Доклад «Проблема преемственности обучения в начальной и средней школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МКОУ Зюзинская СОШ Казанцевская ООШ

Доклад

для педсовета

по теме:

« Проблема преемственности обучения

в начальной и средней школе».



















Выполнила:

Бекарева Ольга Леонидовна

учитель начальных классов

1-ой квалификационной категории






2013г

Процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным событием, но зачастую и очень проблемным.

Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на мой взгляд, несколько.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста и у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления, несомненно, требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.

Готовы ли к этому учителя и родители?

Необходимо подчеркнуть, что в данном случае готовность предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни, но и способность, и волевые усилия взрослых для их преодоления. Именно это, как показывает практика, дети встречают значительно реже.

Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезаптация детей в новых условия учебной деятельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 4 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим аспектам:

  1. взаимодействие программ обучения: зачастую класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих систем обучения, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе и занимается по учебникам, изданным еще до того, как дети поступили в начальную школу;

  2. преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения в средней школе, конечно, значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий;

  3. и наконец, единство подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой статус на более низкий. И это далеко не всегда связано только с объективными трудностями обучения.

Учителя - предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные

особенности учащегося, которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель средней школы при оценивании ориентируются, прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: «Ты не успел, значит, не сделал». Тем не менее, ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно-гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.

Вот почему учет индивидуальных особенностей обучаемости ребенка и соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе иногда ставится под сомнение как необъективный при переходе ребенка в среднюю школу. Критерии «объективности» в данном случае различны.

Естественно, что относительная обособленность отдельных звеньев школьной системы образования сложилась исторически и существует на протяжении многих лет. Однако общественная необходимость развития образования, ставшая особенно актуальной в последнее десятилетие, выявила дисбаланс, рассогласование требований и содержательной преемственности между различными ступенями общеобразовательной системы, особенно начального и среднего ее звена.

Решение этой проблемы, важной как для детей, так и для взрослых, некоторые образовательные учреждения пытаются найти своими силами, до сих пор не зная, существует ли государственная программа обеспечения преемственности различных ступеней школьного образования. Если нет, то почему, если да, то в чем заключаются реальные шаги ее реализации?

Некоторые школы практикуют форму сотрудничества учителей начального и среднего звена, как школьный консилиум, который собирается обычно два раза в год. Его целью является отработка взаимодействия учителей, выпускающих классы из начальной школы, и учителей-предметников, принимающих эти классы, по всем аспектам учебной деятельности. На консилиуме обсуждаются формы и методы работы с детьми данного класса, его специфика как детского коллектива; определяются принципы дифференцированного обучения. В рамках этого сотрудничества проводятся и уроки, на которых в начальной школе присутствуют учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такая практика продолжается.

Данная форма сотрудничества разных ступеней школьного образования позволяет предупредить многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.

Конечно, школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, предпринимаемые, в частности, в нашей школе, несомненно, способствуют продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогают детям, учителям и родителям преодолеть трудности переходного периода.

Понятно, что данная проблема не является внутришкольной, поскольку касается личности растущего человека. Поэтому учителя готовы к творческому сотрудничеству с психологами, социальными педагогами, специалистами других направлений для реального комплексного взаимодействия при решении многих аспектов преемственности школьного образования.


© 2010-2022