- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на педсовет о компетенции учителя
Доклад на педсовет о компетенции учителя
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шевченко .Н. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «НИЖНЕМАМОНСКАЯ СОШ №1»
ВЕРХНЕМАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на тему:
«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ»
Подготовила:
учитель Шевченко Н.С.
2009 год. Перед современным педагогом стоит задача поиска возможностей максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям деятельности и способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития в этих условиях, осмысления разных аспектов своей деятельности с опорой на новые системы отчета в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребенком и культурой. В нормативных документах федерального и регионального уровней за последние 5-10 лет учитель рассматривается как ключевое звено всех реформ в области образования. Именно учитель призван интерпретировать и трансформировать содержание стандарта и программ так, чтобы сделать его доступным для всех учащихся. От того, что и как делает учитель в классе, во многом зависит, с чем уйдут учащиеся после уроков. Поскольку ключевая роль в организации учебно-воспитательного процесса принадлежит все же учителю, профессиональное развитие и самосовершенствование становится сегодня главным приоритетом для каждого педагога. Перспективное развитие образования связывается не только и не столько, с внедрением инновационных подходов к содержанию образования и образовательных технологий, сколько с повышением уровня профессиональной компетенции учителя.
Существуют разнообразные трактовки понятия «профессиональная компетенция учителя» в педагогической литературе. Одни считают, что профессиональная компетенция учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Другие авторы рассматривают «профессиональную компетенцию» как «личностные возможности и опыт специалиста, его готовность принимать оптимальные решения». Особо хотелось бы остановиться на профессионализме учителя, как явлении педагогической культуры. В динамике современных образовательных процессов все более осознается фундаментальное значение профессионально-педагогической культуры, которая выступает мерой и способом творческой самореализации личности учителя в различных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. Индивидуальная педагогическая культура представляет собой не столько достижение некоего уровня компетентности, сколько состояние самообновления собственной культуросообразности и культурной идентичности в постоянно меняющемся образовании (Н.Б. Крылова). Высокоразвитая педагогическая культура определяет способность учителя анализировать свою деятельность, положительно относиться к ней, делать ее предметом концептуального осмысления и целевых преобразований. Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной социально-профессиональной группы является результатом общественного разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности. Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей объект, предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, образцы, идеалы, нормы, методы и методики. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Что касается педагогической профессии, то она со временем приобретает все большую социальную значимость и культуросообразный характер. Как сложное системное образование педагогическая культура включает в себя профессионализм учителя, который состоит в том, что педагог владеет искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе средствами своего предмета за отведенное на учебный процесс время; профессионализм деятельности - умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся. Профессионализм характеризуется, прежде всего, высокой продуктивностью или эффективностью деятельности. Профессионал высшего класса А.С. Макаренко настаивал на том, что педагогическое мастерство не является свойством только талантливых людей. Это специальность, которой нужно учить, как и любой другой. Макаренко А.С «Мастерство - это чего можно добиться, - читаем у А.С. Макаренко, - и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так может и должен быть прекрасным мастером педагог... Я уверен, что все мы люди одинаковые. Я проработал 32 года, и всякий учитель, который проработал более или менее длительно, - мастер, если он не лентяй». Как справедливо отмечал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясную мысль. Размышляя о педагогическом профессионализме, В.А. Сухомлинский неизменно подчеркивал: «Ни один учитель не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый, имея неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на подростков». В системе педагогического образования необходимо обеспечить формирование у учителей ключевых профессиональных компетенций. Демократическая направленность модернизации системы педагогического образования в России выражается, в частности, в том, что современные реформы направлены на то, чтобы добиться переориентации подготовки учителей и воспитателей с передачи им знаний, умений и навыков (ЗУНов), на формирование у них профессионально- педагогической компетентности. Это создает дополнительные возможности для подготовки деятельных, инициативных, самостоятельных учителей и воспитателей, способных стать подлинными субъектами образовательной деятельности, обладающими выраженной ценностной педагогической позицией. Педагогическую компетентность определяют как систему знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков и привычек, обеспечивающих понимание и выполнение профессиональной педагогической деятельности. Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность всегда проявляется е деятельности - предметно-информационной, деятельстно-коммуникативной ценностно-ориентационной. Нельзя выявить непроявленную компетентность Профессиональная компетентность педагога проявляется при решении профессиональных задач. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, тс есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. Развитие педагогической компетентности педагога связывается, в частности, с развитием его рефлексивно-исследовательской позиции, которая предполагает, во-первых, исследовательскую часть: а) что я сделал (результат); б) как я это сделал (средства, способы, «технология»); в) зачем я это сделал, ради чего (цель), Во-вторых, критическую часть: а) то ли я сделал, что хотел; б) так ли я сделал, как хотел; в) как я отношусь к тому, ради чего я это сделал? В-третьих, нормативную часть: а) что я буду делать впредь в подобных ситуациях; б) как я буду делать впредь; в) ради чего я буду делать то, что буду делать? В структуре базовой компетентности учителя (то есть компетенции, отражающей специфику его профессиональной деятельности) выделяют три основных аспекта. Во-первых, решение задач, связанных с изучением и развитием ребенка. Во-вторых, решение задач, связанных с созданием условий успешного педагогического взаимодействия на уроках и вне уроков, в школе и вне школы. В-третьих, решение задач, связанных с организацией и осуществлением диалога, взаимодействия с возможными партнерами в окружающей среде. Учитель, с одной стороны задает энергетику личностного роста ученика, формирует его опыт деятельности и отношений, а с другой стороны он сам должен постоянно развиваться, быть открытым новому опыту, иметь возможность быть творцом содержания и технологии обучения. Чем дольше учитель работает в школе, тем ближе он в субъективном восприятии к личностно-профессиональной вершине. На фоне позитивных внешних оценок у педагогов наблюдаются разные варианты отношения к результатам своей профессиональной деятельности. У одних складывается образ раба своей профессии, вероятно приводящий к тому состоянию, которое называют «псевдопрофессионализмом». Человек неудовлетворен итогами своей деятельности, стремится все бесконечно переделывать, совершенствовать, считая достигнутое более чем скромным результатом или вовсе отрицая успешность собственной деятельности. Поведение других сводится к эксплуатации прежних достижений, преувеличении собственных представлений о достигнутых успехах, завышенной оценке значимости собственной деятельности, что вытесняет, по сути, субъектную работу, направленную на дальнейший личностно-профессиональный рост. У третьих, переживание своих достижений связано с постоянным стремлением соответствовать профессии учителя. Профессиональную активность педагог развивает как автор своих идей. Изменение роли и статуса учителя XXI в. выдвигает и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя, к его профессиональным и личностным качествам. Эти требования включают: способность самостоятельно и критически мыслить; открытость педагогическим инновациям; способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования (т.е. к постоянно меняющимся условиям социальной и профессиональной среды); умение решать новые проблемы и брать на себя профессиональную ответственность; способность к автономии и социальной активности; способность к профессиональной рефлексии, исследовательской и творческой деятельности; способность к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Педагогическая техника как форма организации поведения учителя или воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений - в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе педагогических задач. Уровни профессионального развития педагога.
- Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся (И. Ф. Харламов и др.). Совокупность различных профессиональных умений преподавателя называют педагогической техникой, которая является базовым компонентом педагогического мастерства.
- Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. 4) Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности). Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.
- Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога.
- Разработка и усовершенствование авторских образовательных программ.
- Авторская методическая система - это совокупность индивидуальных приемов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.
- Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной - авторской педагогической системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем.
- в процессе практического взаимодействия учителя с учащимися, когда учитель стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;
- в процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные шаги их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;
- в процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности.
МКОУ «Нижнемамонская СОШ №1»
Тема:
«Построение системы работы педагога по повышению уровня собственной профессиональной компетенции»
( на основе материалов открытых уроков)
Учитель: Шевченко Н.С.
2011 год.
Перед современным педагогом стоит задача поиска возможностей максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям деятельности и способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития в этих условиях, осмысления разных аспектов своей деятельности с опорой на новые системы отчета в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребенком и культурой. Развитие педагогической компетентности педагога связывается, в частности, с развитием его рефлексивно-исследовательской позиции, которая предполагает, во-первых, исследовательскую часть: а) что я сделал (результат); б) как я это сделал (средства, способы, «технология»); в) зачем я это сделал, ради чего (цель), Во-вторых, критическую часть: а) то ли я сделал, что хотел; б) так ли я сделал, как хотел; в) как я отношусь к тому, ради чего я это сделал? В-третьих, нормативную часть: а) что я буду делать впредь в подобных ситуациях; б) как я буду делать впредь; в) ради чего я буду делать то, что буду делать? В структуре базовой компетентности учителя (то есть компетенции, отражающей специфику его профессиональной деятельности) выделяют три основных аспекта. Во-первых, решение задач, связанных с изучением и развитием ребенка. Во-вторых, решение задач, связанных с созданием условий успешного педагогического взаимодействия на уроках и вне уроков, в школе и вне школы. В-третьих, решение задач, связанных с организацией и осуществлением диалога, взаимодействия с возможными партнерами в окружающей среде. Учитель, с одной стороны задает энергетику личностного роста ученика, формирует его опыт деятельности и отношений, а с другой стороны он сам должен постоянно развиваться, быть открытым новому опыту, иметь возможность быть творцом содержания и технологии обучения. Чем дольше учитель работает в школе, тем ближе он в субъективном восприятии к личностно-профессиональной вершине. На фоне позитивных внешних оценок у педагогов наблюдаются разные варианты отношения к результатам своей профессиональной деятельности. У одних складывается образ раба своей профессии, вероятно приводящий к тому состоянию, которое называют «псевдопрофессионализмом». Человек неудовлетворен итогами своей деятельности, стремится все бесконечно переделывать, совершенствовать, считая достигнутое более чем скромным результатом или вовсе отрицая успешность собственной деятельности. Поведение других сводится к эксплуатации прежних достижений, преувеличении собственных представлений о достигнутых успехах, завышенной оценке значимости собственной деятельности, что вытесняет, по сути, субъектную работу, направленную на дальнейший личностно-профессиональный рост. У третьих, переживание своих достижений связано с постоянным стремлением соответствовать профессии учителя. Профессиональную активность педагог развивает как автор своих идей. Изменение роли и статуса учителя XXI в. выдвигает и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя, к его профессиональным и личностным качествам. Эти требования включают: способность самостоятельно и критически мыслить; открытость педагогическим инновациям; способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования (т.е. к постоянно меняющимся условиям социальной и профессиональной среды); умение решать новые проблемы и брать на себя профессиональную ответственность; способность к автономии и социальной активности; способность к профессиональной рефлексии, исследовательской и творческой деятельности; способность к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Педагогическая техника как форма организации поведения учителя или воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений - в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе педагогических задач. Современной школе нужен принципиально новый учитель - учитель-исследователь, владеющий методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы. В профессиональной деятельности, особенно в сфере образования, существуют благоприятные условия для реализации данной потребности. Работая с младшими школьниками, педагоги: - сталкиваются с проблемой, как создать условия для индивидуального развития ребенка; - выдвигают идеи и гипотезы о возможных путях, формах, способах решения этой проблемы; - выбирают и обосновывают методы собственной профессиональной деятельности; - получают определенные результаты собственной профессиональной деятельности и обосновывают их в итоге реализации программы четырехлетнего обучения младших школьников. Из данных компонентов и складывается исследовательская деятельность педагога, основы которой должны быть заложены в ходе получения профессионального образования. Исследовательская деятельность педагогов может осуществляться по трем направлениям: - исследовательская деятельность в рамках работы методического объединения; - исследовательская деятельность в рамках прохождения педагогом процедуры аттестации; - инициативная исследовательская деятельность (самообразование). Первое направление исследовательской деятельности педагогов начальной школы представляет собой чаще всего эпизодическую и связанную с планом работы методического объединения работу. В рамках данного направления организуется подготовка сообщений для коллег по результатам изучения, анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, аннотирования статей периодической печати. Школа создает самое ценное - будущую нашу смену. От учителей во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовленными к труду, к жизни. Мир детской души… Простой и знакомый на первый взгляд, а в действительности очень сложный и неизведанный. В нем уже своя первая радость или первая горечь, первая правда или первая ложь. Кто виноват в этом? Кто оставил первый добрый или злой след? Учитель, ты наставник и друг учеников! Сумей на все найти ответ. Постучись в мир детской души и пусть тебе откроют. Пусть тебе поверят, поведают, что радует и что гнетет. Заслужи это! Своим сердцем, тактом и вниманием.
МКОУ «Нижнемамонская СОШ №1»
Тема:
«Построение системы работы педагога по повышению уровня собственной профессиональной компетенции»
( на основе материалов открытых уроков)
Учитель: Шевченко Н.С.
2011 год.