Конспект урока по русскому языку Роль имен прилагательных в речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Роль имен прилагательных в речи

Педагогическая
цель

Создать условия для умений распознавать имена

прилагательные и правильно их употреблять

Тип урока

Развитие знаний и способов действий, решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального

самосознания; проявляют позитивное отношение к правильной устной и

письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции

человека

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; осознают роль

языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои

эмоции

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:

общеучебные - владеют навыками смыслового чтения текстов

различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строят

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты

в устной и письменной форме; логические - осуществляют сравнение, находят различие

и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные:

умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень

усвоения, его временные характеристики.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной и письменной форме

(на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст-описание. Ромашка

Образовательные
ресурсы

Учебник, презентация; карточки для исследовательской работы; для тренировочных упражнений и для проверки усвоения знаний учащимися.



Ход урока

  1. Орг. момент.

У нас на парте все в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!


  1. Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение.

Я - часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет -

В этом равных со мною нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить!

- О какой части речи говорится в стихотворении? (Об имени прилагательном).

III. Постановка учебной задачи.

Игра «Узнай»

  • Серый, хищный, жадный…

  • Ловкая, хитрая, рыжая…

  • Косой, слабый, трусливый…

  • Большой, косолапый…

- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идет речь?

- Какой частью речи они являются? Что вы знаете о прилагательных?

- Как вы думаете, ребята, какая роль имён прилагательных в речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.)

- Сформулируйте тему урока. (Роль имен прилагательных. )

- Чему будем учиться? (Определять роль имен прилагательных.)

IV. «Открытие» детьми нового знания. Работа в группе.

- Чтобы лучше понять (уточнить) это предлагаю вам прочитать небольшой текст. В зоопарке ребята издали увидели животное. У него уши, нос. Оно живет в странах. - Понятно о каком животном идет речь? Интересно читать такой текст?

-Слова, какой части речи нам необходимо вставить, чтобы догадаться о ком идет речь? (Имена прилагательные).

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте?


В зоопарке ребята издали увидели огромное животное. У него широкие уши и длинный нос. Оно живет в жарких странах. - Как изменился текст? - Озаглавьте и спишите текст. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание. (Работа проводится на интерактивной доске.)

- Какая часть речи помогла определить животное? (Имя прилагательное).
- Нужны ли нам имена прилагательные в речи?
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.
- Какие признаки предметов называют имена прилагательные в этом тексте?

V. Первичное закрепление. Работа в группах.

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном.

Карточка 1. Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ о медведях.

Медведи. ____________ медведи живут в лесу. Они _______ хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи. ________ медведи - _____ рыболовы. Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный. Карточка 2. Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.

Волк. Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!

Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.

Алгоритм выполнения по карточке

  1. Прочитать внимательно задание.

  2. Прочитать внимательно текст.

  3. Прочитать внимательно слова для справок.

  4. Вписать пропущенные слова.

  5. Подчеркнуть главные члены.


2. Работа со словом из словаря а). Отгадайте загадку. Кто тебя не знает, Полевой цветок: Белые реснички, Золотой глазок. (Ромашка.) - Найдите слово ромашка в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение со словом ромашка, запишите.
3. Работа по учебнику Упр. 119 (с. 68). - Прочитайте тексты. - Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте. - Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили? - В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ. - Какая часть речи даёт более полное описание растения? - Что такое текст-описание?
VI. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа. - Прочитайте текст. В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

(И.Соколов-Микитов) Спишите. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией. Взаимопроверка.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осуществляется анализ и творческая переработка полученных знаний. (Работа в парах) - Давайте попробуем систематизировать все наши знания об имени прилагательном и заполнить таблицу

Имя прилагательное Отвечает


Обозначает


Сочетается


Изменяется


Роль в речи


VIII. Итог урока.

Обобщение: Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…

Завершите предложения:

Сегодня я узнал(а)….

Теперь я могу…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание: упр. № 120



© 2010-2022