
ние презента-
ции.
Работать с художественными текстами.
32
Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Кем быть?» Рассказ.
1
Чтение и анализ рассказа.
Уметь читать и анализировать прочитанное, определять тему и главную мысль рассказа.
Свободные высказыва-
ния.
Работать с художественными текстами.
33
Б. Житков «Про умельцев».
1
Формулировка личной оценки.
Уметь вести беседу
Высказы-вания.
Работать с худ. текстами.
34
К. Паустовский «Рассказы и сказки»
1
Чтение Рассказов и сказок.
Уметь вести беседу о прочитанном.
Беседа по вопросам.
Работать с худ. текстами.
Материально- техническое обеспечение.
Библиотечный фонд: стихи, рассказы, сказки разных писателей, соответствующие темам курса.
Портреты детских писателей и поэтов.
Технические средства обучения: магнитная доска, телевизор, П К, мультимедийный проектор.