Урок по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Камышевская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по литературному чтению

1 класс УМК Гармония

Тема: Г.Х.Андерсен. "Принцесса на горошине."



Учитель: Апрышкина И.Н.



Г.Х.Андерсен. "Принцесса на горошине."

Цели: 1. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими фактами датского писателя Г.-Х. Андерсена и с его сказкой "Принцесса на горошине".

2. Личностные задачи:

Формирование готовности к сотрудничеству в группах, дружелюбие, коллективизм. Развитие мышления, внимания, памяти.

3.Метапредметные задачи:

Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении,

4.Предметные задачи:

Формирование положительной мотивации к чтению.

Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

Развитие воссоздающего воображения.

Оборудование: учебник, мелодия "В гостях у сказки", компьютер,конверт для словарной работы и для составления плана.

Ход урока.

I. Орг. момент.

-У нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем.Улыбнулись друг другу и пожелали друг другу удачи…

2. Сообщение темы и целей урока.(Постановка проблемы)

Звучит мелодия "В гостях у сказки"( слайд 1_)

-Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке литературного чтения? (о сказках).

Да, сегодня мы совершим путешествие в сказку. Побываем в гостях в одной королевской семье, познакомимся с королём и королевой и их единственным сыном.

Интересно узнать, что это за сказка? (да)

Тогда, для начала разгадайте автора этой сказки. Расставьте буквы по порядку и вы узнаете автора этой замечательной сказки. (см. "ребус")Да, это сказка Г.Х.Андерсена. (слайд2)

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя об авторе.

Портрет Андерсена (слайд 3)"

Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать - прачкой. День и ночь она стирала бельё городской знати, стоя по колено в холодной речной воде. Семья жила бедно, но всё для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мать мечтала, чтобы её сын был портным, но Андерсен выбрал себе другой жизненный путь. Он мечтал стать актёром.

Во всём разнообразии людей, красок, звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком - он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Он всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня - дом дляодинокий старых людей) Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережённые гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актёром; но актёра из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.в 17 лет Андерсен сел за школьную парту во втором классе. Единственной отрадой были стихи, которые он не переставал писать. В 20 лет он решил, что главное в его жизни - поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет и принесли ему признание и славу! Прошло уже более 130 лет, а мы с вами до сих пор обращаемся к произведениям этого замечательного сказочника.

Ребята, а какие сказки Андерсена вам знакомы?

"Всем известна крошечная прелестная девочка, выросшая из ячменного зёрнышка. Она такая милая и добрая, что её все любят". ("Дюймовочка")

( слайд4)

"Волшебная история о том, как гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя" (Гадкий утёнок") слайд 5

"В этой сказке мы можем найти ответ на вопрос: "Кто может бороться со страшной выдумкой троля, с зеркалом, в котором отражается только плохое?" ("Снежная королева") слайд 6

В этой сказке говорится о русалочке….( слайд 7)

"Дрожал, но держался стойко и не изменился в лице; ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд." ("Стойкий оловянный солдатик")

"В этой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии" ("Принцесса на горошине")

А сегодня мы поговорим о сказке , которая называется « Принцесса на горошине».

В сказках Г.Х. Андерсена живёт уважение к мужеству; доброта и сочувствие всем, кому плохо; любовь к людям; презрение к чванливым и бессердечным.

2. Физминутка для глаз

3.Словарная работа.( в парах)( слайд 9)

Прежде чем мы приступим к чтению сказки, объясним значение непонятных слов. В конверте возьмите карточки с записанными словами. Прочитайте их и выберите те слова, значение которых вы не знаете. Попробуем объяснить значение этих слов.

принцесса - дочь короля и королевы

сколько угодно - много

отворять - открывать

уверяла- доказывала

тюфяки - мешки, набитые сеном и служащие матрасом.

перины - мешки, набитые пухом или перьями

почивала - отдыхала, спала

музей-собрание редкостей, диковинных предметов

III. Первичное знакомство со сказкой учителем и хорошо читающими детьми до слов "...что она настоящая принцесса."

1.Догадайся…( Ваши предположения)

- Как вы думаете, какая история приключилась с принцессой до того, как она постучалась в ворота замка? ( сломалась королевская карета, и принцесса пошла искать ночлег, так она оказалась у ворот замка.)

2.Чтение сказки до конца.

3. Понравилась ли вам сказка?

.IV/Работа с иллюстрациями( слайд 10)

Кто внимательный?... Назовите персонажи сказки. Сколько их?( король, королева, принц и принцесса)

-На доске высвечиваются названия персонажей и соответственно дети самостоятельно подводят названия к картинкам.

V.Физминутка

VI. Восстановление хода событий сказки.(слайд 11)

1.Игра на внимание и память.

Расположите картинки в определённой последовательности в соответствии с содержанием сказки.

2. Характеристика героев.

- Назовите героев сказки. (принц, принцесса, король, королева)

- А сейчас попробуем составить характеристику главных героев сказки с помощью синквейна.

синквейн "Принцесса"

- Подберите имена прилагательные, характеризующие принцессу. (нежная, чувствительная, маленькая, добрая)

- Почему подобрали именно такие характеристики?

- Подберите слова - действия (глаголы), которые подойдут для характеристики принцессы. (бродила, страдала, промокла, замёрзла)

- Как относится автор к своей героине? ( девушка не обманывала)

- Подберите одно слово, которое будет повторять тему. (настоящая принцесса) А почему же для принца она настоящая?

Ребята ,у меня в руках настоящая волшебная горошина..Кто до нее дотронется, тот должен загадать желание. А чтобы вы сделали если бы у вас была такая горошина?

VI. Рефлексия

- Как вы думаете, почему автор дал такое название(

- А в каких ситуациях можно употребить выражение "принцесса на горошине"? (когда говорят о капризном, изнеженном человеке)

- Выразите свое отношение к сказке….выбери смайлик.



© 2010-2022