- Преподавателю
- Начальные классы
- Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу
Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Билялова С.Р. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС
ТЕМА: Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу- щу.
ЦЕЛИ
Обучающая: формирование навыков правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, применение правила при образовании формы слова.
Развивающая: развитие речи, внимания, памяти, орфографической зоркости; обогащение словарного запаса учащихся; тренировка мыслительных операций, умение действовать по алгоритму.
Воспитательная: воспитание культуры поведения при индивидуальной работе, при работе в парах, в группах; воспитание интереса к урокам русского языка.
ХОД УРОКА:
I. Мотивация к учебной деятельности. Создание положительного эмоционального настроя.
- У нас сегодня необычный урок. Мы с вами продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
II. Актуализация опорных знаний.
- Начнем урок с игры, которая подскажет нам тему урока.
1. Игра «Собери слово» Работа в группах (повторить правила работы в группах)
- Из данных слогов составьте и запишите слова
ник ску шеп раф у
лок стри
ная
ЧАЙ ле ЧУ ЖИ
вру ка жой гун лы мор
- Прочтите слова.
- Назовите орфограммы в составленных словах. Подчеркните их.
- Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Учащиеся называют тему урока, формулируют цели:
- Будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.
2. Каллиграфическая минутка
- Скажите, звуки [ж], [ш] всегда какие? (твердые). А звуки [ч], [щ] всегда какие? (мягкие)
- Давайте вспомним и повторим правило о правописании данных сочетаний.
- Пропишите сочетания красиво, правильно, аккуратно.
3. Слушание сказки про звуки в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Теперь немного отдохните и послушайте сказку.
Жили-были шипящие ж, ш, ч, щ а неподалеку жили гласные у, ю, ы ,и ,а, я .Жили они очень дружно. Вот однажды решили они в прятки поиграть. Выпало водить шипящим. Попрятались остальные буквы. Шипящие во все щели заглянули, уже многих нашли, вот только не могут найти три гласные - ы, ю, я. Искали до вечера, устали и пошли домой. Проходят шипящие мимо домика гласных и в окошко видят, что ы, ю, я дома сидят, чай пьют и конфеты едят. Обиделись шипящие на ы, ю, я и с тех пор у них и дружба врозь.
- Почему же шипящие не дружат с гласными ы, ю, я? (дети отвечают правилом)
III. Закрепление
- Сегодня к нам на урок пришли герои из мультфильма «Смешарики». Посмотрите на картинки и назовите этих героев.
- Правильно, это Крош и Еж.
- Они приготовили для вас интересные задания.
Задание 1
-Образуйте форму слова от названия героев Крош и Еж. Запишите, выделите орфограмму. (индивидуально)
Крошик, Ежик.
- Какое правило применили при образовании формы слова? (Жи-ши всегда пиши с и)
Задание 2 Физкультминутка
1.«Медвежата» (дети имитируют движения)
Медвежата в чаще жили,
Головой своей кружили.
Вот так, вот так
Головой своей кружили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
2. Зарядка с Машей (под музыку)
Задание 3
Работа над скороговорками (работа в группах)
- Прочитайте скороговорки.
- Какие шипящие звуки часто повторяются в данных скороговорках?
- А какие гласные стоят после этих шипящих?
Выпишите из скороговорок слова с сочетаниями ча и щу.
1. Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.
2. Волки рыщут, пищу ищут.
3.Подогрела чайка чайник, пригласила в гости чаек.
(каждая группа объясняет значение своей пословицы)
Задание 4
Используя алгоритм, выполните задание.
Списать слова, вставить пропущенные буквы (индивидуальная работа)
Стуч..ть, прощ..ние, рыч..ть, трещ..ть, умч..лся, площ..дка, внуч..та, гущ..,, печ..ть, пищ..ть, курч..вый.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Исправьте ошибки.
Задание 5
Работа по карточкам (работа в парах)
Соедините стрелочками слова с одинаковой орфограммой.
цирк чашка
роща жизнь
Оксана шина
чулок Джек
машина цифра
ножи молчу
-Какие орфограммы встретились в словах?
Задание 6(по учебнику)
Работа над предложениями (работа в группах)
Из данных слов составьте предложения и запишите их.
Назовите изученные орфограммы. Подчеркните.
1. Снежинки, в, кружились, воздухе, медленно
2. На землю, устилали, пушистым, ее, ложились, ковром, они, и
Задание 7
Списывание с последующей взаимопроверкой
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя рисунки словами с буквосочетаниями ча-ща, жи-ши.
Надвинулась (туча). Зашумела (роща). Закачались над озером (камыши). Затрещ..ли в кустах сороки, закрич..ли иволги.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Внимательно проверьте работу соседа.
- Мы с вами справились со всеми заданиями, которые приготовили для нас Еж и Крош. Давайте поблагодарим героев мультфильма и пожелаем им доброго пути, ведь им надо торопиться на уроки русского языка к другим деткам.
IV. Итог урока, рефлексия
1.Подведение итогов урока
Повторить правило в стихах
2. Оценка работы класса и активно работавших детей
- Сегодня на уроке научился…
- Мне понравилось…
- Было интересно…
- Знания, полученные на уроке пригодятся мне…
- Своей работой на уроке я…(доволен или нет)