- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Роль имен прилагательных в речи
Конспект урока по русскому языку Роль имен прилагательных в речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондаренко Н.М. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока
Роль имен прилагательных в речи
Педагогическая
цель
Создать условия для умений распознавать имена
прилагательные и правильно их употреблять
Тип урока
Развитие знаний и способов действий, решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания; проявляют позитивное отношение к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека
Личностные
результаты
Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; осознают роль
языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои
эмоции
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные:
общеучебные - владеют навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строят
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты
в устной и письменной форме; логические - осуществляют сравнение, находят различие
и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные:
умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень
усвоения, его временные характеристики.
Коммуникативные:
оформляют свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста)
Основное содержание темы, понятия
и термины
Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст-описание. Ромашка
Образовательные
ресурсы
Учебник, презентация; карточки для исследовательской работы; для тренировочных упражнений и для проверки усвоения знаний учащимися.
Ход урока
-
Орг. момент.
У нас на парте все в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
-
Актуализация знаний.
Прочитайте стихотворение.
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет -
В этом равных со мною нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною нужно дорожить!
- О какой части речи говорится в стихотворении? (Об имени прилагательном).
III. Постановка учебной задачи.
Игра «Узнай»
-
Серый, хищный, жадный…
-
Ловкая, хитрая, рыжая…
-
Косой, слабый, трусливый…
-
Большой, косолапый…
- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идет речь?
- Какой частью речи они являются? Что вы знаете о прилагательных?
- Как вы думаете, ребята, какая роль имён прилагательных в речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.)
- Сформулируйте тему урока. (Роль имен прилагательных. )
- Чему будем учиться? (Определять роль имен прилагательных.)
IV. «Открытие» детьми нового знания. Работа в группе.
- Чтобы лучше понять (уточнить) это предлагаю вам прочитать небольшой текст. В зоопарке ребята издали увидели животное. У него уши, нос. Оно живет в странах. - Понятно о каком животном идет речь? Интересно читать такой текст?
-Слова, какой части речи нам необходимо вставить, чтобы догадаться о ком идет речь? (Имена прилагательные).
- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте?
В зоопарке ребята издали увидели огромное животное. У него широкие уши и длинный нос. Оно живет в жарких странах. - Как изменился текст? - Озаглавьте и спишите текст. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание. (Работа проводится на интерактивной доске.)
- Какая часть речи помогла определить животное? (Имя прилагательное).
- Нужны ли нам имена прилагательные в речи?
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.
- Какие признаки предметов называют имена прилагательные в этом тексте?
V. Первичное закрепление. Работа в группах.
- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном.
Карточка 1. Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ о медведях.
Медведи. ____________ медведи живут в лесу. Они _______ хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи. ________ медведи - _____ рыболовы. Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный. Карточка 2. Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.
Волк. Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!
Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.
Алгоритм выполнения по карточке
-
Прочитать внимательно задание.
-
Прочитать внимательно текст.
-
Прочитать внимательно слова для справок.
-
Вписать пропущенные слова.
-
Подчеркнуть главные члены.
2. Работа со словом из словаря а). Отгадайте загадку. Кто тебя не знает, Полевой цветок: Белые реснички, Золотой глазок. (Ромашка.) - Найдите слово ромашка в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение со словом ромашка, запишите.
3. Работа по учебнику Упр. 119 (с. 68). - Прочитайте тексты. - Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте. - Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили? - В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ. - Какая часть речи даёт более полное описание растения? - Что такое текст-описание?
VI. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа. - Прочитайте текст. В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
(И.Соколов-Микитов) Спишите. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией. Взаимопроверка.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осуществляется анализ и творческая переработка полученных знаний. (Работа в парах) - Давайте попробуем систематизировать все наши знания об имени прилагательном и заполнить таблицу
Имя прилагательное Отвечает
Обозначает
Сочетается
Изменяется
Роль в речи
VIII. Итог урока.
Обобщение: Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…
Завершите предложения:
Сегодня я узнал(а)….
Теперь я могу…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание: упр. № 120