Урок-путешествие по русскому языку на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

(урок-путешествие)

2 класс

Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».

Педагогическая цель: способствовать формированию умения обозначать на письме слова с сочетаниями жи-ши; создать условия для овладения алгоритмом правописания слов с сочетаниями жи-ши.

Планируемые результаты: произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями жи-ши; умеют писать слова с сочетаниями жи-ши. Знают различия в произношении и написании слов с изученной орфограммой. Применяют алгоритм правописания.

Личностные результаты: воспринимают русский язык как явление национальной культуры; проявляют способность к самооценке; мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Метаптедметные результаты: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; удерживают цель деятельности до получения намеченного результата.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; сказочные герои - Джин, Леший, ребусы к словам, карта-плакат, паровозик и вагончики, сигнальные карточки, слова: стрижи, моржи, ежи, чижи, ужи, ерши, мыши, малыши, ландыши, камыши, плакат «Заколдованные слова», кроссворды (для «сильных» учеников и для д/з), тесты (для каждого учащегося), атласы-определители «От земли до неба» А. Плешакова, песня «Голубой вагон».

Ход урока


  1. Организационный момент

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие

- А на каком виде транспорта можно путешествовать? - Давайте все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Сегодня мы посетим одну чудесную страну, а какую, вы узнаете немного попозже. Во время путешествия нас будет ждать много испытаний. Чтобы справиться со всеми непредвиденными опасностями, мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, которые мы уже приобрели на уроках русского языка. Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привезти в движение колеса. Если я подниму правую руку, то 1 раз хлопнут в ладоши дети, сидящие на первом варианте, а если я подниму левую руку, то - дети на 2- втором варианте. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту-ту-у!» (Выполняем. Звучит фрагмент песни «Голубой вагон»)

Станция «Чистописание»

  1. Актуализация знаний.

Поезд прибыл на станцию «Чистописание». Открываем тетради. Запишем число и классная работа. Посмотрите, при въезде в волшебную страну нас встречают буквы: ж а и ш е ы - Давайте правильно и красиво запишем эти буквы и подумаем, на какие две группы их можно разделить? (Пишут) (На гласные и согласные)
  1. Постановка учебной задачи.
- Подчеркните только буквы согласных звуков. - Как можно назвать звуки, которые обозначены этими буквами? (Шипящими) - А какие еще шипящие звуки вы знаете? (ч, щ) - Чем они отличаются? ( ж , ш - всегда твердые, а ч , щ - всегда мягкие) - Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (Составить слоги) - На одной строке запишите слоги с буквой ж, а на другой - с буквой ш. жа жи же ши ши ше - Что заметили? - Какая гласная оказалась лишней? - Кто догадался, какие слоги нам помогут сделать «открытие» и будут верными помощниками в путешествии? (жи - ши) - Верно. Потому что волшебная страна, куда мы держим путь - это страна, в которой главные жители - слова с сочетаниями жи - ши. (Открываю тему урока). - В пути нас решил сопровождать сказочный герой. Составьте его имя из букв, которые спрятались в разных местах около нашей доски. (Джинн) - Но почему именно Джинн? (В этом слове есть сочетание жи) - Какие сказки вы знаете, в которых действуют джинны? (Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа», Л. Лагин «Старик Хоттабыч») - В русской языке очень много тайн. Джинн, управляя нашим паровозиком, поможет раскрыть все тайны слов, которые нам встретятся.

Станция «Угадайка» На станции «Угадайка» к нам в паровозик сел еще один загадочный пассажир. Кто он? (Рисунок лешего). Леший приготовил интересное задание - разгадайте зашифрованные слова (На доске два ребуса: машина, камыши). Леший очень доволен. Он с гордостью рассказал, что это слово о его любимых камышах, которые растут возле его дома. - А кто знает, что такое камыши? (Ответы) - Проверим по атласу-определителю «От земли до неба». Откройте атлас по закладке, найдите на рисунке камыш, а затем и текст на с. 71 (1 ученик читает).

  1. «Открытие детьми нового. (С/р с проверкой в классе)

Станция «Заколдованные слова»

- Мы подъехали к станции «Заколдованные слова».

На доске - плакат. Урок-путешествие по русскому языку на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши (2 класс) - Составьте слова: I вариант - с сочетаниями жи, II вариант - с ши. - А два человека поработают у доски и распределят эти слова в два столбика с обратной стороны (прикрепляют магнитами).

В - I

В - II стрижи камыши моржи малыши ежи ландыши чижи ерши ужи мыши Взаимоконтроль (обмен тетрадями, выставление баллов). - Что можно сказать о записанных словах? (Все слова существительные во множественном числе). - Какой звук мы слышим на конце этих слов? ы - А почему пишем и? (Согласные звуки ж и ш всегда и так твердые. Поэтому твердость этих согласных звуков обозначать не нужно). - Какая орфограмма спряталась в этих словах? ЖИ, ШИ пиши с И. - Почему эти сочетания нужно запомнить? Назовите слова с мягкими согласными. (Стрижи, чижи) - Составьте предложения с одним из записанных слов. Подчеркните в предложениях основу. - Ой, что это? Почему мы так резко затормозили? Оказывается, на пути - неожиданная преграда. Посмотрите. На доске: КШАЧРЩАШНЧДЖАЩШ - Какое слово здесь спряталось? (Карандаш) - Как вы догадались? (Убрали через одну буквы шипящих звуков)

- Придумайте к нему задание. (Разберем слово по системе СУО).

Работа со словарем (в парах). - Найдите слово в словаре орфографическом и скажите, как правильно пишется слово. (Ударение падает на третью а, а две другие а - безударные гласные, их нужно запомнить). - Напишите слово, составьте к нему схему. Карандаш (табличка на доске). а а 1 ученик выходит к доске и чертит схему, при этом объясняя порядок работы: «В этом слове три слога; ка-ран-даш, 3-ий слог ударный, ставлю ударение. Теперь выделяю две безударные гласные а, а; их надо запомнить» - Запомните написание этого слова. - А что значит слово «карандаш»? - В каких словарях будем искать ответ на этот вопрос? (В этимологическом и толковом) - Найдите значение этого слова. 1) Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: 1. Письменная принадлежность - деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом. 2. Предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей. (Карандаш для век, бровей. Пастельные карандаши). 2) Занимательный этимологический словарь В.Волиной «Откуда пришли слова»: «Слово «карандаш» образовано от тюркского кара таш - «сланец»; «графит» (кара - «черный» и таш - «камень»). Свой путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма. Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли. - Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько карандашей, запишите его. (Карандаши). - Какую орфограмму вы еще вспомнили, записывая это слово? Подчеркните орфограмму и придумайте предложение с этим словом (устно).

  1. Первичное закрепление.

Следующая станция «Нарисуйка». - Здесь нас ждет станционный смотритель - Карандаш. Он сам любит рисовать и просит вас, чтобы вы нарисовали предмет, который обозначается словом с сочетанием жи - ши. (Рисуют). - Проверим с помощью сигнальных карточек, что вы нарисовали. (Дети перечисляют и оценивают сигнальными карточками).

  1. Физминутка
- А сейчас Джинн предлагает сделать остановку, которую он назвал «Отдыхайка» и поиграть. На доске записаны слова: лыжы положыл жить широкий пушыстый спешит шыло кружыть ёршик бежит - Если слово, на которое я укажу, записано правильно, вы приседаете, если в слове есть ошибка, вы топаете ножками.
  1. Повторение изученного. Работа с учебником.
Отдохнули. Теперь снова в путь. Погода стала портиться. Завьюжило. Невозможно стало паровозику двигаться вперед, и Джинн сделал остановку на станции «Заблудившиеся буквы». Здесь потерялись в словах несколько букв и никто их не может отыскать в такую непогоду. - Поможем их найти. Последний раз заблудившиеся буквы видели в вашем учебнике на 87-ой странице. - Откроем учебники на этой странице, найдем 166-е упражнение и прочитаем четверостишье, из которого пропали буквы. (1 ученик читает). - Чтобы пурга прекратилась, надо списать красивым почерком это стихотворение С. Маршака к себе в тетрадь и вставить пропущенные буквы зеленой пастой. (Дети пишут). !* Для сильных: задание 3 - подчеркнуть мягкие согласные. Проверка. - Действительно, пурга стала стихать. - Это значит - вы нашли пропавшие буквы. - Кто назовет их и объяснит, почему именно эти буквы должны быть в словах. (1 ученик объясняет: вьюга - разделительный ь, жи - ши - пряжи, пушистые, лебяжий). - Дорогу занесло снегом. Джинн знает волшебный способ, который поможет быстро расчистить дорогу и продолжить наше путешествие. Для этого надо найти в тексте упражнения слова, близкие по значению. Кто помнит, как они называются? (Синонимы). Поисковое задание: вьюга, пурга. - Но синонимов может быть не два, а больше. - какие еще слова можно поставить в ряд вьюга - пурга? (Метель, буран). - Что сильнее: вьюга или пурга, метель или буран? (Дети читают на листочках) Буран - снежная буря, метель в степи. Вьюга - снежная буря. Метель - сильный ветер со снегом, вьюга. Пурга - сильная вьюга, снежная буря. - Дорога свободна. Продолжим наше путешествие. - Проехав без приключений, мы добрались до станции, которая называется «Итоговая». Мы здесь выходим, а веселый паровозик продолжает свой путь. А куда, вы узнаете, выполнив д/з - упр. 164, а завтра мне расскажете. (Или на выбор - составьте свой кроссворд (даю образец)). - Сейчас вы выполните тест, который покажет, насколько хорошо вы узнали «главные» секреты русского языка, путешествуя по стране слов с сочетаниями жи - ши.

Дифференцированное задание. Джинн с Лешим хотят дать добрый совет: выберите сами, сколько вы выполните:

  1. если вы медленно выполняете задания, то сделайте только по одному столбику из №1 и №2.
  2. Кто со всеми столбиками справится и у него еще останется время, то для вас сказочные герои приготовили задание со звездочкой.
И Джинну, и Лешему очень понравилось, как вы справлялись с трудностями. Но я знаю, что Саша У., Сережа, Виолетта хотят всем напоследок рассказать веселые стихи, и их выступление завершит наш урок.

В сочетания ЖИ - ШИ

Только И всегда пиши!

Прошуршали камыши:

«Только с И пиШИте ШИ!»

Им ответили еЖИ:

«Только с И пишите ЖИ!»

Творческое домашнее задание. * Кому понравился кроссворд, можете взять с моего стола, разгадать и попробовать составить дома свой со славами на ЖИ - ШИ и нарисовать к нему рисунки - подсказки, но это задание для желающих.


Дополнительные задания


Станция «Диктант по картинкам» - Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках; изученные сочетания подчеркните. Первое слово пишите с красной строки и с большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы. Картинки, на которых изображены: шишка, карандаши, кувшин. - * Составьте связный рассказ с этими словами.

Следующая станция «Будь внимателен» На доске слова: Сыр (ж), липы (ш), малина (ш). В данных словах подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите полученные слова, но будьте внимательны: Среди них есть слово, в котором замена букв невозможна (Жыр). (Шипы, машина).

Следующая станция «Изменялки» На доске слова: нож, груша, шалаш. - Поставьте их во множественном числе и запишите с комментированием: Ножи, груши, шалаши. - Какое слово «лишнее»? Почему? (Лишнее слово шалаши - в нем три слога).

© 2010-2022