- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок грамоты на тему Звуки [м], [м´] и буквы М м. (1 класс)
Урок грамоты на тему Звуки [м], [м´] и буквы М м. (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куликова В.В. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Грамота 1 класс
Тема: Звуки [м], [м´] и буквы М м.
Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и буквами;
Задачи: формировать умения выделять звуки из слов, обозначать их буквами;
развивать речь, память, мышление, фонематический слух, навыки слогового чтения;
воспитывать интерес к чтению
Тип урока: Комбинированный.
УМО: «Букварь», ручка, пропись, касса букв и звуков, наборное полотно.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка готовности к уроку.
-
Психогимнастика:
-
Какое выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся?
-
Что вы делаете, когда вас ругают? (Плачем, убегаем, прячемся, смеемся, защищаемся, молчим, боимся пошевелиться).
-
Постановка цели урока перед учащимися.
Выставляется картинка «Дом».
-
Что это? (Дом)
-
Какой последний звук вы слышали в этом слове? (Звук м).
Выставляется картинка «Семья».
-
В доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова? (Звук [м´])
-
Сегодня будем изучать звуки [м], [м´].
-
Повторение ранее изученного материала.
-
Что мы знаем о звуках? О буквах? (Звуки мы произносим и слышим;
-
буквы мы видим и слышим)
-
Какие бывают звуки?
-
Что мы знаем о гласных? О согласных?
-
Организация восприятия и осмысления новой информации, освоение исходных знаний.
-
Выделение звуков [м], [м´] из слов мак, мир.
-
-
Назовите цветок, нарисованный на картнке? (Мак - цветок с крупными красными цветками. Растет в саду и поле)
-
Произнесите слова мак так, чтобы ясно слышался первый звук. Произнесите этот звук. Обозначьте синим квадратом согласный звук [м].
-
Произнесите слово мак так, чтобы звук [а] слышался дольше других. Обозначьте квадратом гласный звук [а].
-
Скажите слово мак так, чтобы ясно слышался последний звук. Произнесите последний звук слова мак. Обозначьте синим квадратом согласный звук [к].
-
Последовательно называйте звуки в слове мак и показывайте их место в схеме звукового состава слова. Замените квадрат, обозначающий гласный звук [а], буквой а.
-
Характеристика звуков [м], [м´] по артикуляционным и акустическим
-
признакам.
-
Произнесите звук [м].
-
Чем произносим звуки [м], [м´]? (Губами). Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [м´], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [м].
-
Обратите внимание: при произнесении звуков [м], [м´] губы сомкнуты. Они образуют преграду для выдыхаемого воздуха. Звуки [м], [м´] - согласные звуки.
-
Аналогично - анализ слова мир.
-
Мир - вся земля; мир дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры, отсутствие войны.
-
Анализ слов.
-
Выделение звуков, их сравнение.
-
-
Развитие фонематического восприятия.
-
-
Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Поднимите синий квадратик, если услышите в слове звук [м], и зеленый - если в слове есть звук [м´]: мёд, гром, молоко, шляпа, медленно, малина, спит, мяч.
-
Где в слове стоит новый звук?
-
-
Знакомство с буквами М, м.
-
-
Звуки [м], [м´] обозначаются одинаково, т.е. одной и той же буквой.
Дети, гляньте! Две горы
Словно две родных сестры!
Обращается внимание детей на прямоугольник, где на голубом фоне
напечатаны буквы М, м. Название буквы - эм. Она служит для обозначения твердого согласного звука [м] и мягкого согласного звука [м´]. Эта буква для звуков [м], [м´].
-
-
Обучение чтению слогов-слияний.
-
-
Будем учиться читать слоги с буквой м.
-
В слоге с гласной буквой и - произносится мягкий согласный [м´].
-
В слогах с буквами а, о, ы, у - произносится твердый согласный [м].
-
Читайте слоги-слияния, в которых согласный звук твердый.
-
Читайте слог-слияние, где согласный звук мягкий (ни).
-
Как вы узнали, что в этом слоге согласный звук мягкий? (По гласной букве и)
-
-
Физкультминутка.
-
-
Раз, два, три, четыре, пять -
Первый «А» стал отдыхать.
Руки в стороны,
На пояс,
На затылок,
И вперед.
Тихо сели,
Дружно встали.
Нас никто не подведет.
А теперь все зашагали,
Тихо сели
И работать захотели.
-
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений к ее применению по ее образцу.
-
Работа в прописи
-
-
Графический анализ строчной буквы м. Устанавливается , что элементами
строчной буквы м являются
-
Письмо буквы м учащимися.
-
Упражнение в письме слогов-слияний. Каждый слог громко произносится одним из учеников и затем комментируется: «Слог ма - это слияние твердого согласного звука [м] и гласного [а], пишем ма». Остальные ученики в это время записывают данный слог.
-
Написание слога ми: «В слоге ми мягкий согласный звук [м´] и гласный [и]; на письме звук [и] и мягкость предшествующего согласного обозначается буквой и, звук [м´] обозначается буквой м. Следовательно, надо написать две буквы - ми». Ученики записывают слоги.
-
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
-
Узнали, что звуки [м], [м´] обозначаются одинаковой буквой.
-
Учились читать слоги с буквой для звуков [м], [м´].
-
Узнали, что гласная буква и обозначает не только гласный звук [и], но и мягкость предшествующего согласного звука. А буквами а, о, ы, у обозначается твердость предшествующего согласного звука в слиянии.
-
Подведение итогов.
-
Что понравилось?