Урок грамоты на тему Звуки [м], [м´] и буквы М м. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грамота 1 класс

Тема: Звуки [м], [м´] и буквы М м.

Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и буквами;

Задачи: формировать умения выделять звуки из слов, обозначать их буквами;

развивать речь, память, мышление, фонематический слух, навыки слогового чтения;

воспитывать интерес к чтению

Тип урока: Комбинированный.

УМО: «Букварь», ручка, пропись, касса букв и звуков, наборное полотно.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Психогимнастика:

  • Какое выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся?

  • Что вы делаете, когда вас ругают? (Плачем, убегаем, прячемся, смеемся, защищаемся, молчим, боимся пошевелиться).


  1. Постановка цели урока перед учащимися.

Выставляется картинка «Дом».

  • Что это? (Дом)

  • Какой последний звук вы слышали в этом слове? (Звук м).

Выставляется картинка «Семья».

  • В доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова? (Звук [м´])

  • Сегодня будем изучать звуки [м], [м´].


  1. Повторение ранее изученного материала.

    1. Что мы знаем о звуках? О буквах? (Звуки мы произносим и слышим;

буквы мы видим и слышим)

  • Какие бывают звуки?

  • Что мы знаем о гласных? О согласных?


  1. Организация восприятия и осмысления новой информации, освоение исходных знаний.

    1. Выделение звуков [м], [м´] из слов мак, мир.

  • Назовите цветок, нарисованный на картнке? (Мак - цветок с крупными красными цветками. Растет в саду и поле)

  • Произнесите слова мак так, чтобы ясно слышался первый звук. Произнесите этот звук. Обозначьте синим квадратом согласный звук [м].

  • Произнесите слово мак так, чтобы звук [а] слышался дольше других. Обозначьте квадратом гласный звук [а].

  • Скажите слово мак так, чтобы ясно слышался последний звук. Произнесите последний звук слова мак. Обозначьте синим квадратом согласный звук [к].

  • Последовательно называйте звуки в слове мак и показывайте их место в схеме звукового состава слова. Замените квадрат, обозначающий гласный звук [а], буквой а.

    1. Характеристика звуков [м], [м´] по артикуляционным и акустическим

признакам.

  • Произнесите звук [м].

  • Чем произносим звуки [м], [м´]? (Губами). Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [м´], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [м].

  • Обратите внимание: при произнесении звуков [м], [м´] губы сомкнуты. Они образуют преграду для выдыхаемого воздуха. Звуки [м], [м´] - согласные звуки.

  • Аналогично - анализ слова мир.

  • Мир - вся земля; мир дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры, отсутствие войны.

  • Анализ слов.

  • Выделение звуков, их сравнение.

    1. Развитие фонематического восприятия.

  • Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Поднимите синий квадратик, если услышите в слове звук [м], и зеленый - если в слове есть звук [м´]: мёд, гром, молоко, шляпа, медленно, малина, спит, мяч.

  • Где в слове стоит новый звук?

    1. Знакомство с буквами М, м.

  • Звуки [м], [м´] обозначаются одинаково, т.е. одной и той же буквой.

Дети, гляньте! Две горы

Словно две родных сестры!

Обращается внимание детей на прямоугольник, где на голубом фоне

напечатаны буквы М, м. Название буквы - эм. Она служит для обозначения твердого согласного звука [м] и мягкого согласного звука [м´]. Эта буква для звуков [м], [м´].

    1. Обучение чтению слогов-слияний.

  • Будем учиться читать слоги с буквой м.

  • В слоге с гласной буквой и - произносится мягкий согласный [м´].

  • В слогах с буквами а, о, ы, у - произносится твердый согласный [м].

  • Читайте слоги-слияния, в которых согласный звук твердый.

  • Читайте слог-слияние, где согласный звук мягкий (ни).

  • Как вы узнали, что в этом слоге согласный звук мягкий? (По гласной букве и)


    1. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять -

Первый «А» стал отдыхать.

Руки в стороны,

На пояс,

На затылок,

И вперед.

Тихо сели,

Дружно встали.

Нас никто не подведет.

А теперь все зашагали,

Тихо сели

И работать захотели.


  1. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений к ее применению по ее образцу.

    1. Работа в прописи

  • Графический анализ строчной буквы м. Устанавливается , что элементами

строчной буквы м являются


  • Письмо буквы м учащимися.

  • Упражнение в письме слогов-слияний. Каждый слог громко произносится одним из учеников и затем комментируется: «Слог ма - это слияние твердого согласного звука [м] и гласного [а], пишем ма». Остальные ученики в это время записывают данный слог.

  • Написание слога ми: «В слоге ми мягкий согласный звук [м´] и гласный [и]; на письме звук [и] и мягкость предшествующего согласного обозначается буквой и, звук [м´] обозначается буквой м. Следовательно, надо написать две буквы - ми». Ученики записывают слоги.


  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

  • Узнали, что звуки [м], [м´] обозначаются одинаковой буквой.

  • Учились читать слоги с буквой для звуков [м], [м´].

  • Узнали, что гласная буква и обозначает не только гласный звук [и], но и мягкость предшествующего согласного звука. А буквами а, о, ы, у обозначается твердость предшествующего согласного звука в слиянии.


  1. Подведение итогов.

  • Что понравилось?


© 2010-2022