Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС

ТЕМА: Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу- щу.

ЦЕЛИ

Обучающая: формирование навыков правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, применение правила при образовании формы слова.

Развивающая: развитие речи, внимания, памяти, орфографической зоркости; обогащение словарного запаса учащихся; тренировка мыслительных операций, умение действовать по алгоритму.

Воспитательная: воспитание культуры поведения при индивидуальной работе, при работе в парах, в группах; воспитание интереса к урокам русского языка.

ХОД УРОКА:

I. Мотивация к учебной деятельности. Создание положительного эмоционального настроя.

- У нас сегодня необычный урок. Мы с вами продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

II. Актуализация опорных знаний.

- Начнем урок с игры, которая подскажет нам тему урока.

1. Игра «Собери слово» Работа в группах (повторить правила работы в группах)

- Из данных слогов составьте и запишите слова

ник ску шеп раф у

лок стри

ная

ЧАЙ ле ЧУ ЖИ

вру ка жой гун лы мор

- Прочтите слова.

- Назовите орфограммы в составленных словах. Подчеркните их.

- Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся называют тему урока, формулируют цели:

- Будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.

2. Каллиграфическая минутка

- Скажите, звуки [ж], [ш] всегда какие? (твердые). А звуки [ч], [щ] всегда какие? (мягкие)

- Давайте вспомним и повторим правило о правописании данных сочетаний.

- Пропишите сочетания красиво, правильно, аккуратно.

3. Слушание сказки про звуки в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Теперь немного отдохните и послушайте сказку.

Жили-были шипящие ж, ш, ч, щ а неподалеку жили гласные у, ю, ы ,и ,а, я .Жили они очень дружно. Вот однажды решили они в прятки поиграть. Выпало водить шипящим. Попрятались остальные буквы. Шипящие во все щели заглянули, уже многих нашли, вот только не могут найти три гласные - ы, ю, я. Искали до вечера, устали и пошли домой. Проходят шипящие мимо домика гласных и в окошко видят, что ы, ю, я дома сидят, чай пьют и конфеты едят. Обиделись шипящие на ы, ю, я и с тех пор у них и дружба врозь.

- Почему же шипящие не дружат с гласными ы, ю, я? (дети отвечают правилом)

III. Закрепление

- Сегодня к нам на урок пришли герои из мультфильма «Смешарики». Посмотрите на картинки и назовите этих героев.

- Правильно, это Крош и Еж.

- Они приготовили для вас интересные задания.

Задание 1

-Образуйте форму слова от названия героев Крош и Еж. Запишите, выделите орфограмму. (индивидуально)

Крошик, Ежик.

- Какое правило применили при образовании формы слова? (Жи-ши всегда пиши с и)

Задание 2 Физкультминутка

1.«Медвежата» (дети имитируют движения)

Медвежата в чаще жили,

Головой своей кружили.

Вот так, вот так

Головой своей кружили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

2. Зарядка с Машей (под музыку)

Задание 3

Работа над скороговорками (работа в группах)

- Прочитайте скороговорки.

- Какие шипящие звуки часто повторяются в данных скороговорках?

- А какие гласные стоят после этих шипящих?

Выпишите из скороговорок слова с сочетаниями ча и щу.

1. Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

2. Волки рыщут, пищу ищут.

3.Подогрела чайка чайник, пригласила в гости чаек.

(каждая группа объясняет значение своей пословицы)

Задание 4

Используя алгоритм, выполните задание.

Списать слова, вставить пропущенные буквы (индивидуальная работа)

Стуч..ть, прощ..ние, рыч..ть, трещ..ть, умч..лся, площ..дка, внуч..та, гущ..,, печ..ть, пищ..ть, курч..вый.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Исправьте ошибки.

Задание 5

Работа по карточкам (работа в парах)

Соедините стрелочками слова с одинаковой орфограммой.

цирк чашка

роща жизнь

Оксана шина

чулок Джек

машина цифра

ножи молчу

-Какие орфограммы встретились в словах?

Задание 6(по учебнику)

Работа над предложениями (работа в группах)

Из данных слов составьте предложения и запишите их.

Назовите изученные орфограммы. Подчеркните.

1. Снежинки, в, кружились, воздухе, медленно

2. На землю, устилали, пушистым, ее, ложились, ковром, они, и

Задание 7

Списывание с последующей взаимопроверкой

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя рисунки словами с буквосочетаниями ча-ща, жи-ши.

Надвинулась (туча). Зашумела (роща). Закачались над озером (камыши). Затрещ..ли в кустах сороки, закрич..ли иволги.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Внимательно проверьте работу соседа.

- Мы с вами справились со всеми заданиями, которые приготовили для нас Еж и Крош. Давайте поблагодарим героев мультфильма и пожелаем им доброго пути, ведь им надо торопиться на уроки русского языка к другим деткам.

IV. Итог урока, рефлексия

1.Подведение итогов урока

Повторить правило в стихах

2. Оценка работы класса и активно работавших детей

- Сегодня на уроке научился…

- Мне понравилось…

- Было интересно…

- Знания, полученные на уроке пригодятся мне…

- Своей работой на уроке я…(доволен или нет)



© 2010-2022