- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 3 классе М. М. Пришвин «Выскочка»
Урок литературного чтения в 3 классе М. М. Пришвин «Выскочка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Манойло Э.И. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
развивать чувства сопереживания, умения оценивать поступки, коммуникативные навыки, умения аргументировать свою точку зрения; воспитывать любовь ко всему живому.
-
Организационный момент
Отправляемся на прогулку в лес.(Слайд 1)
2.Речевая разминка
- Кого мы встретили? (сорок)
- Мы начнем наш урок с речевой разминки. (Слайд 2)
Три сороки -тараторки
Тараторили на горке.
- Прочитайте тихо, погромче, громко.
- Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?
- Выделите голосом, что же делали сороки?
- Прочитайте с удивлением.
- Прочитайте так, будто задаете вопрос.
- Назовите рифмующие слова.
- Придумайте свои рифмы.
3. Проверка домашнего задания. - К работе мы готовы. -Прочитайте слова каждого столбика. Что объединяет слова каждого столбика?
- Кому из писателей принадлежат все эти произведения?(Слайд 3) К.Г.Паустовский «Моя Родина» М.М. Пришвин «Двойной след» Л.Н.Толстой «Ребята и утята» «Лисичкин хлеб»
Подумайте, что вы можете сказать об этом человеке?(Слайд 4)
- Кто такой Пришвин?(писатель) О чем писал?(о природе, о детях, о Родине)Что он писал?(рассказы, очерки, сказки) Какие произведения он писал? (художественные и документальные произведения) Какой это писатель? (разножанровый) Что вызывают различные произведения Пришвина? (вызывают различные чувства: переживание, жалость, любовь к природе, милосердие), Ксенко Ксенияс.
М.Пришвин - писатель -о детях - о природе - о Родине - рассказы - очерк - сказка -художественные и документальные произведения -разножанровый- вызывают чувства
(Слайд 5)2) Игра « Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: Из какого произведения взяты эти строки? Вспомните прочитанное дома произведение.
На доске:
Рыбе - вода
Птице - воздух
Зверю - лес,
Степь, горы
Человеку - Родина.
(Моя Родина) 4. Проверка домашнего задания (Тест. Взаимопроверка )
- Пришло время проверить домашнее задание. 1. Мать угостила меня … СЛАЙД 6 а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Я начал вставать до… СЛАЙД 7 а) солнца; б) луны; в) звезды. 3. Потом и в городе … СЛАЙД 8 а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано.
4. После чаю … СЛАЙД 9 а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать.
5. Моя … была и тогда, и теперь - в находках . СЛАЙД 10 а) работа; б) охота; в) забота. 6.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … СЛАЙД 11 а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством.
- Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца?
- Куда уходил автор после чаю?
- В чем заключалась «охота» писателя?
- Что писатель называет «кладовой солнца»?
- Прочитайте, какие « сокровища жизни» надо охранять?
Ожидаемый ответ:Охранять природу - значит охранять Родину.
- Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?
(Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.)
4. Знакомство с темой урока 1) Рассмотрите внимательно выставку книг. С произведением какого автора мы сегодня познакомимся? СЛАЙД 12
2) Соберите слово и узнаете название произведения. СЛАЙД 13
В О С
Ы К А
Ч К
- Кто такой Выскочка». Кого так называют? (Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дождавшись соседей, очереди, привлекает к себе внимание).
- Обратимся к толковому словарю Ожегова СЛАЙД 14
Выскочка - человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
В.И.Даль: «Выскочка - человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное поведение в обществе.
- Отгадаем загадки и выясним, кто герои произведения?
1. Ушки чуткие торчком,
Хвост, взлохмаченный крючком.
В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу. (Собака) СЛАЙД 15
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что - пора? Такая с ней морока, Когда трещит...(Сорока.) СЛАЙД 15
5. Словарная работа СЛАЙД 16 - В тексте рассказа мы с вами встретимся со следующими словами и словосочетаниями. -Давайте объясним значение этих слов для лучшего понимания рассказа. Бдительность - постоянное настороженное внимание. Бдительность - синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)
Улучила - нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)
Поскакала дуром - не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)
С заскоком и с пыльцой в голове - не умная, глуповатая.
Косым глазом - искоса.
Выводок - птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью.
Срам - стыд, позор.
6. Знакомство с рассказом (чтение учителем)
- Послушайте рассказ и подумайте, почему он так назван?
7. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось произведение ?
- К какому жанру его можно отнести? (рассказ)
- Какие моменты вызвали улыбку?
- Назовите героев рассказа.
- Почему автор так назвал свой рассказ? 8. Физкультминутка. СЛАЙД 17
Изобразим героев рассказа.
9. Чтение цепочкой.
Прочитаем рассказ ещё раз.
10. Беседа по содержанию.
- Кто является положительным героем рассказа?
- Какой породы она была?
- Найдите и прочитайте, как выглядела собака?
- Какой литературный прием использует автор? (сравнение)
- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
- Что же случилось?
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость?
- Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась? Какую поговорку использует автор?
- А как про таких говорят?
- Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Как автор показал это качество сороки? Прочитайте.
- Что же произошло между героями?
- Какой момент в рассказе вам кажется самым напряженным? Прочитайте его.
- Найдите в этом эпизоде сравнения.
- За что сороки осуждали Выскочку? (осталась без хвоста)
- Найдите описание бесхвостой сороки. С чем автор ее сравнивает?
- Чему этот случай научил сороку?
- -Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?
2 группа охарактеризует собаку. Собака, Вьюшка, сторожевая, умная, хитрая, охраняла, охотилась, слушалась, обхитрила сороку, служила, лайка, веселая.
3 группа охарактеризует сороки.
Сорока, Выскочка, глупая, хитрая, летала, воровала, не слушалась, потеряла по глупости хвост,подскакала, вырвалась, ловкая, проворная, с пыльцой в голове
с заскоком 2)Работа с пословицами. СЛАЙД 19
-
Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки).
-
На доске записаны пословицы:
-
«Поспешишь - людей насмешишь»,
-
«Богатством ума не купишь»,
-
«Смелость города берет»,
-
«Сытый голодному не товарищ».
- «Семь раз отмерь - один отрежь».
- «Всякий совет к разуму хорош.»
- «Один якал, якал, да и заплакал».
- Внимательно прочитайте их и выберите те, которые подходят к нашему рассказу. - Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А в жизни людей такое случается? - Среди людей встречаются такие сороки? Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека? - А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия? - А как вы думаете, зачем М.Пришвин познакомил нас с этим рассказом? - Чему вас научил этот рассказ?
12.Подведение итога урока. СЛАЙД 20
Поигрем (игра называется «Продолжи фразу», я называю начало, а вы ее закончите.Договорились?)
«Мне понравилось …»
«Мне было трудно…..»
«Мне было интересно…» 13. Домашнее задание. СЛАЙД 21
Уч. с. 120 - 123 выр. чит.
14. Выставление оценок.
- Вспомните кто лучше всех из вашей группы работал на уроке.
- Посовещайтесь и поставьте оценки.
(далее оценки обсуждаются и аргументируются)