Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы:Р.Н. Бунеев и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Целькурса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык», а именно: - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). Задачи курса: - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;- формирование у детей чувства языка;- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения: - овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией); - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; - овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»: 1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности; 2) дальнейшее овладение родным языком; 3) овладение орфографией и пунктуацией; 4) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 5) развитие чувства языка. В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст». В третьем классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударение и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать -их роль в речи; знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую рол знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детейа материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста. Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раз дел «Слово». Слово рассматривается с точки зрения: 1) звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления. В третьем классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне, например ссора, аллея, жужжит, и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет). Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма - обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.). «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. В третьем классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога - дорожка -дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами. Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности. В третьем классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи третьеклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: 1. Количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей. 2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. 3. Развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой). 4. Обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию. Обучение каллиграфии ведется на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствования навыков письма в одну линейку. Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Содержание тем учебного предмета «Русский язык»


Повторение (12 часов) Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать опрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация, связь слов в предложении. Грамматическая основа (без введения этого понятия). Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль текста. План текста. Части текста. Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает?Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувствa, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограммы. Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (й)после согласных перед гласными. Слово (123 часа) Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок). Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например, класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение). Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов. Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк; -еньк-, -ок-, -ек; -uк-, -очк-, -ечк; -ушк; -юшк-, -ышк; -к-, -чик-, -тель-, -ник-. Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после чв глаголах неопределённой формы. Понятие о наречии. Наречие как часть речи. Предложение и текст (25 часов) Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях Логическое ударение, его роль в речи. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому; распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов) Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания. Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. Повторение (10 часов) Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы к анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письмен ной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера. Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе Абзац, абрикос, аккорд, аккуратный, аллея, алмаз, апельсин, аппарат, аппетит, аромат, багаж, багровый, багряный, базар, балкон, баран, барабан, баранка, бассейн, батон, болото, будто, вагон, ванна, вверх, ветер, веять, вдоль, винегрет, вместе, внимательный, волшебный, вокзал, ворота, вперед, всегда, газета, галерея, гаммы, голубой, горизонт, горох, грамм, грамматика, грипп, группа, длина, долина, до свидания, дрожжи, женщина, жёлтый, жжёт, жужжит, завтрак, закон, запад, иллюстрация, иней, искусство, камыш, как будто, какао, календарь, калитка, картина, касса, каяться, килограмм, коллектив, коллекция, командир, комната, компьютер, коричневый, корзина, корреспондент костюм, кофе, кровать, кросс, кроссовки, кроссворд, лаять, лелеять, лестница, лимон лопата, малина, мандарин, масса, машина, маяться, медленно, месяц, метро, мечта миллиметр, мужчина, навсегда, назад, наоборот, например, насекомые, неделя, обед, облако, обратно, огород, огромный, огурец, одежда, оранжевый, орех, орфограмма, осина отдых, оттуда, перрон, печаль, платок, помидор, помощник, поперёк, порядок, потом потому что, почерк, праздник, праздничный, правило, правильно, предмет, приветливо пример, природа, профессия, путешествие, реять, рисунок, ромашка, свобода, сзади, се вер, сейчас, серебряный, сеять, синица, сирень, сиреневый, смородина, снова, совесть совсем, соловей, сосед, сочинение, сразу, ссора, стакан, стрекоза, суббота, сумма, счастье, счёт, считать, тарелка, телеграмма, терраса, территория, товарищ, томат, тоска, тоскует, троллейбус, ужин, фамилия, фонарь, характер, хозяин, хоккей, чаять, чемодан, через, черемуха, чёрный, что, чтобы, чувство, чуять, шалаш, шампунь, шел, шоссе, шофёр, юноша, юный, яблоко, ягода.

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане На изучение курса « Русский язык » в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 170 часов. (34 учебные недели)


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Русский язык»


Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в третьем классе является формирование следующих умений:- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;- интерес к изучению языка;- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: - самостоятельно формулировать тему и цели урока;- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные универсальные учебные действия: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);- перерабатывать ипреобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);- пользоваться словарями, справочниками;- осуществлять анализ исинтез;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные универсальные учебные действия: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, по ключевым словам; - умение производить звуко-буквенный анализ доступных слов; - умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных букв в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; - умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь; - умение находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; - умение распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы; - умение определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; - умение разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; - умение видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и); - умение составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; - умение осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; - умение читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; - умение читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); - умение письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста). Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс. - М.: Баласс, 2012. 2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. - М.: Баласс, 2012. 3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2012. 4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. - М.: Баласс, 2012. 5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. - М.: Баласс, 2012. 6. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, - М.: Баласс, 2013.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет - ресурсы: school2100.ru


Приложение Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. 1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на сколько обучение соответствует современным целям обучения. 2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. 3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием. 4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей. В курсе русского языка в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводите на первых этапах обучения. Его цель - анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю. Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева). Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических знаний. Задания для учащихся в тетрадях предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной Образовательной системе «Школа 2100», на необходимом, программном и максимально уровнях. Выполняя задания, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями Госстандарта (необходимый уровень) программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным - сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения. Время проведения проверочной рабе ты на специально отведённом уроке - 30-35 минут. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тем; у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жестко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется «Дневник школьника» и портфель достижений школьника. В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку(словесную характеристику его успехов и советы по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.



Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения итогового контроля - проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты. Проверочное списывание проводится в начале года и в конце первого полугодия, контрольное списывание - в конце года. Объём текстов - 50, 55 и 60 слов соответственно. Цель: проверка умения правильно, без ошибок и пропусков списывать текст. Диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. В оставшееся время дети проводят самопроверку, графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправляют ошибки.

К ошибкам в диктантах относятся: - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;

- наличие ошибок на изученные правила орфографии.

К недочётам в диктантах относятся: - отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные контрольные работы (диктанты, списывания, словарные диктанты



© 2010-2022