Урок литературного чтения в 3 классе М. М. Пришвин «Выскочка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: М.М. Пришвин «Выскочка» Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность. работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями; расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

развивать чувства сопереживания, умения оценивать поступки, коммуникативные навыки, умения аргументировать свою точку зрения; воспитывать любовь ко всему живому.

  1. Организационный момент

Отправляемся на прогулку в лес.(Слайд 1)

2.Речевая разминка

- Кого мы встретили? (сорок)

- Мы начнем наш урок с речевой разминки. (Слайд 2)

Три сороки -тараторки

Тараторили на горке.

- Прочитайте тихо, погромче, громко.

- Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?

- Выделите голосом, что же делали сороки?

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте так, будто задаете вопрос.

- Назовите рифмующие слова.

- Придумайте свои рифмы.

3. Проверка домашнего задания. - К работе мы готовы. -Прочитайте слова каждого столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

- Кому из писателей принадлежат все эти произведения?(Слайд 3) К.Г.Паустовский «Моя Родина» М.М. Пришвин «Двойной след» Л.Н.Толстой «Ребята и утята» «Лисичкин хлеб»

Подумайте, что вы можете сказать об этом человеке?(Слайд 4)

- Кто такой Пришвин?(писатель) О чем писал?(о природе, о детях, о Родине)Что он писал?(рассказы, очерки, сказки) Какие произведения он писал? (художественные и документальные произведения) Какой это писатель? (разножанровый) Что вызывают различные произведения Пришвина? (вызывают различные чувства: переживание, жалость, любовь к природе, милосердие), Ксенко Ксенияс.

М.Пришвин - писатель -о детях - о природе - о Родине - рассказы - очерк - сказка -художественные и документальные произведения -разножанровый- вызывают чувства

(Слайд 5)2) Игра « Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: Из какого произведения взяты эти строки? Вспомните прочитанное дома произведение.

На доске:

Рыбе - вода

Птице - воздух

Зверю - лес,

Степь, горы

Человеку - Родина.

(Моя Родина) 4. Проверка домашнего задания (Тест. Взаимопроверка )

- Пришло время проверить домашнее задание. 1. Мать угостила меня … СЛАЙД 6 а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Я начал вставать до… СЛАЙД 7 а) солнца; б) луны; в) звезды. 3. Потом и в городе … СЛАЙД 8 а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано.
4. После чаю … СЛАЙД 9 а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать.


5. Моя … была и тогда, и теперь - в находках . СЛАЙД 10 а) работа; б) охота; в) забота. 6.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … СЛАЙД 11 а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством.

- Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца?

- Куда уходил автор после чаю?

- В чем заключалась «охота» писателя?

- Что писатель называет «кладовой солнца»?

- Прочитайте, какие « сокровища жизни» надо охранять?

Ожидаемый ответ:Охранять природу - значит охранять Родину.

- Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?

(Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.)

4. Знакомство с темой урока 1) Рассмотрите внимательно выставку книг. С произведением какого автора мы сегодня познакомимся? СЛАЙД 12


2) Соберите слово и узнаете название произведения. СЛАЙД 13

В О С

Ы К А

Ч К

- Кто такой Выскочка». Кого так называют? (Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дождавшись соседей, очереди, привлекает к себе внимание).

- Обратимся к толковому словарю Ожегова СЛАЙД 14

Выскочка - человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.

В.И.Даль: «Выскочка - человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное поведение в обществе.

- Отгадаем загадки и выясним, кто герои произведения?

1. Ушки чуткие торчком,

Хвост, взлохмаченный крючком.

В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу. (Собака) СЛАЙД 15



Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что - пора? Такая с ней морока, Когда трещит...(Сорока.) СЛАЙД 15

5. Словарная работа СЛАЙД 16 - В тексте рассказа мы с вами встретимся со следующими словами и словосочетаниями. -Давайте объясним значение этих слов для лучшего понимания рассказа. Бдительность - постоянное настороженное внимание. Бдительность - синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила - нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Поскакала дуром - не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове - не умная, глуповатая.

Косым глазом - искоса.

Выводок - птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью.

Срам - стыд, позор.

6. Знакомство с рассказом (чтение учителем)

- Послушайте рассказ и подумайте, почему он так назван?

7. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось произведение ?

- К какому жанру его можно отнести? (рассказ)

- Какие моменты вызвали улыбку?

- Назовите героев рассказа.

- Почему автор так назвал свой рассказ? 8. Физкультминутка. СЛАЙД 17

Изобразим героев рассказа.

9. Чтение цепочкой.

Прочитаем рассказ ещё раз.

10. Беседа по содержанию.


  • Кто является положительным героем рассказа?
  • Какой породы она была?
  • Найдите и прочитайте, как выглядела собака?
  • Какой литературный прием использует автор? (сравнение)
  • Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
  • Что же случилось?
  • Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость?
  • Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась? Какую поговорку использует автор?
  • А как про таких говорят?
  • Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Как автор показал это качество сороки? Прочитайте.
  • Что же произошло между героями?
  • Какой момент в рассказе вам кажется самым напряженным? Прочитайте его.
  • Найдите в этом эпизоде сравнения.
  • За что сороки осуждали Выскочку? (осталась без хвоста)
  • Найдите описание бесхвостой сороки. С чем автор ее сравнивает?
  • Чему этот случай научил сороку?
  • -Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?
11. Рефлексия. СЛАЙД 18 1)Работа в группах. 1 группа смоделирует модель обложки книги.



2 группа охарактеризует собаку. Собака, Вьюшка, сторожевая, умная, хитрая, охраняла, охотилась, слушалась, обхитрила сороку, служила, лайка, веселая.
3 группа охарактеризует сороки.

Сорока, Выскочка, глупая, хитрая, летала, воровала, не слушалась, потеряла по глупости хвост,подскакала, вырвалась, ловкая, проворная, с пыльцой в голове

с заскоком 2)Работа с пословицами. СЛАЙД 19

  • Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки).

  • На доске записаны пословицы:

  • «Поспешишь - людей насмешишь»,

  • «Богатством ума не купишь»,

  • «Смелость города берет»,

  • «Сытый голодному не товарищ».

  • «Семь раз отмерь - один отрежь».
  • «Всякий совет к разуму хорош.»
  • «Один якал, якал, да и заплакал».

- Внимательно прочитайте их и выберите те, которые подходят к нашему рассказу. - Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А в жизни людей такое случается? - Среди людей встречаются такие сороки? Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека? - А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия? - А как вы думаете, зачем М.Пришвин познакомил нас с этим рассказом? - Чему вас научил этот рассказ?
12.Подведение итога урока. СЛАЙД 20
Поигрем (игра называется «Продолжи фразу», я называю начало, а вы ее закончите.Договорились?)

«Мне понравилось …»

«Мне было трудно…..»

«Мне было интересно…» 13. Домашнее задание. СЛАЙД 21

Уч. с. 120 - 123 выр. чит.

14. Выставление оценок.

- Вспомните кто лучше всех из вашей группы работал на уроке.

- Посовещайтесь и поставьте оценки.

(далее оценки обсуждаются и аргументируются)



© 2010-2022