Конспект урока. Кто такие рыбы?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Класс: 1

  • УМК: Школа России

  • Учебный предмет: Окружающий мир

  • Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы. Часть1.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас - определитель для учащихся начальных классов

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Мир вокруг

нас.

  • Тема урока: Кто такие рыбы?

  • Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей, закрепить знания детей о насекомых.

Развивающие: развивать познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

  • Тип урока: Изучение нового материала.

  • Оборудование урока: модели для изображения чешуи ( по одной на парте ), зелёные и синие кружки (у детей ), цветные карандаши.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

ІІ. Актуализация знаний.

1. Повторение ( отгадывание кроссворда на тему «Насекомые» )

- А вот и наши друзья Муравьишка и Черепаха

- Муравьишка просит вас назвать его друзей. А для этого нужно отгадать кроссворд.

1. В воде родится,

А воды боится. ( стрекоза )

2. Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. ( осы )

3. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел. ( бабочка )

4. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (муравьи )

с

т

р

е

к

о

з

а

ы

с

о1

2

б

к

о

б

ч

а

а

3

ь

р

а

у

м

и

в

4

- Как назвать их одним словом?

- Правильно, это насекомые.

- Кто такие насекомые?

- Какое слово в кроссворде выделено другим цветом?

- Муравьишка живёт в лесу и не знает, кто такие рыбы. Объясните ему.

- Где живут? Чем дышат? Как плавают? Чем покрыто их тело?

2. Постановка учебной проблемы.

- При ответах на вопросы, у вас возникли затруднения.

- Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.

- Нам надо понять: кто же такие рыбы?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

Какая будет тема урока? А цель?

ІV. Изучение нового материала.

1. Знакомство со строением рыбы.

- А теперь познакомимся со строением рыбы.

- Давайте вместе «подпишем» её части.

- Чем покрыто тело рыбы?

- Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?

- А сейчас дорисуйте чешуйки самостоятельно на модели ( Дети работают в парах.)

- Пока вы рисовали чешуйки, Мудрая Черепаха надела новый костюм.

- Чей костюм у Черепахи? ( Дети рассматривают рисунок на стр. 22 вверху в книге ).

- Как вы догадались? ( По хвосту, плавнику и чешуе ).

2. Чтение сообщения в учебнике на стр.22.

Вывод: - По какому признаку мы узнаём рыб? ( по строению )

V. Физкультминутка.

Рыбки плавали, плескались

В тёплой чистенькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

VI. Знакомство с разнообразием рыб.

1. Беседа

- Как вы думаете, где могут жить рыбы? ( В реке, озере и море )

- Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? ( Речными )

- А в море? ( Морскими )

2. Игра «Найди дом для рыбки»

Дети должны догадаться, о какой рыбе идёт речь, и положить кружок

( построить дом ) около соответствующей рыбы. Если рыба речная - зелёный кружок, если морская - синий. Учитель читает загадки. Он в самом омуте живёт, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. ( сом ) - Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. ( щука ) - Щука - одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко, плыву легко.

Зубастая, большая,

Я рыба морская. ( акула )

- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.

На дне один

Лежит плоский блин. ( камбала )

- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками.

Драчун и забияка

Живёт в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. ( ёрш )

- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок,

Ярко-красный плавничок. ( окунь )

Вывод: - По какому ещё признаку определяем, что это рыба? ( по месту обитания ).

VIII. Работа в тетради.

- Узнайте рыб по силуэтам.

- Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.

- Я предлагаю послушать вам сказку. В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Они заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.

- Ребята, как вы думаете, почему?

- Кто виноват в бедах морских жителей?

- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах?

IX. Определение рыб с помощью атласа - определителя ( стр. 164 - 167 ).

- Расскажите, какие ещё бывают рыбы?

X. Итог урока

- Давайте расскажем Муравьишке, как отличить рыб от других животных?

- А Мудрая Черепаха хочет знать, что нового и интересного вы узнали?

Рефлексия.

Если на уроке вам было легко работать, и всё понятно -поднимите зелёный кружок, если остались вопросы -желтый, если многое не понятно-красный.

- Молодцы! Спасибо вам за урок!


© 2010-2022