- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-путешествие по русскому языку на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши (2 класс)
Урок-путешествие по русскому языку на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Овсянникова Л.Л. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык
(урок-путешествие)
2 класс
Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».
Педагогическая цель: способствовать формированию умения обозначать на письме слова с сочетаниями жи-ши; создать условия для овладения алгоритмом правописания слов с сочетаниями жи-ши.
Планируемые результаты: произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями жи-ши; умеют писать слова с сочетаниями жи-ши. Знают различия в произношении и написании слов с изученной орфограммой. Применяют алгоритм правописания.
Личностные результаты: воспринимают русский язык как явление национальной культуры; проявляют способность к самооценке; мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Метаптедметные результаты: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; удерживают цель деятельности до получения намеченного результата.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; сказочные герои - Джин, Леший, ребусы к словам, карта-плакат, паровозик и вагончики, сигнальные карточки, слова: стрижи, моржи, ежи, чижи, ужи, ерши, мыши, малыши, ландыши, камыши, плакат «Заколдованные слова», кроссворды (для «сильных» учеников и для д/з), тесты (для каждого учащегося), атласы-определители «От земли до неба» А. Плешакова, песня «Голубой вагон».
Ход урока
-
Организационный момент
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие
- А на каком виде транспорта можно путешествовать? - Давайте все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Сегодня мы посетим одну чудесную страну, а какую, вы узнаете немного попозже. Во время путешествия нас будет ждать много испытаний. Чтобы справиться со всеми непредвиденными опасностями, мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, которые мы уже приобрели на уроках русского языка. Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привезти в движение колеса. Если я подниму правую руку, то 1 раз хлопнут в ладоши дети, сидящие на первом варианте, а если я подниму левую руку, то - дети на 2- втором варианте. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту-ту-у!» (Выполняем. Звучит фрагмент песни «Голубой вагон»)
Станция «Чистописание»
-
Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
Станция «Угадайка» На станции «Угадайка» к нам в паровозик сел еще один загадочный пассажир. Кто он? (Рисунок лешего). Леший приготовил интересное задание - разгадайте зашифрованные слова (На доске два ребуса: машина, камыши). Леший очень доволен. Он с гордостью рассказал, что это слово о его любимых камышах, которые растут возле его дома. - А кто знает, что такое камыши? (Ответы) - Проверим по атласу-определителю «От земли до неба». Откройте атлас по закладке, найдите на рисунке камыш, а затем и текст на с. 71 (1 ученик читает).
- «Открытие детьми нового. (С/р с проверкой в классе)
Станция «Заколдованные слова»
- Мы подъехали к станции «Заколдованные слова».
На доске - плакат. - Составьте слова: I вариант - с сочетаниями жи, II вариант - с ши. - А два человека поработают у доски и распределят эти слова в два столбика с обратной стороны (прикрепляют магнитами).
В - I
В - II стрижи камыши моржи малыши ежи ландыши чижи ерши ужи мыши Взаимоконтроль (обмен тетрадями, выставление баллов). - Что можно сказать о записанных словах? (Все слова существительные во множественном числе). - Какой звук мы слышим на конце этих слов? ы - А почему пишем и? (Согласные звуки ж и ш всегда и так твердые. Поэтому твердость этих согласных звуков обозначать не нужно). - Какая орфограмма спряталась в этих словах? ЖИ, ШИ пиши с И. - Почему эти сочетания нужно запомнить? Назовите слова с мягкими согласными. (Стрижи, чижи) - Составьте предложения с одним из записанных слов. Подчеркните в предложениях основу. - Ой, что это? Почему мы так резко затормозили? Оказывается, на пути - неожиданная преграда. Посмотрите. На доске: КШАЧРЩАШНЧДЖАЩШ - Какое слово здесь спряталось? (Карандаш) - Как вы догадались? (Убрали через одну буквы шипящих звуков)
- Придумайте к нему задание. (Разберем слово по системе СУО).
Работа со словарем (в парах). - Найдите слово в словаре орфографическом и скажите, как правильно пишется слово. (Ударение падает на третью а, а две другие а - безударные гласные, их нужно запомнить). - Напишите слово, составьте к нему схему. Карандаш (табличка на доске). а а 1 ученик выходит к доске и чертит схему, при этом объясняя порядок работы: «В этом слове три слога; ка-ран-даш, 3-ий слог ударный, ставлю ударение. Теперь выделяю две безударные гласные а, а; их надо запомнить» - Запомните написание этого слова. - А что значит слово «карандаш»? - В каких словарях будем искать ответ на этот вопрос? (В этимологическом и толковом) - Найдите значение этого слова. 1) Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: 1. Письменная принадлежность - деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом. 2. Предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей. (Карандаш для век, бровей. Пастельные карандаши). 2) Занимательный этимологический словарь В.Волиной «Откуда пришли слова»: «Слово «карандаш» образовано от тюркского кара таш - «сланец»; «графит» (кара - «черный» и таш - «камень»). Свой путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма. Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли. - Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько карандашей, запишите его. (Карандаши). - Какую орфограмму вы еще вспомнили, записывая это слово? Подчеркните орфограмму и придумайте предложение с этим словом (устно).
- Первичное закрепление.
Следующая станция «Нарисуйка». - Здесь нас ждет станционный смотритель - Карандаш. Он сам любит рисовать и просит вас, чтобы вы нарисовали предмет, который обозначается словом с сочетанием жи - ши. (Рисуют). - Проверим с помощью сигнальных карточек, что вы нарисовали. (Дети перечисляют и оценивают сигнальными карточками).
- Физминутка
- Повторение изученного. Работа с учебником.
Дифференцированное задание. Джинн с Лешим хотят дать добрый совет: выберите сами, сколько вы выполните:
- если вы медленно выполняете задания, то сделайте только по одному столбику из №1 и №2.
- Кто со всеми столбиками справится и у него еще останется время, то для вас сказочные герои приготовили задание со звездочкой.
В сочетания ЖИ - ШИ
Только И всегда пиши!
Прошуршали камыши:
«Только с И пиШИте ШИ!»
Им ответили еЖИ:
«Только с И пишите ЖИ!»
Творческое домашнее задание. * Кому понравился кроссворд, можете взять с моего стола, разгадать и попробовать составить дома свой со славами на ЖИ - ШИ и нарисовать к нему рисунки - подсказки, но это задание для желающих.
Дополнительные задания
Станция «Диктант по картинкам» - Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках; изученные сочетания подчеркните. Первое слово пишите с красной строки и с большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы. Картинки, на которых изображены: шишка, карандаши, кувшин. - * Составьте связный рассказ с этими словами.
Следующая станция «Будь внимателен» На доске слова: Сыр (ж), липы (ш), малина (ш). В данных словах подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите полученные слова, но будьте внимательны: Среди них есть слово, в котором замена букв невозможна (Жыр). (Шипы, машина).
Следующая станция «Изменялки» На доске слова: нож, груша, шалаш. - Поставьте их во множественном числе и запишите с комментированием: Ножи, груши, шалаши. - Какое слово «лишнее»? Почему? (Лишнее слово шалаши - в нем три слога).